Историко-культурное наследие на территории с. Михайловка
История единственной попытки бурятского народа учредить теократическое государство по примеру Тибета.
Во время гражданской войны в Хоринском аймаке (по административному делению того времени) большое значение получило так называемое «теократическое балагатское движение».
Началось оно в июне 1918 года, когда хоринцы в ответ на мобилизацию, объявленную Военно-революционным штабом Забайкалья, на своём аймачном съезде приняли резолюцию «об освобождении бурят от призыва в Улан Цагды (красные всадники), как никогда не привлекаемые к военной службе». Позднее, хоринцы по той же причине, отказывались идти в Цаган Цагды (белые всадники) атамана Семенова.
Надо сказать, что остальные буряты тоже отрицательно восприняли призыв о мобилизации, но реакция хоринцев была смелая и организованная. Хоринцы действовали «…по предсказанию созерцателя ламы Цыденова». (Лама Сандан Цыденов).
Он провел в непрерывном затворничестве более 20-ти лет. Незадолго до Первой Мировой войны, потребовал у своих учеников карту Российской империи и закрасил её в красный цвет. Тем самым Сандан лама предвидел будущие кровопролитные события, запрещая мирянам участвовать в них, и проводил «…богослужения против призыва».
14 числа 5 месяца 1 года по летоисчислению Цыденова (примерно в конце апреля 1919 года) на южном склоне священной горы Челсана состоялся первый Великий Суглан из102 делегатов, избранных по одному от 100 хоринцев, который провозгласил создание государства «Кодунай Эрхидж Балгасан». Его главой был избран (давший на это согласие Дхарма – раджи (царь учений)) Сандан лама, титулованный «Цог - Тугулдур Дхарма Раджей».
Центром его стало местоприбывание главы в местности Соэрхэ возле с. Усть – Орот (т.к. всё это время Сандан лама не прерывал своего затворничества и все общение шло в письменном виде). Воспреемником его был избран лама Силнам Доржи Бадмаев.
В ночь с 10 на 11 мая, отрядом семеновцев во главе с полковником Корвин – Пиотровским, были арестованы 29 человек «теократического правительства». 12 июня их всех отпустили. Затем их арестовывали ещё два раза.
Четвертый арест ламы Цыденова и его близких соратников проводили уже от имени советской власти. По официальной версии в 1922 году лама был выслан за пределы буферной республики ДВР (предположительно в Новосибирск), и следы его теряются.
Но и это не оставило его последователей. В улусе Шана Кижингинского района учреждается так называемый «балагатский центр», со своим штатом милиции и арестными помещениями.
Следующим этапом стал раскол среди лам Чесанского дацана, к которым присоединились последователи Сандана Цыденова. Итого примерно 300 лам организовали новый Шолотский дацан, объявив его независимым от Бандидо – хамбо ламы, но подчиненным «…созерцателю Сандану Цыденову». По ходатайству Бандидо – хамбо ламы Циремпилова председатель Бурят – Монгольского автономного управления Ринчино лично приехал в Чесан, выселил лам – балагатов и запечатал Шолотский дацан. Но выселенные «…во главе с вернувшимся из ссылки Найданом Сампиловым самовольно сорвали печать и обратно прикочевали туда».
В начале июля 1921 года в Шолотском дацане, согласно письменному распоряжению из тюрьмы Сандан ламы, состоялось возведение в сан его воспреемника восьмилетнего Бидиядары Дандарона. В торжестве, длившемся 3 дня, участвовало «…огромное количество верующих. Были торжественные молитвы, конские бега, борьба, угощения и т.д.». Новому главе теократов «…преподносится звание Наследника престола, …Нанзан хадак, жеотвоприношение посредством мандала, предоставляя ему почетное кресло «Тушэлгэтэй шэрээ».
На этот раз балагаты – теократы продержались 9 месяцев. В марте 1922 года НКВД арестовал 11 главных руководителей, остальные ламы Шолотского дацана были разогнаны. В ответ началось то, против чего в своё время зародилась идея теократии, - вооруженное противостояние, особенно энергично проявили себя могсохонцы. Они организовали отряд из 150 всадников, пытались освободить арестованных. Но это им не удалось, все арестованные были высланы. Но сопротивление продолжалось ещё долго, и только в феврале 1927 года специальной оперативной группой ОГПУ были «ликвидированы» последние остатки балагатов.
Теократия – (от греческого ТЕО – бог и КРАТИЯ – власть), форма правления, при которой глава государства является одновременно его религиозной главой.
Комментарии