Самой дорогой, близкой человеку является малая родина, тот небольшой уголок Земли – будь то деревенька, цветущее село или крупный город – с которым незримыми нитями навсегда связаны самые его сокровенные мысли и чувства, где он родился и вырос, стал человеком.
Родиной мы зовем и тот край, где находится малая родина человека.
Для нас это Улюкчикан.
Где сейчас находится село Улюкчикан, до коллективизации и образования сельскохозяйственной коммуны «Ошон» было чистое поле. Только на правой стороне речки Лукшахаан летом жили несколько семей.
С образованием коммуны в 1929 году начали строить центр села на месте совремнной улицы Братьев Бояновых. Первым делом как очаг культуры воздвигли здание сельского клуба. В 1944 году построили амбулаторию и детские ясли. В тоже время жители стали перевозить в центр свои дома с зимников.
Коммуной купили корову и быка Ярославской породы и жеребца Орловской породы, стали коллективно обрабатывать землю и засевать зерновые. За 2 – 3 года построили коровники, конный двор, крытый сарай для саней, телег, сельхозинвентаря, амбары для зерна и других материалов, столовую, пекарню и т.д. На северо – западе от центра отвели место для кладбища и скотомогильника.
Так начал обживаться центр коммуны «Ошон». Так образовалось село Улюкчикан.
II. Основная часть.
ГИМН УЛЮКЧИКАНА
Угэнь С.Походиевай Хугжэмынь Б. Батодоржиевай
Лугшахаан.
Шобогор оротой Шастаhаа
Шууян ерэдэг hэбшээхэн
Шадалм саанаhаа бурьюулhан
Шэглэлым эдлэhэн Лугшахаан.
Дабталга: Лугшахаан, Лугшахаан тоонтомни
Эгээл hайхан нютаг лэ 2 раза
Хундын еhо заншалаар
Холо ойгуур сурхуулhан.
Олон зоной дээжэ
Хододоол эндэ байhан лэ.
Дабталга:
Тайгын гунзэгы, тала дайдаар
Тубэроо татаhан адуу малнууд.
Залу унэрэй зугаа наданууд
Замхажа хэзээж байгагуй.
Дабталга:
Юртэмсын энэ дуулганда
Юhэн эсэгын зээнэр.
Зала зандан модондол
Задаран байдаг нютагтаа.
Дабталга:
3. Краткая характеристика природы.
Село расположено в Баргузинской долине у подножья Баргузинского хребта. На севере Баргузинский хребет, на юге - р. Баргузин. Хвойные и лиственные леса вплотную прилегают к селу. По территории села протекает ручей Улюкчикан, который впадает в р. Баргузин.
Окружающая флора и фауна богата и разнообразна. Лес смешанный: хвойные и лиственные породы. Растет ель, сосна, пихта, кедр, тополь, береза и др. Лес богат ягодами: брусника, голубика, смородина, кислица, шиповник, боярошник, черемуха.
Животный мир представляют медведи, лисы, косули, кабаны, белки, зайцы, кабарга.
В местных реках и озерах водятся карась, щука, окунь, сорога, сом, сазан, на нерест поднимается омуль.
Имеются пастбища для выпаса скота и сенокосные угодья.
Климат резко – континентальный. Помимо широтного климата для местности характерны воздушные инверсии. Застой холодного воздуха в котловинах приводит к понижению температуры воздуха. Безморозный период продолжается 100 дней. Вегетативный 120 – 140 дней. Во все месяцы, кроме июля, наблюдаются заморозки.
Зима холодная и малоснежная. Весна затяжная с сильными ветрами и заморозками. Лето жаркое с дождями в второй половине. Максимальные температуры: в июле +40, зимой -44.
Поэтому с.Улюкчикан, как и весь Баргузинский район относится к зоне рискованного земледелия.
4. История села.
Села Улюкчикан не было, а был улус Дагальжан. Это слово произошло от бурятского «дахуулжа», что означает «вести за собой, следовать, перекочевывать». Местность Дагальжан находится между двух русел реки Баргузин.
Когда появился колхоз «Улан ошон» в 1927 году, люди начали кочевать в местность «Улюкчикан», что в переводе означает «быстрая река». В Улюкчикане открыли школу, контору, сельский клуб. А в местности Дагальжин остались заимки, у которых остались названия ,данные именем хозяина заимки: Буршалай, Сордо, Мужан, Роман, Тогон.
УЛЮКЧИКАН - русское название
ЛУГШАХААН – бурятское название
«кан» в переводе от эвенкийского «озеро»
(бурятский фольклорист и этнограф С.П. Балдаев)
«лугшаха» в переводе с бурятского «биться, пульсировать»
(бурятско-русский словарь. Автор С.М. Бабушкин г.У-У, 1992г).
«Лугшахаан» в переводе с эвенкийского «быстрая речка».
(информаторы: местные жители)
Дата возникновения: тридцатые-сороковые года 20-го века.
Раньше называлось у. Дагальжин. В переводе с бурятского «дахуулжа» значит «следовать, перекочовывать».
Колхоз имени Кирова.
С 1929 года началась новая жизнь. По обе стороны речки Лугшахаан образовались два самостоятельных коллективных хозяйства. На правой стороне ТОЗ - товарищество по совместной обработке земли. Личные хозяйства не объединяли, только землю обрабатывали вместе. Урожай делили по труду между собой, создавали семенной и страховой фонды. Такая система была самой благоприятной для ведения коллективной работы. Была проблема обработки земли, получения урожая и прибыли. Остальные текущие работы выполнялись сами по себе.
На левой стороне речки образовалась коммуна «Очин». Председателем коммуны был Бадмаев Санжи Бадмаевич. В нее в вступили основном неимущие. Члены обобществляли сво< личное хозяйство,
Урда булаг - Урда филиал - ТОЗ «Улан очин». Председатель ТОЗа - Боянов Ринчин Засунович.
Баруун булаг - Баруун филиал - ТОЗ «Улан туг». Председатель Цыренжапов Цырен Норбоевич.
Зун булаг — хойто филиал - Улзаха.
Первыми членами коммуны были Буян Засулов с детьми - сыновьями Ринчином, Эрдыки, Будой, Бужиглаем, дочерью Дулмажаб, а также Анна Иннокентьевна Тараскйна,
Мужан Засулов с сыном Гомбо, Шобашко Кондаков, Балдан Тибошкеев, Радна Кукшинов с сыновьями Бадма и Доржи, дочерью Шогой, Цырен и Дугар Елбоевы, Шагдур Походиев, У хин Шалпанов с сыновьями Арсаланом, Пилданом, Будой, Цыремпилом. Из Улюна в коммуну входили Бардалин Бободи - Бадма Бардашин и пятеро его сыновей - Санжк, Очир, Лубсан. Эрдъши, Буда, Будюдины Будашка и Тэхэ, Санжидма Сундуевна Ринчиновна.
В 1932 году коммуна была реорганизована в артель.
В 1933 году на базе коммуны коммунары и тозовцы объединились и организовали колхоз им. Кирова по уставу член колхоза имел право содержать одну дойную корову с приплодом, одну голову молодняка, свой дом, приусадебный участок. Узнав суть колхозного устава, многие единоличники вступили колхоз. Заработок начислялся в трудоднях. Председателю и кузнецу начисляли по 1,5 трудодня в день, счетоводу 1,2 трудодня. Остальным по норме выработки. Оплата была натуральная. В конце года подсчитывали трудодни, полученную за год продукцию делили на трудодни после сдачи госпоставок.
Колхоз стал много строить типовых объектов: в том числе коровник, телятник, ягнятник, кошару, свинарник, конюшню. На Куйтуне стали строить полевой стан - столовую, спальный корпус, два больших склада. Бригадиром строителей работал Очир Гармаевич Ламажапов,
В разные годы председателями колхоза работали:
Ринчинов Дутар Хабруевич
Баяндуев Цырен Норбоевич
Ангаров Бато Доржиевич
Гомбоев Гарма Мужанович
Бубеев Радна Сагалаевич
Бадмаев Санжи Бадмаевич.
В колхозе было четыре молочные фермы, которые распологались на заимках Мужан, Буршалай, Сордо и Роман. На заимке Сор до работал сепараторный пункт, сюда на телегах возили с других заимок молоко в бидонах. Обрат молока возили на свиноферму.
В 1939 году Гарма Мужанович Гомбоев был награжден путевкой на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку за лучший бухгалтерский учет и досрочное составление годовых отчетов за 1937 -38гг.
В 1941 году за высокие надои молока также была награждена путевкой в Москву-доярка Дарижаб Эрхитуева. Но доехав до Свердловска, она вернулась обратно - началась Великая Отечественная война.
Наступил 1941 год - самый тяжелый и трагический год для всех советских людей.
С первых дней войны стали призываться мужчины из нашего звена и колхоза. В их числе ушел на войну наш звеньевой Арсалан Ухинов, его брат Буда, Хандуев Даши, Бубеев Манзар, Ламажаповы Будашка и Очирдон, Доржи и Бадма Ринчиновы, Найдан Тыхеев, Батоаб Тогонов, Бубеев Раднашка, Гарма и Дамба Очировы. Был призван на войну и председатель колхоза Бато Ангаров и др.
В октябре начали отбирать лошадей в фонд РККА. Отбор лошадей возложен на заведующую Улюнским зооветеринарным участком Бутыд Гармаевну Чимитцыренову.
Из оставшихся сенокосчиков сгруппировали новые звенья с другими звеньевыми на заимке Роман им был Эрдыни Эрхитуев, Сордо - Цырен Будаев, Буршалай - Насагма Ринчинова. При уборке урожая косили тремя жатками, машинистами были Радна Мункуев, Ринчин Романов, Сундаров Бадма, им помогали подростки Дондоп Раднаев, Прокопий Гомбоев, Будажап Будаев, Пурбо Очиров, Эрдыни Дугаров и Володя Тараскин.
Доярки Дарима Соктоева, Чимитсо Цыренова, Дулгар Ринчинова, закончив утреннюю дойку отправлялись на быке в лес за дровами.
Колхоз продолжал перевозить грузы для золотодобытчиков. Зимой из Усть - Баргузина доставляли грузы до Карафтита Радна Мункуев, Санжидма Сонголова, Цыцык Очирова, Дугаров Эрдыни.
Летом 1942 года колхозники Цыремпил Ухинов, Буха Маланов, Будажап Будаев и Эрдыни Дугаров. Перегоняли скот 200 голов скота через Читканский перевал в Джидински] район, на станцию Дырестуй в счет государственных поставок.
В августе 1942 года Буда Боянов, Вандан Базаров, Санжидма Ринчинова и Цыцык Очирова погрузили на пороход «Ангара» 1500 овец и повезли их для сдачи на Иркутский мясокомбинат в счет тех же госпоставок. Так трудились в Великую Отечественную войну труженики Улюкчиканского колхоза.
Зимой 1946 года несколько колхозников поехали в колхоз имени Свердлова в Карамодун. Они ездили на сортировку зерна в счет семенного фонда.
Весной 1947 года этими сортовыми семенами посеяли поля колхоза. А осенью поспез невиданный урожай, с гектара получали по 30 - 40 центнеров.
Весной 1948 года по результатам наилучшего сбора урожая за 1947 год из нашего колхоза удостоились звания Героя Социалистического труда: Радна Сагалаевич Бубеев, бригадир Ринчин Ванюшкеевич Эрдыниев, звеньевой Сандажап Баяндуевич Чойропов. Многие колхозники были награждены орденами и медалями.
В том же году колхоз построил более мощную мельницу.
Большой вклад в строительство колхозных объектов внесли четыре колхозника Буда Бубеев, его дочь Шогой, Буда и Ламажап Донгитовы. Они круглый год занимались заготовь и вывозкой леса на пилораму и строительные объекты.
Так своими делами и заботами просуществовало в Улюкчикане коллективное хозяйство.
В марте 1952 года объединились два колхоза: им. Кирова из Улюкчикана и колхоз им. Ленина из Улюна. Объединенный колхоз стал называться именем Ленина. После слияния село Улюн стал центральной усадьбой, и сюда стали перевозить контору, амбулаторию, магазин, кузницу, здание пилорамы и т.д.
Председатели колхоза:
Эрдыниев Бадма Потхоевич
Будеев Будажап Батуевич
Устинов Егор.
5. Святые места.
1. «Шастиин ундэр» - Место собрания богов. Шаманы района при обращении к богам третьим по счету называют Шастиин ундэр. По его вершине местные жители предсказывают погоду. Если будут холода, то обязательно «Шастиин ундэр» топит «печь».
2. «Эхын жалга», «Эхын ялга»- «Материнская падь» - священное место, отсюда с 12 века началось заселение местности с.Улюкчикан. Здесь в настоящее время покланяются отъезжающие надолго из села; поклоняются за улучшение благосостояния.
3. «Обоо» - Место совершения обряда «Обоо».
4. Глазной аршан - Водой лечат различные заболевания. Здесь ежегодно совершается Буддийский обряд поклонения хозяину воды «Лусууд».
5. Байса - «Святое место». Здесь нельзя показываться в пьяном виде, нельзя брызгать водой, архи. Обряд поклонения белой пищей.
6. Лесной аршан - Здесь излечивают людей от болезней сердечно- сосудистой системы, печени, желудка, кишечника. Принимают ванну, лечатся грязью.
Комментарии