Посвящается Анне Даниловне Лейнвебер, которая родилась 20 февраля сего года.
Она - самый маленький член нашей большой семьи,
история которой начинается с Екатерины II
Каждая благородная жизнь оставляет свои нити навсегда вплетёнными в дело мира. Во времена царствования Екатерины II главным делом, требующим реформации, было образование. Екатерина II внимательно изучала опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы и важнейшие педагогические идеи своего времени.
Для развития культуры в Россию были приглашены немцы. Немецкие поселения в России появились после издания в 1762 - 1763 годах императрицей Екатериной II колонизационных манифестов, приглашавших немцев жить в России (Приложение 2) [2], так семьи Елизаветы-Екатерины и Фёдора Прункгарт были приглашены в Россию для преподавания.
Школьная реформа 1780 годов была первой попыткой создать государственную систему народного образования. Хоть Екатерининская реформа и не была доведена до конца, но, тем не менее, она сыграла значительную роль в развитии российского образования. Решение всех этих задач было делом следующего столетия. А судьбы каждой жизни, участвующей в великом деле мира – образовании, навсегда оставили след в истории семьи и государства Российского.
Живы в памяти воспоминания об истинных носителях немецкой культуры, членах нашей семьи, в которой прослеживается учительская династия (по женской линии родства) со времён Екатерины II. Всё это заинтересовало нас, и мы посчитали важным и нужным изучить это своеобразное и самобытное явление – становление и передача из поколения в поколение великой профессии учительства.
Образование от Екатерины II в истории моего рода.
Немецкие поселения в России появились после издания в 1762 - 1763 годах императрицей Екатериной II колонизационных манифестов, приглашавших немцев жить в России. Немецкие колонисты заселили различные области, но основным местом расселения стало Нижнее Поволжье. (Приложение 2) За два с половиной века в России сложилась особая этническая общность – российские немцы. В XVIII-XIX веках положение немцев в России было относительно благополучным. Волевые качества, активность, педантичность, трудолюбие позволили им добиться высот в различных областях науки и культуры.[3]
История моего рода начинается со времён конца ХIХ века с имени Елизавета и находит своё продолжение в начале ХХI века в этом же имени! (Приложение 3) Семьи Елизаветы-Екатерины и Фёдора Прункгарт были приглашены в Россию для преподавания. В дворянских семьях долгое время продолжали традиционно нанимать детям домашних учителей, по большей части иностранцев.[1] Потому, одна из их дочерей, Маргарита, повзрослев и получив достойное образование, работала гувернанткой в одном из богатых в городе Тифлисе домов (ныне г. Тбилиси), воспитывая и обучая маленького Артура. Она очень любила свою работу и эту грузинскую семью, была очень привязана к мальчику.
На тот момент, когда семье Прункгарт пришло приглашение на выезд в Америку, моя пра-прабабушка Маргарита Фёдоровна была помолвлена с Петром- Иваном Яковлевичем Зальцманом и поэтому отказалась уехать. Грузинская семья в награду за хорошее воспитание сына Артура отблагодарила свою гувернантку большим приданым на свадьбу в1912 год. (Приложение 4) В год истории России это событие очень значимо для нашей семьи, так как со дня свадьбы прошло ровно 100 лет.
В период с 1914 года по 1932 год в семье Зальцман родилось 11 детей. Моя бабушка Зальцман Луиза Петровна была третьим ребёнком в семье. Родилась она 1 января 1918 года. Вся многодетная семья Зальцман жила в большом родительском доме на правой стороне реки Волги у Жигулёвских гор. 1932 г. - год неурожаев и голода, умирали дети, умер и отец. 1933 год - коллективизация. Луизе приходилось весной босиком ходить в поле ловить сусликов, чтобы прокормить семью. А когда начинали пробиваться из-под снега растения, всей семьёй собирали корешки, мололи и ели. (Приложение 5) Нелегко жили в те годы, но дружно.
Когда Луизе в 1933 году исполнилось 15 лет, она поступила в Марксистский педагогический техникум на школьное отделение, как и её мать, она хотела воспитывать и обучать детей, о чем свидетельствует её автобиография, написанная 2 июля 1936 года. (Приложение 6) Вскоре умерла мама.
За время пребывания в педтехникуме по данным зачётных сессий, переводных и выпускных испытаний, она получила хорошую оценку академической подготовленности по дисциплинам. Кроме того гражданка Зальцман отработала положенную по учебному плану педпрактику и получила хорошую оценку. Луиза получает квалификацию учительницы в соответствии с профилем отделения. Работала учителем немецкого языка и немецкой литературы. (Приложение 7)
Семья, приглашенная в Россию для развития культуры и образования, продолжала воспитывать в семье уважение к профессии учителя и каждая новая жизнь оставила свои нити навсегда вплетёнными в дело мира – моя прабабушка Зальцман Луиза Петровна – учитель в третьем поколении.
В 1937 году моя прабабушка вышла замуж за физика-математика Германа Адольфа Адольфовича (18(30).03.1916 -…02.1941г). (Приложение 8, 9, 10) И, вновь – семья педагогов, в которой в 1938 году родился сын Артур (13.02.1938 г/р. в с. Советское Советского района Саратовской области - 23.01.1996).
Имя ему дали в честь имени того маленького Артура, той грузинской семьи. А в августе 1940 года мужа призвали в армию на срочную службу в город Моздок… и именно с этого периода в истории семьи наступают тяжёлые годы, годы выдержки и терпения… А ведь всё, возможно, было бы иначе... (Приложение 12)
Тяжёлые годы – след в истории моей семьи
С началом первой мировой войны в 1914 году для русских немцев наступили тяжелые времена: начался процесс отчуждения имущества, запрет преподавания на немецком языке. Шли годы, и… наступил ещё более сложный этап в жизни многих семей.
1940 год, срочная служба в г. Моздок, разлука обещалась быть недолгой, в семье ждали второго ребёнка…
Война… Мой пра-прадедушка был отправлен на борьбу с захватчиками, оттуда прабабушка получала фронтовые письма (Приложение 13). А 28 августа 1941 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья». (Приложение 14) Немцы были обвинены в «сокрытии в своих рядах шпионов и диверсантов». Около 433 тысяч человек – немцев Поволжья – было переселено в Новосибирскую, Омскую области, Алтайский край, Бурятию, Казахстан, Крайний Север и т.д... [1] 75 тысяч немцев оказались в Красноярском крае, часть из них распределили в Бурятию.[2]
Их вывозили целыми семьями в отдалённые места на работы в трудармию в качестве дешёвой рабочей силы. [4] Все они хотели только одного – выжить. Преодолевая жизненные преграды, отдавая всё на благо семьи, эти люди показали пример мужественности, стойкости, истинной веры в светлое будущее.
В июле1941г семья подверглась выселению в Красноярский край, Нижне-Ингарский район, с. Тарамба. (Приложение 15) Согласно приказу НКВД, в феврале 1943г прабабушку переселяют в БМ АССР, Закаменский район, в энергоцех Джидинского вольфрамо-молибденового комбината. «За исключительное трудолюбие» была выдвинута бригадиром рабочих по промывке на бутерах вольфрамо - содержащих песков. (Приложение 16) В ноябре 1945г после демобилизации, переводят на работу счетоводом, бухгалтером, затем старшим бухгалтером (до выхода на пенсию).
И только в 1948 году моя прабабушка получила известие о гибели мужа. (Приложение 17) 20.10.1948г. Закаменский отдел социального обеспечения отправил извещение о гибели Герман Адольфа Адольфовича, а в книге памяти республики Бурятия есть запись, что Герман А.А.1916г.р., Закаменский р-н, немец, служащий, призван в 1941г., рядовой, пропал без вести 02.1942г. [ ] (Приложение 18) Из писем Адольфа к сестре Берте мы знаем, что он был в миномётной роте под Киевом.(Приложение 19, 20, 21)
Потомки семьи Прункгарт – история и современность
Много лет пришлось жить немцам по соседству с русскими, а позже и с бурятами, они помогли выжить немецкому народу в суровом сибирском краю.
Судьба повелела так, что моя прабабушка в 1948 году вышла замуж второй раз за Зейдель Данила Фёдоровича (28.12.1908-06.01.1958) (Приложение 22). У них родились дети: сын Владимир, который умер в младенчестве и моя бабушка Зейдель Нина Даниловна. В 1956г лица немецкой национальности были реабилитированы. (Приложение 23)
Как и родоначальница нашего рода, моя бабушка тоже мечтала быть педагогом и после окончания Баянгольской средней школы поступила в педучилище № 1 г. Улан-Удэ. Окончив училище 1 июля 1971 года (Приложение 24) по направлению Министерства образования приехала работать в Ильинскую среднюю школу, где проработала 35 лет, до выхода на пенсию.
В 1971 г. 10 августа Нина Даниловна вышла замуж за немца Лейнвебер Фёдора Ивановича (21.05.1950), его мать, Шлейнинг Софья Андреевна, и отец, Лейнвебер Иван Андреевич, тоже были сосланы в Сибирь из Поволжья. Моя бабушка и дедушка имеют документы о реабилитации. (Приложение 25, 26) В семье Лейнвебер родились дочери Маргарита(21.04.1980), Лидия(04.09.1981) и сын Данил(11.03.1985).
Моя мама Маргарита и тётя Лидия продолжили учительскую династию, окончив Бурятский Государственный Университет. (Приложение 27) Мама работает в той же школе учителем начальных классов, где проработала много лет моя любимая бабушка. А моя тётя, Лейнвебер Лидия Фёдоровна, закончив БГУ факультет иностранных языков с отличием, учится в аспирантуре МГУ (Приложение 28).
12.04.2001 года родился я, Артур, а 30.06.2008 года родилась моя сестрёнка Лейнвебер Елизавета Алексеевна и 20 февраля 2012 года родилась Лейнвебер Анна Даниловна - самый маленький член нашей большой семьи. Я верю, что мы продолжим веками сложившуюся в нашей семье традицию – быть учителем.
Много лет прошло и после реабилитации немцев, но до сей поры потомки семьи Прункгарт живут в России и чтут память своих близких, бережно хранят медали за доблестный и самоотверженный труд в период ВОВ (Приложение 29), прославляют и передают по наследству великую профессию учителя, берегут семейные реликвии, соблюдают традиции и обычаи… У нас дома, в одной из комнат мы храним вещи в память о прабабушке. Это 2 сундука, с которыми она выезжала на поселение: в одном прятали детей от непогоды, в другом везли самое ценное. Это вышитый моей прабабушкой мешочек, подушечка и многое другое, что ныне бережно храним. (Приложение 30)
Немцы очень трудолюбивы, пунктуальны и дисциплинированы. Практичны и уравновешены. Корректны и вежливы, прямолинейны, но не грубы… Луиза Петровна постаралась не только передать своим потомкам лучшие немецкие черты характера, но и привить положительные русские и бурятские.
Моя прабабушка Луиза Петровна, несмотря на государственные запреты, сумела сохранить старинную библию – уникальный письменный источник веры, который, преодолев 5000 км, был главным атрибутом на свадьбе 30.09.2012 года (Приложение 31,32).
Продолжение прабабушки я вижу в своей бабушке и маме. Несмотря на то, что моя мама Маргарита Фёдоровна много времени уделяет учащимся начальных классов, получает третье высшее образование, она прекрасная экономная хозяйка, сама шьет, у нее особый неповторимый стиль одежды, щепетильно уложенные вещи. Мою маленькую сестренку Лизу она одевает как игрушечку, подбирая на каждый день недели свой красочный, но одинаковый цвет, начиная с бантиков и заканчивая бельём.
Такова история моей семьи. В истории семьи есть отпечаток исторических событий, а значит история моей семьи – это история моей Отчизны. Я очень люблю моих родных. Они всю жизнь трудились, стремились к лучшему, любили и страдали, переживая болезни, голод, нищету, смерть близких, ссылки, репрессии, гонения. Тяжело им было носить страшное имя «враги народа»
Я думаю, если каждый будет чтить своих предков, своё прошлое и настоящее, то история семьи никогда не забудется. Историю семьи предстоит продолжить нам…
Заключение
При изучении теоретических источников и документов, касающихся переселения российских немцев в Россию и в Бурятию, мы узнали, что немецкие колонисты представляли собой своеобразную группу, проследили педагогическую династию в семье по женской линии родства со времён прибытия семьи Прункгарт по приглашению Екатерины II до сегодняшнего времени.
Старейшей представительницей являлась моя прабабушка Луиза Петровна, чьи рассказы я ещё успел услышать. Составили «генеалогическое древо» семьи Прункгарт (Прункгарт – Зальцман – Герман - Зейдель – Лейнвебер); исследовали бытовые условия, культурные ценности, учительскую династию в 5 поколениях, которая очень значима и почитаема в семье.
Прослеживая женскую линию моей родословной со времён конца ХVIII века от Елизаветы Прункгарт до Елизаветы Лейнвебер, а с 20 февраля сего 2012 года со дня рождения Анны Лейнвебер, с удивлением и радостью замечаю, что родоначальницы каждого из звеньев - учителя! И учительская династия начинается. Мечта моей главной родоначальницы Прункгарт Маргариты Фёдоровны и её мамы Елизаветы-Екатерины исполнилась в пяти поколениях! И хочется верить, что мои подрастающие сестрёнки станут учителями, сохраняя в нашей семье сложившуюся веками традицию!
Мы отмечаем, что моя прабабушка сумела сохранить культурные обычаи и традиции, типичные немецкие черты характера и перенести важность и необходимость выполнения главной цели, которую поставила Екатерина II – нести образование людям, быть учителем. Важно то, что она передала все это своим детям, внукам, правнукам и переняла то лучшее, что увидела в российском окружении.
В нашей семье прослеживается взаимосвязь поколений в традициях, профессии педагога и именах (Артур, Маргарита, Лидия, Данил, Фёдор и Елизавета). Интересный момент мною был отмечен при исследовании - у каждого человека на земле есть своё личное имя, каждый человек его получает при рождении и идёт с ним по жизни. Оно является его оберегом, порой определяет его характер, манеру поведения и, возможно, судьбу. Носить своё имя – гордое человеческое право.
Так вот, имя мальчика, который был дорог и любим, воспитан и обучен моей прапрабабушкой Прункгарт Маргаритой Фёдоровной, как история сказки про умного и доброго мальчика была поведана моей прабабушке Зальцман-Герман-Зейдель Луизе Петровне и это имя носил её сын, мой дед. Она в своё время поведала эту историю своим внучкам, т. е. маме и тёте, и была свидетелем рождения своего правнука Артура, т.е. меня. Моё имя имеет многолетнюю историю, вековую сказку, и стало легендой поколений. Имя Артур для меня многозначно и ценно.
Моя любимая прабабушка мечтала иметь дочку по имени Анна, сбылась мечта и эта, теперь в нашей семье есть Аннушка, которой лишь несколько дней от роду, дай Бог, ей много-много счастливых дней, лет и зим.
Благодарю свою бабушку за бережное хранение реликвий семьи, за исчерпывающие беседы дни напролёт, за память, которую я буду вечно хранить и передам своим детям и внукам.
Литература
1. Малиновский Л.В. История немцев в России [Текст]/Л.В. Малиновский. – Барнаул: Позиция, 1996. – 186с.
2. Манифесты 1762 и 1763 гг. — основа правовой базы колонизационной политики России во второй половине XVIII века. [Электронный ресурс] // История немцев России. Б. д. URL: http://www.rusdeutsch.ru/?hist=1&hmenu01=7&hmenu0=2.
3. Нархинова Э.П. Немцы в Бурятии/ Э. П. Нархинова, Е. А. Голубев - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1995. 98 с.
4. Пруссакова Е. Немцы в истории России. Люди и события. [Текст] / Е. Пруссакова//Zeitung für dich. – 2005.- №11. – С. 9.
5. Российские немцы: зигзаги судьбы [Электронный ресурс]. - Электрон. Текстовые дан. (22 422 bytes) режим доступа http://www.russkie.org/index.php?module=fullitem&id=1333.
6. Фрик Г. Во благо всех наших верноподданных [Текст]/Г.Фрик // Globus. – 1991. – № 3. – С.4-6.
Приложение
Манифест Екатерины II о позволении иностранцам селиться в России и о свободном возвращении русских людей, бежавших за границу
15 декабря 1762 г.
4 (15) декабря 1762 г. императрица Екатерина II подписала Манифест «О позволении иностранцам, кроме жидов, выходить и селиться в России и о свободном возвращении в своё отечество русских людей, бежавших за границу». В этом документе декларировались основные принципы политики нового руководства России: увеличение численности населения страны за счёт привлечения иностранцев и амнистия подданных России, покинувших родину.
Идея об организации земледельческих колоний возникла в конце царствования Елизаветы Петровны, но и до этого в России предпринимались попытки принудительного заселения необжитых российских территорий (например, поволжского региона). Крепостное право являлось препятствием для свободного перемещения крестьян в новые районы, поэтому царское правительство, не отказываясь от использования коренного населения страны в освоении новых земель, обратило свои взоры на Запад. Благодаря привлечению иностранных колонистов на протяжении второй половины XVIII — начала XIX вв. были освоены юго-восточные и южные территории Европейской части России.
Манифест от 4 (15) декабря 1762 г., отпечатанный по сотне экземпляров на русском, немецком, французском, английском, польском, чешском и арабском языках Коллегия иностранных дел разослала русским дипломатическим агентам за границей. Данный манифест поручалось «не только известным учинить внесением его в тамошние газеты, но и всевозможное старание прилагать, чтобы оный непременно своё действие иметь мог». Для того чтобы ускорить процесс переезда иностранцев в Россию, необходимо было точно определить гарантии и привилегии, которые предлагались переселенцам, а также установить денежное пособие на путевые издержки.
22 июля (2 августа) 1763 г. были обнародованы два законодательных акта, ставших органичным продолжением Манифеста «О позволении иностранцам…» — Указ «Об учреждении Канцелярии опекунства иностранных колонистов» и Манифест «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых губерниях они пожелают и о дарованных им правах». Эти документы вплоть до проведения реформы 1871 г. стали фундаментом для развития культуры в России.
Приложение
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
УКАЗ
от 28 августа 1941 года
О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья
По достоверным данным, полученным военными властями, среди немецкого населения, проживающего в районах Поволжья, имеются тысячи и десятки тысяч диверсантов и шпионов, которые по сигналу, данному из Германии, должны произвести взрывы в районах, населенных немцами Поволжья.
О наличии такого большого количества диверсантов и шпионов среди немцев Поволжья никто из немцев, проживающих в районах Поволжья, советским властям не сообщал,-следовательно, немецкое население районов Поволжья скрывает в своей среде врагов советского народа и Советской власти.
В случае, если произойдут диверсионные акты, затеянные по указке из Германии немецкими диверсантами и шпионами, в Республике немцев Поволжья или прилегающих районах и случится кровопролитие, Советское правительство по законам военного времени будет вынуждено принять карательные меры против всего немецкого населения Поволжья.
Во избежание таких нежелательных явлений и для предупреждения серьезных кровопролитий Президиум Верховного Совета СССР признал необходимым переселить все немецкое население, проживающее в районах Поволжья, в другие районы с тем, чтобы переселяемые были наделены землей и чтобы им была оказана государственная помощь по устройству в новых районах.
Для расселения выделены изобилующие пахотной землей районы Новосибирской и Омской областей, Алтайского края, Казахстана и другие соседние местности.
В связи с этим Государственному Комитету Обороны предписано срочно произвести переселение всех немцев Поволжья и наделить переселяемых немцев Поволжья землей и угодьями в новых районах.
Председатель Президиума
Верховного Совета СССР
М. КАЛИНИН
Секретарь Президиума
Верховного Совета СССР
А. ГОРКИН
Москва, Кремль
28 августа 1941 г.
Приложение
Указ Президиума Верховного Совета СССР о спецпереселенцах
16 июля 1956 г.
Учитывая, что осуществление ограничений в правовом положении находящихся на спецпоселении чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны с Северного Кавказа, в дальнейшем не вызывает необходимости, Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
1. Снять с учета спецпоселения и освободить из-под административного надзора органов Министерства внутренних дел СССР чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны с Северного Кавказа.
2. Установить, что снятие ограничений по спецпоселению с лиц, перечисленных в статье первой настоящего Указа, не влечет за собой возвращение им имущества, конфискованного при выселении, и что они не имеют права возвращаться в места, откуда были выселены.
История СССР. 1991. № 1. С. 159
Комментарии