Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

История рода табангутов

4 марта 2012
История рода табангутов

  

История каждого народа большого или малого, представляет собой уникальную общечеловеческую ценность, которая достойна бережного хранения, глубокого изучения  и осмысления. Народы и народности сложились в своем развитии из разных родов и племен, которые в большинстве своем уже ушли в прошлое.

 

В работе М.Н.Богданова «Очерки истории бурят-монгольского народа» в  1700 г- подгородные (на основе различных исторических источников приводятся следующие данные о переселениях из Монголии. Самыми первыми перебрались сюда в 1630 году монгольского Сэцэн – хана сартулы,

 

в 1665 г – Сайн-найоновские атаганы,

 

в  1684г – тушету – хановские цонголы,

 

Сэцэн хановские табангуты переселились в 1718г, 1720 и 1722 годах.

 

С.А.Токарев указывает, что «в 1660-х годах табангуты кочевали где-то в бассейне Селенги, по крайней мере, к востоку от нее, доходя до Еравнинского озера, и что  они держались независимо и не платили ясака. России  табангуты покорились не сразу. О них знали даже тогда. Они проявляли во время российских нападений больше мужества, чем другие сибиряки. Именно поэтому табангутов было принято решение включить в казаки и доверить охрану границы».

 

По историческим запискам о восьми селенгинских родах табангуты пришли в пределы России Сэцэн – хановского аймака Монголии в 1722 году. 

 

Табангуты роста среднего притом очень статны и вертлявы. Лицо у них не столько плоское как у калмыков и краска на нем живая. Глаза маленькие и вострые, нос небольшой и сухощавый, уши обыкновенной величины, волосы черные и прямые, борода жидкая, а у некоторых совсем волосом не ощущается голос негромкий, но властный. Молодые женщины очень приманчивы по причине изрядного расположения лица. Старухи приводят в ужас своими как угли глазами.

 

Старики до последнего бодры и редко бывают седыми в делах ловки и мудры. У них всегда на языке и на деле то, что на сердце. Лгать кажется им дурно. Довольствуясь самыми необходимыми надобностями ни к чему кроме оных не имеют пристрастия. Горести сего дня не растворяют, они попечением о заутре но, паче делятся со всякими кто бы у них ни случился последним куском бескорыстно делится и съедают, с веселостью не унывают, что могут остаться голодным.

 

В делах их видны осторожность рачение и способность. Они очень быстро перенимают другие языки. В верховой езде  в зверином промысле и в стрелянии  искусны. Язык на слух мягок, для выговору удобен.

 

Табангуты переселившиеся в начале 18 века из Монголии, расселились по рекам Ичетуй и Цагатуй  (возглавлял их Батан - дархан), другая группа во главе с Шитэй – хурамши поселилась у устья Северной Кяхты, третью группу, обосновавшуюся между Чикоем и Селенгой, возглавлял некий Божонхан.

 

В предании записанном в 1926 году В.В.Поповым, одна местность на Ичётуе называлась Урянхай, потому что во  времена  смуты галдан – Бошокто, как гласило предание, четыре брата из рода Зэльмэн урянхай бежали из Юго – Западной Монголии в Россию и остались жить на Ичетуе.

 

Ко времени прихода их на Ичетуй никого здесь не было. Лишь в  местности, называемой Дабхур, в восьми верстах от Урянхая, жил лама Цагахан из атаганова рода со своими сородичами, перебежчиками из  Монголии. Урянхайцы  кормились у них, так как были бедными. По утверждению осведомителя Будожаба Доржиевича Гармаева (82 года), по имени Цагахан эта местность названа Цагаатайн Намаг (ныне село Цагатуй Джидинского района).

 

После урянхайцев из Северо – Западной Монголии прибыли сартулы, оставшиеся жить в пади, в Верхнем Ичетуе. За сартурами переселились три брата табангутского рода.

Ханда Унаганова Цыбенова, проживавшего в селе Н-Ичетуй, рассказала стихотворную легенду о переселении табангутов во времена Тушету – хана. Она начинается такими словами:

 

Гүү гурбан жэл субайруулжа

Гунан шарын махые хатаажа

Гуй олон цууханд багтааж

Гурбан һара морео уяжа

Зуун хойто оросой

Баатар сагаан хаанай

Албата болохо гэжэ

Түшээтэ хаанай туерээн соо

Табангууд ясанай улад

Һайн  ламада хэшэгээ үзүүлжэ

Мордохын Сара удэры гаргуулжа

Монголоос гарсан түүхэтэй

 

Три года оставляя кобылиц яловыми

Высушивая мясо трёхлетнего быка

Помещая его во множество пузырей мочевых

Три месяца выстаивая коней своих,

Пожелали стать поданными,

Богатырского белого царя

Находящегося на северо-восточной стороне,

Обратились для благословения к мудрому ламе,

Определил он день и  месяц отъезда

Во времена смуты Тушету – хана,

Вышли беженцами из Монголии

Люди табангутского рода,

Такова история их переселения.

 

В предании далее говорится о том, что старший брат их трёх табангутов поселился в Нижнем – Ичётуе, почему местность  в то время называлась  первой Табангутской.

Местность Сарабдайн Хутэл, где  раньше обитали табангуты, как уже было сказано, находится в двух километрах от села Нижний – Ичетуй. В нем до сих пор живут буряты первого табангутского рода

 

Отсюда можно предположить, что предки Доржи Банзарова жили среди бурят  первого табангутского рода и административно относились к табангутам.   

В 2008 году в апреле месяце к нам в село приехал Бандидо Хамбо лама Дамба Бадмаевич Аюшеев с интересным и неожиданным предложением о  строительстве дацана на старом месте. Приехал и рассказал о нашем табангутском роде. Оказывается, наш род представляет историю республики. В свое время о табангутах знали многие, даже девушек из нашего рода боялись брать в жены. Они отличались сплоченностью, верностью,непокорностью и дружбой на всю жизнь.

 

Жители села среагировали очень ответственно и буквально за 3 месяца на свои средства поставили дуган, дом для ламбагайя. Здесь большая спонсорская помощь оказана нашими преуспевающими бизнесменами Шагжитаровым Валерием Павловичем, братьями Батожаповыми, Айсуевым Цырен Борисовичем, Рабдаевым Дондок Ивановичем.

 

Летом 2009 года было открытие дугана, который был построен за очень короткое время. Шэрэтуем дугана  назначен Баир-лама.

 

Цыбикова Т.Б.

Автор: midagma
Просмотров: 14143

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал

Популярное

История рода табангутов
04.03.2012
Нижний Ичетуй
ДОРЖИ БАНЗАРОВ
01.03.2012
Нижний Ичетуй
История и традиция школы.
19.03.2012
Нижний Ичетуй
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -