Тарбагатайский район образован 1 октября 1923 года. На территории района площадью 2836 кв.км проживают около 17 тыс.человек. Основные жители – русские – старообрядцы. Районный центр – с.Тарбагатай, расположен в 52 от Улан – Удэ.
Тарбагатай - от бурятского «тарбаган», что значит сурок, поэтому по – русски село называлось бы «Сурково».
Всеясветная грамота, которая в дохристианский период была азбукой наших предков и которая хранится в славянских святилищах по сей день, исходит из того, что каждая буква и слог несут информационный смысл. Так, в слове «тартар» первое «тар» означает землю – родину для всех здравствующих арийских народов («ар»). Второе «тар» указывает на землю предков «ариев…».
В слове «Тарбагатай» какой первый слог?!
Общеизвестное тюрко – монгольское слово «орда» («ставка» или «военный лагерь») по второму значению совпадает с латинским «ozdo» - «порядок». Слово «багадур» (богатырь) имеет корнем древнеарийское «бага» - «бог».
Эта цитата подтверждает предыдущую, и заметьте: в обоих случаях с «тар» и «бага» идет речь об ариях. «Тай» - место, горы. Это позволяет сделать вывод, что слово «Тарбагатай» арийского происхождения. Его можно трактовать как «горы, на которых земля Бога» или «горы, где земля Бога».
Село расположено в 52 км. от г. Улан – Удэ. Большая часть пути идет мимо голых высоких гор, отчасти приспособленных под пашню. Только справа среди зеленых берегов блистает на солнце Селенга, с ее бесчисленными островами, заросшими сочным разнотравьем, ивняком, да черемухой. Поистине, черемуховый край!
ТАРБАГАТАЙ
На островах черемуха цветет,
Шумят на сопках вековые ели.
Кто знает,
Может быть, и в тот же год,
Так остров цвел
И ели так шумели,
Когда семейский
Первый новосел,
В глухой тайге поляну расчищая,
Здесь первый
Лиственничный дом возвел
Для нового села
Тарбагатая.
Когда – то здесь
Звенели кандалы –
Шли декабристы в каторжные дали,
Когда - то партизаны, как орлы,
Под Омулевкой
Белых добивали.
С тех пор река немало унесла
Воды в Байкал,
То ласковый,
То грозный…
И вот иду я улицей села,
Где жизнь цветет
Черемухой колхозной.
Сегодня пыль
Кержацких деревень,
Что с ног осела первых новоселов,
Уж не затмит советский
Светлый день,
В труде – счастливый,
В отдыхе – веселый.
Как ты хорош сейчас, Тарбагатай!
Не ведая печали и тревоги,
Как вешний сад,
Пышнее расцветай,
Живи, трудись, во благо процветая.
Через Тарбагатай – красивое семейское село со старинными, крепкими, крашенными домами, высокими заборами, резными наличниками – проходит Транссибирская автомагистраль Москва – Владивосток. Отсюда нити автодорог ведут на юг в Мухоршибирский и Селенгинский районы, на запад в Заиграевский и на восток в Иволгу.
Семейские – это своеобразная этническая группа русского старообрядческого населения Сибири.
Во времена царствования Алексея Михайловича в результате церковной реформы (1653 – 1660) произошел раскол на два лагеря. Раскольники – староверы отказались принять нововведения патриарха Никона и продолжали придерживаться старых обрядов и прежних церковных книг. После начала гонений старообрядцев в большинстве своем бежали в Польшу.
В Сибири они впервые появились после того, как на российский престол взошла Екатерина II. В 1735 и 1764 г. г. царское правительство предприняло две «выгонки», изгнав староверов с насиженных мест и сослав их в «страшную глушь» за Байкал. Императрица видела далеко. Развитие горнозаводского промысла в Нерчинском округе требовало обеспечения продовольствием, и колонии старообрядцев идеально подходили для выполнения этой важной задачи.
Староверы, конечно же, оправдали все надежды. Дисциплинированные, без вредных привычек, трудолюбивые, привыкнув к суровой природе, они подняли земледелие на очень высокий уровень. Семейские, как говорили, даже камень сделали плодородным. Их опыт возделывания земли стал образцом для других народов, проживающих в этих местах, в том числе и для аборигенов края – бурят. Прежде бесплодные места стали называть «житницей Сибири». Отпала необходимость ввозить в Забайкалье хлеб и другие сельскохозяйственные продукты.
Вероятно, здесь, в Сибири, и назвали их «семейскими», потому что те пришли сюда, в отличие от других переселенцев, семьями. Значительная часть семейских Забайкалья компактно проживает в Тарбагатайском, Мухоршибирском, Заиграевском, Бичурском районах Бурятии. В общей сложности семейское население Забайкалья в настоящее время составляет свыше 100 тысяч человек.
Поездка в семейское село даже сегодня может показаться «путешествием в историю» - так много здесь архаичного прослеживается в облике самих людей, в их одежде, говоре, а также в особенностях жилых построек, орудий труда, утвари. А выступление народных семейских хоров на естественных площадках музея или на сцене вызывает бурю восторга: красочные, яркие одежды и головные уборы женщин, развивающиеся косы девушек, длинные бороды и косоворотки мужиков и бесподобно распевные многоголосые песни, то грустные, то искрящиеся весельем – с переплясами и шутками.
Представляя исключительную ценность для новой цивилизации, самобытная духовная культура семейских старообрядцев Тарбагатайского района Республики Бурятия в мае 2001г. в Париже ЮНЕСКО провозглашена «Шедевром устного и нематериального наследия человечества» и включена в первый список Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), что требует безотлагательных мер по ее сохранению, защите во имя развития духовно – нравственных идеалов человечества.
Комментарии