Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Казачество

1 марта 2012

В истории российского   казачества достойное место принадлежит Забайкальским бурятам-казакам, в том числе казакам нашего села. В течении нескольких столетий они   верно и исправно несли караульную службу на восточных рубежах российского государства.

 

С 18 века часть джидинских бурят была занята на охране государственной границы и поэтому была причислена к казачьему сословию. Благодаря усилиям русского дипломата Саввы Рагузинского в 1927 году был заключен Буринский договор, установивший границу между Россией и Монголией. Первоначально казаки - буряты несли службу без огнестрельного оружия, имея лишь луки и стрелы. Только при генерал - губернаторе  Муравьеве -Амурском, буряты - казаки были приравнены в штатах и вооружении к русскому казачеству. Начало официального бурятского казачества относится к 1764 году. Сенат учредил 4 бурятских конных казачьих полка: Ашабагатский, Цонгольский, Атагановский и Сартульский.

 

Главным атаманом Бурятского казачьего войска был назначен зайсан ашабагатского рода Цырен Бадлуев, который на этом посту находился 38 лет. Интересна история   казачества и нашего села. Из 9-ти коренных родов села Алцак в 5 -ти были представители казачьего сословия.

 

Казаки нашего полка несли караульную службу в  Харацае. Служба была очень трудной и обременительной для семьи.

 

Первыми   казаками из села были представители племени булагад (соболь), все мужчины этого рода должны были нести казачью службу. В роде «харай» казаками были только сыновья  Гомбо (Хасаг, Дарибун, Цыбен). Из рода «хухыд» несли караульную службу четверо сыновей Амгалана, из рода «хэрдэг» сыновья Мундарги и   Тугэта.

 

Для охраны границы прибыли причисленные к Харацайской   заставе представители других  бурятских племен. Остановились на жительство в селах Алцак и Багдаха, поскольку эти села были населены бурятами и находились вблизи Харацайской заставы. Из местности Харанхой и Тамчи прибыли представители рода «хачинууд». Для несения службы в Харацайском карауле из местности Юроо прибыл Жамбал (Паивал) из рода «алагуй». Из рода «хурлааг»   казак Ринчин приехал с Темника. Сыновья Ендэбэ из цонгольского рода  тоже заселились в Алцаке   поближе к месту нанесения службы. С момента установления границы-с 1727г. по 1764 годы без каких -либо письменных уставов, без материальной помощи 37 лет несли караульную службу   селенгинекие буряты от Кяхты до Харацая. Они обеспечивали   13 караулов.

 

С Харацая за запад  службу несли закаменские буряты. Было 6 джидинских и 3 армакских - хамниганских караула. Дальше до Торы Тункинской долины было 6 караулов. Тункинские буряты и сойоты караулили по вершине Мундарги до Енисея. Казачья служба была не из легких, но зато престижная. По положению казаки полностью за свой счет должны были справить себе обмундирование на четыре года службы. Сукно, из которого шили военную форму, стоило очень дорого, дорогим было ее шитье. Казак также должен был приготовить себе доброго коня, с полной амуницией, заплатить государству  десять рублей за право носить сабли (по тем временам это были не малые деньги). Только состоятельные родители имели возможность собрать своих сыновей для службы. Неимеющие такой возможности нанимались в батраки. Но не редкими бывали случаи, когда сообща всем казачеством снаряжали для службы того, у кого не было родителей или родственников.

 

Алцакские служивые люди были полностью под властью Харацайского атамана, а улусные люди относились к Селенгинской Степной Думе.

 

В 1894 - 95 -х годах проходила японско - китайская война, в которой участвовала Россия. На эту войну были призваны многие казаки нашего села. Там погиб Дулзенэй Данзан, после войны   по дороге домой скончался от ран Цыбээнэй Хубарак.

 

Старожилы села помнят историю службы казаков Бурин - Жаргала Жамбалова и Цырена Карпушкеева, служивших на Дальнем Востоке, на реке Амур. Отслужив, но, не имея  возможности прокормить себя на обратном пути домой, они продали все, что имели, в том числе и коней. Питаясь на вырученные деньги, они возвратились домой пешком.

 

В 1861 году провели разделение земель: по правому берегу речки Алцак стали жить казаки, получавшие участки земли с 18 лет, а по левому берегу -оседлые, земля выделялась им с рождения. Женщинам наделы земель не выделялись.

 

Если казак имел право владения тремя десятками земли, то простой гражданин (отог зон) - всего полтора десятка земли, т.е. сенокосными угодьями. Посевные площади не делили, обрабатывали, кто, сколько мог вспахать. Каждый год в марте месяце созывалось общее собрание, которое передавало земли умерших или родственникам их, или тем, кто достиг к тому времени возраста, дающего право владеть землей.

 

В силу особых бытовых условий люди строили на своих участках зимние дома, а летние ставили в других местах. Состоятельные имели и весенний (хабаржаан), и осенний (намаржаан) дома. Поэтому в течение года перекочевывали с места на место по два - три раза. Каждое племя имело свои постоянные (основные) места жительства, вот почему сейчас представители разных племен покланяются духам - хозяевам разных гор и долин. Каждое племя сохранило свою родовую легенду, где содержится немало поучительного и занимательного для потомков. В истории каждого племени есть немало таких деталей, которыми можно гордиться.

 

К примеру, представители племени хухыд (кукушки) славились прекрасными голосами. Амурову Содному выпала честь исполнить песню для Доржи Банзарова. Видный ученый был в наших краях проездом: дорога до Иркутска пролегала тогда через наше село, через   Почтовый хребет.   В окрестностях Алцака проходит часть Игумновского тракта.   В 1834 году известный кяхтинский купец Н.М. Игумнов подал царскому правительству прошение на прокладку через Хамар - Дабаан частной дороги и принял первоначальные расходы на свой счёт.

 

31 октября 1843 года В Селенгинскую Степную Думу Верхнеудинского округа Селенгинского Ведомства Сартолова рода Обще Из числа казаков и ясочных инородцев

 

Необходимость пробуждает по образ В стопами Опыт Думы в следующих обстоятельствах.

Покорейшее прошение

 

В давних годах предки наши были из монгольских выродках, добровольно пожелали вступить подданство Белого царя Великой России, которых были коих царь тогда принять и повелеть заселеваться в селе краю, почему они, приискав, удобное под жительство, свое местечко называемой Жиды, тут по обыкновению прочих инородцев обзавелись постоянными домовыми жительствами и всеми хозяйственными заведениями, скотоводством, также и имеем склонность к земледельческой промышленности. Здесь проживали много людей, пришли от племени рода человеческого в довольное умножение, и жили до 1800годаво всем исправно и хорошо безовсякого от кого либо стеснения с того 1800 года по случаю обмежевания через уездного землемера 9 класса обмереть всех урочищ всего края, угодно было начальству предков наших переселить на другое место по речкам называемым с. Алцаку, и Подхулдочи, с. Ахоты перво занимаемая Жидинская урочища, поселены Государственные поселяне Торейского и Нарынского селений пс сему предмету деды и отцы исполняя волю начальства переселившись в это вышесказанные речки с. Алцак, Подхулдочи, чуть также и тут обзавелись всеми домовыми хозяйственными обзаведениями, хотя удобства против первого входения достаточно.

 

Жили и оплачивали Государственные полати и повинности исправно дс 1806 года в котором году по Высочайшему повелению поселены вольно отпущенные в энного ведомства поселяны в урочище наши по речке Алцаку которыми также были полныя пропорцией под хлебопашество и сенокошение земли этведены по этой речке, из дачь нашего владения на которых землях они жили по водворению их несколько время и начинали производить хлебопашество по случаю холодному климату воздуха распространить такового не могли, ибо хлебы от рано выпадающих морозов каждогодно погибали почему они и по усмотрению начальств* наделены другою пропорцею хлебопахотного также и некоторых частью сенокоснук землею по праву сторону по течению реки жиды в урочище называемой Тохой, тут велено им иметь заимки испроизводить хлебопашцев, но они по поводу этому впоследствии времени одногожителя переселились водворенных их жительства, т.е. с речки Алцак, на вновь отведенное урочище Тохой где ныне именуется Тохтйское селение, оставя перво отведенное им угодье безовсякого охранения в пустоши при гом еще в летнее время приезжают и загоняют пашню конного табуна якобы на покосы и взыскивают потравы, а сами на таковых сенокошении несколько не производят.

 

А что касается до нашего владения земли то мы в оных притерпиваем значительную недостачу ибо означения речка Алцак иммет только всего пространства в длину от межи Нарынского селения поселенцев,и до межи в ених  В 1871 году правительство узаконило право   кяхтинских купцов на владение новой дорогой от Кяхты до Байкала. Она была проложена на средства баснословно богатого купца из Кяхты Игумнова, и называлась Игумновсим трактом. Несмотря на тяжелые географические условия, из-за чего на сооружение тракта было потрачено много средств, « игумновская дорога » была всё же построена. По ней ездили многие десятки лет, пока не была построена новая дорога.   По этой дороге наши односельчане провожали Доржи Банзарова до горы Бууралай Дабаа, и прощаясь с ним на вершине горы, спел Содном Амуров свою песню. Память людская сохранила только две строчки:

Дааган, дааган хээрээрээ Далайгаа гаталхынь харабуута...

 

Другой представитель этого же племени Гарма Чомболой участвовал в чествовании Николая Александровича Романова на станции Мысовой. Это было в 1891 году, когда столь высокий гость был там проездом на Дальний Восток. Наш земляк спел ему песню собственного сочинения. Слова этой торжественной песни сохранились:

 

Цагаан нуурай хойхонуур

Цад ль хонхонь дууляатаа

Цагаар тургэн заларсан

Цагаан хаанай тайшаа.

Холбо нуурай хойхонуур

Хорин хонхонь дууляатаа

Хубяар тургэн заларсан

Хубилгаан хаанай тайшаа.

 

До сих пор сохранились остатки бревенчатых настилов игумновского тракта в болотистых местах Ара-Алцака   и Темника.

 

Жамцуев Даша Норбоевич из племени хачинууд, будучи на Кавказском фронте, сблизился с большевиками, проникся их идеей, вступил в Красную гвардию. По возвращению домой вел большевистскую пропаганду.

 

К тому времени определились 3 группы населения: знатные люди, ясачные (улусные), скотоводы - казаки.

 

К 1920 году было ликвидировано различие в землепользовании между казаками и улусными, что, естественно, вызывало серьезные недовольства со стороны тех, кто терял свои привилегии.

В   памяти старожилов села казаки остались смелыми, веселыми, бойкими людьми. Казаки наши участвовали во всех войнах, которые вела Россия.   Символами казачества являются коллективизм, взаимная выручка, патриотизм - всеотечественный, межэтнический, региональный.  поселяне Алцакского селения не больше 8 верст, а в ширину в самом широком месте имеет 1 верст, а в узком не более 100 сажень. А по оной ныне проживают из числа 89 дворов.

 

С того же 1800 года торейские поселенцы самовольно захватили сенокосные места лежащие по Джиде 13 лугов называемыми Тунгугуевскими островами, которые в 1822 году по велению начальства исследованной действительно нам принадлежат предоставить нам право им владеть. А поселенцам Торейского селения отправлять запрещено и поэтому в 1824 году хотели разделить эти острова по участкам и обнести их городьбою всем обществом.

 

Прошение в Верхнеудинскому суду чтобы приказать оным поселенцам обнести с нами одну валовую поскотину который в 1834 году делом распоряжение и приказать также Торейским поселенцам таковую справить (оные поселенцы - это Баянхосунское обществоНарынского Совета).

 

А Нарынские поселяне не захотели возводить городьбу, и нам пришлось за них огораживать участки и притерпели немало убытки. Нарынцы в летнее время нарочно разыскивают и ловят наших лошадей, которых угоняют в свое селение и держат более 2-3 дней. Иногда их забивают, будто бы взятая ими на полях хлеба и зато взыскивают платежи (штрафы за потраву). А па свидетельству посторонних лиц, оказывается сами нарочно помогают в погибших от морозов хлебах скотского или конского следа.

 

 Просим, что бы на будущее время Нарынским поселяне не стесняли их.

 

Ясачные бабундо Сампилон, ясачные Санжи Сыденов, Гырылов. ..11 октября 1843 года.

 

РБ. Фонд №2, опись 1. Дело 1108. 12 листов.

Автор: alzbibl
Просмотров: 6711

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -