Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Семейские

1 марта 2012

Старообрядцы Забайкалья. Это яркая и древняя ветвь русского народа. Семейские в силу своих религиозно-этических и этнических убеждений сохранили в своей культуре и быту, в образе жизни очень много положительных, привлекательных черт: крепость нравственных устоев, культ семьи и почитание старших, завидное трудолюбие, добротно срубленные дома, национальную одежду, старорусские обычаи и обряды, книги и иконы дониконианского письма.


Все это позволяет выделить их в своеобразную этноконфессиональную группу русского населения Сибири, вернее, в яркую этническую ветвь русского народа. До наших дней они сохранили золотой фонд русской национальной культуры, которая в значительной степени утрачена в основной части народа.

Расселившись в Забайкалье, семейские уже в середине XIX в. освоили все близлежащие отведенные им земли. В настоящее время они проживают в Бичурском, Мухоршибирском, Тарбагатайском, Заиграевском, Хоринском, Кижингинском, Еравнинском и других районах Бурятии и в Читинской области.

Историческая справка

История их появления за Байкалом тесно связана с церковной реформой патриарха Никона в 1653-1660 г.г. Последователи древнего православия не приняли эту реформу и были объявлены вне закона. Их стали жестоко преследовать, сажать в тюрьмы, ссылать на каторгу, мучить, резать языки. Об этом ярко написано в житии протопопа Аввакума - одного из самых ярких вождей старообрядчества. Потомки семейских бежали за рубеж и оказались в польских пределах. На территории Речи Посполитой они прожили примерно около 100 лет. Туда стекались последователи старой веры из разных областей России (из южных, центральных и северных). В результате подобного синтеза образовалась группа, впитавшая в свою культуру особенности тех мест, откуда они вышли. Наряду с южнорусским диалектом в их культуре обнаруживаем комплекс одежды центральной России с некоторым влиянием белорусов и украинцев, дома на высокой подклети сюверно - русского типа, с древнерусскими росписями и т.п. Сложный отпечаток различных этнокультурных напластований придал особое очарование их материальной и духовной культуре.

В царствование Екатерины II их насильственно с помощью военной силы выселили из пределов Польши, Белоруссии и Украины в Сибирь. Старообрядцы в царское время были лишены многих гражданских прав. Они не могли иметь своего главу администрации, не могли выбирать из своей среды волостного старосту, не могли открыто исполнять свои религиозные обряды. Построенные ими церкви закрывались. Особенно ретиво с ними расправлялись в царствование Петра I, Николая I, свобода вероисповедания была дана только в 1905 году. Их перестали называть раскольниками, хотя они ими никогда не являлись, сохраняя старую православную веру.

Как и другие старообрядческие группы, живущие в России и во всем мире, они представляют два направления - поповцы и беспоповцы, последние делятся на толки - темноверцы, светловерцы, федосеевцы, поморцы, песочники. Среди Забайкальских старообрядцев не было ни самосожженцев, ни «Капитонов», ни бегунов, ни странников. В 1922 г. у старообрядцев Забайкалья, (без Бичурского и Красночикойского районов) насчитывалось 81 культовое учреждение - церкви, часовни, моленные дома, К 1941 г. все они были закрыты, здания переданы сельсоветам и использовались под хозяйственные и культурные нужды. Уничтожение культовой системы нанесло непоправимый урон забайкальскому старообрядчеству.

Приверженность семейских к старой вере, к старым обрядам и их компактное проживание за Байкалом помогли сохранить им многие черты древней русской культуры. Старообрядцы, возникнув как оппозиция официальной церкви и властям, не принесли зла России, а наоборот, содействовали её развитию, сохраняя лицо русского человека. Они сохраняли традиционный быт, социально-конфессиональные связи, традиции самоорганизации с образованием общинно-клановых товариществ. Все это помогло им выстоять в период гонений и сохранить религиозно-этическую и этническую самобытность в течение столетий. Особенно строго соблюдались их духовно-нравственные идеалы. Но насаждение атеизма в советское время и борьба со старыми обычаями и обрядами в их быту, разрушение традиционного хозяйствования, раскулачивание - все это привело к резкому упадку их традиционной культуры, сохранялись отдельные островки, которые ныне необходимо сохранить: ибо они ярко отражают ту самобытную культуру русских в регионе Забайкалья. Утрата их культуры несомненно сузит культурное разнообразие Мира.

Поселенные более или менее компактно, они образовали настоящий анклав старообрядческих поселений с их самобытной культурой. Русские староверы, выведенные из Польши, составили в Верхнеудинском уезде 92,7% общего числа переселенцев. К концу XVIII века Западное Забайкалье благодаря переселенным сюда старообрядцам с их недюжинным трудолюбием и земледельческим талантом становится житницей края. Они первыми в Сибири стали обрабатывать землю плугами.

Своеобразие культуры семейских оформилось не сразу. Его исток в культуре Древней Руси, основные элементы сложились в XVI-XVII вв. в пределах Центра, Юга и Севера России, которые получили дополнительное оформление во время проживания их в польских пределах. Некоторые особенности формы материальной культуры, в частности специфику животноводства они заимствовали у бурят.Говор старообрядцев Забайкалья акающий, южнорусский, часть украшений тоже южнорусского происхождения, а в одежде и в жилище семейские сохраняют центрально-северно русские традиции. Этим объясняется яркий колорит, и самобытность их культуры.Их духовно-бытовая и нравственная жизнь имеет свой исток в культурной традиции древней Руси. Многие их духовно-нравственные поступки восходят к времени создания известных памятников Древней Руси (Домостроя и стоглава).  

 

Культура и быт


Cамобытная культура семейских Забайкалья нашла достаточно полное отражение и в архитектуре. В ряду сибирских поселений живописные семейские села имеют особый «лик», узнаваемый даже неискушенным наблюдателем.Длинные многокилометровые улицы, повторяющие причудливые изгибы естественного ландшафта, застроенные добротно срубленными жилыми домами, обнесенными высокими заплотами, создают неповторимый колорит семейского поселения. Феномен архитектуры семейских Забайкалья невозможно объяснить одними только архитектурными формами или глубокими исторически сложившимися строительными традициями. В элементах декоративного убранства жилых домов - оконных наличниках,пропильных подзорах карнизов, рельефной резьбе зачастую узнается «почерк» городских мастеров или мастеров из близлежащих русских старожильческих и бурятских поселений.

 

Шестистенные дома-связи, или пятистенки, так им полюбившиеся, повсеместно встречаются в сибирских деревнях и селах.Преобладающая часть семейских поселений сформировалась из русских старожильческих деревень, существовавших до их переселения. Но тем не менее архитектура семейских самобытна и узнаваема, обладает особыми, только им присущими качествами. И корни этой самобытности в особом духе и укладе жизни семейского населения.В избах у забайкальских старообрядцев всегда очень чисто и опрятно. Пол застилается коврами - половиками, ранее посыпался песком. Особое место в избе занимал красный угол, в котором размещались иконы.Семейские бережно хранили и хранят их поныне, передавая их  из поколения в поколение. Тут же на угловом столике стояла кадильница, лежали свечи, на стене висели «лестовки» четки) и «подрушники» - подручники - сшитые из лоскутков четырехугольные подушечки, которыми пользовались при земных поклонах. Вправо и влево от божницы идут широкие деревянные лавки или расставлены стулья. Перед ними стоит обеденный стол. У стены, в стороне, обычно стоит столик, накрытый «базарской» скатертью, перед столиком висит зеркало, по обеим сторонам которого свешиваются концы «рушника» -полотенца.

В углу у входа стоит кровать, украшенная рисунками и резьбой. Над кроватью располагались высокие полати, на которых зимой спала большая часть семейства. В противоположном углу, как правило, находилась большая русская печь, опечек которой разрисовывался разными цветами и птицами. Излюбленный мотив росписи - распустившийся цветок с белыми или красными лепестками, с зелеными листьями, витыми побегами стеблей.Помещение перед печью - куть, часто отделялось «заборкой»- перегородкой из досок или занавеской. Между печью и боковой стеной было небольшое помещение - «запечка», где хранилась вся необходимая домашняя посуда. Перед печью расположен лаз в «подполье», где хранились соления и картошка. Подполье изнутри иногда было обито досками, в нем устраивались полки для посуды и выкапывалась яма для овощей. В подполье также очень чисто и прибрано, на полках расставлена - «молосная» посуда в посты, «постная» в мясоед. Семейские не использовали в пост горшки, чугуны, сковороды и тарелки, которые были в обиходе в мясоед.

Переселяясь за Байкал, старообрядцы, как самое святое, везли с собой иконы и древние фолианты. Рукописи и книги, изданные еще до раскола, имелись в каждой семье, бережно хранились и передавались из поколения в поколение. Семейные книжные собрания по мере возможности пополнялись. На территории Бурятии обнаружены подлинные шедевры: первопечатные издания Ивана Федорова, Петра Мстиславца и книги типографии Мамоничей, которые относятся к концу XVI века. Местной книжно-рукописной традиции около двухсот лет. Известны рукописные Евангелия, Апостолы, другие богослужебные книги, Распространены также крюковые певческие рукописи, сборники духовных стихов, многочисленные рукописные вопросно-ответные сочинения, полемические сборники. В Забайкалье выявлено много книжных старообрядческих собраний, владельцами которых были священники, уставщики, рядовые верующие. Они давали читать книги односельчанам и жителям других деревень. Это было обычным явлением: «Скорее солнце остановится, чем книга будет лежать на одном месте».

Музыкальное творчество

Высокую оценку творчества семейских заслуживает их песенное мастерство и своеобразная техника исполнения песен.

Если попытаться выделить самый общий, объединяющий признак семейских песен, следует в первую очередь указать на обязательный для семейских песен многоголосный склад. Ни один из подлинных мастеров пения не возьмётся спеть семейскую песню в одиночку, так как не мыслит её одноголосного существования. Именно принципы многоголосного распева крестьянской протяжной песни, бережно хранимые и приумножаемые на протяжении многих веков, сообщают неповторимый, самобытный колорит песенной культуре семейских.

Многоголосный распев семейских включает в себя множество специальных приемов, обеспечивающих наибольшее раскрытие музыкального богатства песни.

Одним из приемов в семейском распеве является вставка дополнительных гласных. Ими порой обрастает почти каждый слог, отчего неузнаваемо меняется и звучание текста, и его структура. Обилие дополнительных слогов создает прочную опору протяженным мелодическим линиям отдельных голосов в многоголосном целом семейского распева. Введение в распев дополнительных слогов в таком количестве не характерно для исполнителей других русских этнографических областей. Обилие слоговых вставок сообщает семейскому распеву неповторимую звуковую окраску: у слушателей возникает впечатление, что песня исполняется на незнакомом языке. Именно увеличение количества слогов способствует более чёткой ритмической организации напева и обеспечивает ему сквозное развитие. Интересно, что эта отличительная особенность музыкального языка семейских протяжных песен находит известную аналогию в некоторых явлениях древнерусского церковно-певческого искусства.

Речь идёт об аненайках, хомонии и хабувах - вставных дополнительных слогах и гласных в распеве слов, характерных для церковно-певческого обихода XVI-XVH веков. Этот специфический феномен в народно-песенной традиции семейских имеет очевидный реликтовый характер.

Разумеется, использование данных приемов в совокупности крайне затрудняет восприятие поэтического текста песен. Между тем для самих семейских это не является препятствием: сюжет традиционно исполняемых песен хорошо известен как певцам, так и их слушателям.

Словесный текст песни - лишь канва, на которой искусные мастера "вышивают" её настоящий "текст" - музыкальный. Образное содержание песни, её настроение и смысл создаются музыкальными средствами, раскрываются слушателям в ведении голосов, в звуковом богатстве подголосочно-полифонической ткани напева. Семейские певцы отлично владеют приемами голосоведения, перекрещивания голосов, парирования.

Глубоко продуманное, постепенное включение многих голосов ведет к полифоническому наслоению всё новых и новых коротких интонационных подпевок. Они возникают в партиях разных голосов в результате распева дополнительных слогов и междометий. Поскольку напев имеет свои естественные верхние и нижние границы, а все близлежащие зоны распева вскоре оказываются уже занятыми, фактура напева неуклонно уплотняется: мелодические линии вступающих голосов, наслаиваясь, образуют диссонирующие звуковые комплексы, состоящие из нескольких одновременно звучащих секундовых сочетаний. Плотная фактура, наполненная жесткими звучаниями параллельно движущихся квинт, неприготовленных и неразрешаемых увеличенных интервалов и многозвучных диссонансов - отличительный признак многих старинных протяжных песен семейских.

Родство семейского распева с древнерусским строчным, путевым и демественным распевом проявляется не только в использовании хабуев, но и в особенностях многоголосной фактуры с её предельно свободным голосоведением, и в сходной интонационной структуре напевов. Связи эти носят глубинный, исторически обоснованный характер и отсылают нас к эпохе зарождения и становления многоголосных форм народного и профессионального музыкального мышления. Общепринято датировать эту эпоху второй половиной XVI - началом XVII века.

Семейские сохранили и донесли до наших дней не только уникальный распев, но и огромное количество текстов русских протяжных, шуточных, плясовых, хороводных, бытовых песен, а также песен тюрьмы и каторги.

Автор: olga32
Просмотров: 10084

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -