Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

История села

1 марта 2012
История села


…не обнять и взглядом не объять,

И все-таки как с самого начала,

Я узнаю в тебе родную мать!

М. Маркарян                 

 

История происхождения названия улуса «Бургуй» имеет несколько версий.   

 

Первая версия гласит о некоем Хухэн-Хутагта Гэгэне, исследовавшей эти места и сказавшей: «На северо-востоке находится вершина Байса-уула, призванная следить и оберегать жителей этих мест; северо-запад низкий, открытый веселью и благам. Восточная вершина имеет женское начало, обоо, оберегающее детей, материнство и чадородие. По обеим сторонам этой вершины имеются продолговатые горы, похожие на девичьи косы. Падь имеет форму вогнутой ладони, которая не расплескает своего счастья и богатства. На высоких вершинах гнездятся гордые птицы «бургэд» - орлы, и местность пусть называется «Бургэд». Это название позднее ассимировалось в «Бургэ».         

 

Вторая версия связана с прохождением войск Чингисхана, воины которого охотясь на черную лису в наших местах, сломали луку седла «буургэ» и назвали в сердцах памятное место «Буургэ», которое затем утратило долготу корневого гласного и стало «Бургэ».         

 

Третья версия основана на происхождении «Бургэ» от «Буургэ» - лука седла. На этот гипотеза построена на подобии западных гор луке седла. Действительно Бата-Сагаан обоо, которая провожает, встречает и оберегает своих жителей, напоминает очертание седла.

 

ГИМН с. Бургуй

 

Слова: В.В. Жигжитовой

Музыка: Б.Ж. Соктоева

 

Байса уулын хормойдо

Баяр золтой тоонтомной,

Баруун Дабаан харуултай

Бата-Сагаан тушэгтэй.

Заха холын Захааминай

Жаран эхитэй Хамниингаа

Жэгтэй hайхан нугада

Жаргалтай хугжоош, Бургэмнэй.

Худэр бэрхэ хубуудшни,

Хухюун зохид басагадшни

Табан хушуу малнуудаа

Тала дайдаар бэлшээгээ.

 

Гартаа дуйтэй дархадшни

Гоеор урлан жэшэнхэйл.

Алтан, мунгэн зуйлнуудынь

Аяар холуур суурханхай.

 

Баяр hайхан Бургэмнай,

Баглаа сэсэгээр hалбарыш.

Байдал hайхан Бургэмнай

Баяр мэндэеэ хургэнхэйб.

 

…не обнять и взглядом не объять,

И все-таки как с самого начала,

Я узнаю в тебе родную мать!

М. Маркарян

 

История происхождения названия улуса «Бургуй» имеет несколько версий.

Первая версия гласит о некоем Хухэн-Хутагта Гэгэне, исследовавшей эти места и сказавшей: «На северо-востоке находится вершина Байса-уула, призванная следить и оберегать жителей этих мест; северо-запад низкий, открытый веселью и благам. Восточная вершина имеет женское начало, обоо, оберегающее детей, материнство и чадородие. По обеим сторонам этой вершины имеются продолговатые горы, похожие на девичьи косы. Падь имеет форму вогнутой ладони, которая не расплескает своего счастья и богатства. На высоких вершинах гнездятся гордые птицы «бургэд» - орлы, и местность пусть называется «Бургэд». Это название позднее ассимировалось в «Бургэ».

Вторая версия связана с прохождением войск Чингисхана, воины которого охотясь на черную лису в наших местах, сломали луку седла «буургэ» и назвали в сердцах памятное место «Буургэ», которое затем утратило долготу корневого гласного и стало «Бургэ».

Третья версия основана на происхождении «Бургэ» от «Буургэ» - лука седла. На этот гипотеза построена на подобии западных гор луке седла. Действительно Бата-Сагаан обоо, которая провожает, встречает и оберегает своих жителей, напоминает очертание седла.

 

История заселения

 

… Средь мира звезд, чего не счесть

Одна звезда родная есть!

 

В данное время в Бургуе проживают потомки трех больших родов: hойhо, куркут и тэртэ.

Большинство населения Бургуя составляет род hойhо, подразделяющийся на несколько подродов.

 

Наши края, являясь северной окраиной монгольского ареала, были слабо вовлечены в исторические события тех времен и являлись как бы местом укрытия отклоняющихся от таких волнений. Так во времена Сайнхановских и Бочиктохановских междоусобных войн произошло переселение народов, приведшего к заселению наших краев.

 

Долог и кружен был путь наших предков: Добайкалье – берега Ангары, Прибайкалье – Тунка, Гусиное озеро и, наконец, Закамна. Три семейства прибыли в наши края: Минаахай со своими сыновьями Бата, Балахи, Бимбахай осел в Хуртаге; Алтай с сыновьями Онтон, Октон, Баяа, Гэлэн, Башали расселились по долине Хамней речки в местности Тарбагатай; Ухин осел в пади Унилга на правом берегу реки Джида.

 

В Бургуе проживают представители подрода Минаахай – hойhо - потомки сына Минаахай Бата, бурэнгут hойhо, hообоонтон, дани hойhо - потомки Алтая, адаг hойhо - Ухинхэнов род.

 

Род куркут представлен подродом уляаба куркут. Родословное предание повествует о том, что куркуты прибыли в Закамну для несения караульной службы из Тунки. Уляаба куркут расселились в пади Хасурты в местности Шэбэртын Добо.

 

Род тэртэ также прибыл из Тунки для несения караульной службы в 1760-х гг. и обжили местности Нанжахай, Баруун Гол, Дабани адаг в долине реки Хасурта в верхнем ее течении. Бургуйская ветвь тэртэ начинается от Арги, у которого было 3 сыновей. Один их них поселился в Дархинтуе, второй в Бортое, а Ноен ахай – в Бургуе.

 

Летопись села

 

По историческим данным Бургуйская община образовалась еще до заключения Буринского договора 1723 года.

 

Дореволюционный Бургуй. Нет, это не село, его в то время еще не было.Это просто местность Бургуй, где одинокие пяти-шестистенные деревянные юрты местных жителей были разбросаны в значительном отдалении друг от друга по падям и распадкам. Основным занятием населения были скотоводство и охота.

 

К моменту образования Закаменского района в местности Бургуй проживало всего 16 семей, а остальные жили в отдалении друг от друга по падям и распадкам по Хамней речке и Хасурте родовыми общинами. К концу 1928г. и в начале 1929г. 4-5, 7-8 семей начали объединяться в артели. К 1930 году эти артели преобразовались в небольшие колхозы. По Хасуртай речке образовались 2 колхоза: в местности Шэбэртын Добо «Улаан Туяа» - председатель Дамбаев Данзан-Нима и в местности Харганай «Улаан-Одон» - председатель Дансарунов Аюр. В 1931г. Эти 2 колхоза объединились в колхоз «Улаан-Баатар», центром стал «Шэбэртын Добо». Председателем колхоза стал Дансарунов Аюр. В разное время председателями этих колхозов были Цыренов Эрдэни, Арампилов Бабу, Содбоев Лубсан-Нима, Норбоев Даша

 

По Хамней речке образовались такие колхозы: в местности Хулзарга -«Улаан Хамни», председатель Раднаев Заяата; в местности Номто-гол - колхоз имени «Ленина», где председателями в разные годыработали Дондоков Сэдэн, Хандажапов Данзан, Галданов Вампил; в местности Верхний Самсал колхоз - «Ману Хүсэн», председатель Ашатуев Гуржап Сынгунович; в местности Хойто-гол колхоз - «Артюхан», председатель Жалсараев Нима; в местности Бургуй - колхоз имени «Сталина», председатель Жигжитов Дари-Цырен Бадмаевич, Дылыков Бадма. Впоследствии в разное время председателями этих колхозов были Санжеев Хандажаб, Цыбиков Лубсан Бамбаевич, Сурмаев Сэдэн, Цыбиков Аюр, Раднаев Дари,Хабитуев Норбо.

 

В 1934-35годах все эти колхозы объединились в колхоз имени «Ленина» с центром в селе Бургуй, председателем которого работал Хандажапов Данзан Солдатович, в 1942 году председателем стал Димитров. В 1949 году колхозы «Улаан-Батор» и «Ленин» объединились в колхоз имени «Молотова» с центром в с.Бургуй.Председателем стал Соктоев Будажап Соктоевич. Председателями колхоза также работали Цыренжапов Ринчин, Доржиев Цэдэнжаб, Димитров, Дугаров Бадма Дондокович. Затем колхоз имени «Молотова» был переименован в колхоз имени «ХХII партсъезда». В 1973 году объединили с совхозом «Хамнейский»

 

Еще раньше, в 1928году,в Бургуе стали валить лес, чтобы построить школу.Она строилась в течение 3 лет, среди строителей были и местные, и приезжие. Проект был подготовлен местным мастером – строителем Дымбрыном Тугутовым, (он же стал составителем проекта старого Хамнейского моста) впоследствии был сослан в ссылку.

 

В связи со строительством школы назрела необходимость создания центра и наилучшим местом стала местность Бургуй, равномерно удаленная от животноводческих точек Хасурты и Хамнея. С этих пор начался активный застрой местности. В 1930 годы открыли школу в с.Бургуй.

В 1936г. построили клуб и фельдшерский пункт.Первым фельдшером в нашем селе стала Батуева ДарижапШагдуровна, которая начала свой трудовой путь с местности Шэбэртын Добо, а в 1940г. в клубе впервые показали беззвуковое кино «Потомок Чингис-Хана».В 1940 году в Верхнем Бургуе начали строить жилые дома, контору, детский сад, баню. Также начиная с 1940г. стали разносить письма и газеты, первым почтальоном стал Дамбаев Бадма-Даша.

Но с 1941г. эта работа была приостановлена, началась война.

 

В 1955г. возобновилось строительство, которое было прервано войной, и уже в Бургуе насчитывалось 100 дворов. В этом же году через паровой локомотив появился электрический свет, который освещал мельницу, пилораму, контору, клуб, школу. На этом локомотиве механиком работал Цыреторов Цырен-Доржо Галданович. В 1959г. От Баянгольской ТЭЦ появился свет в каждом доме.

 

В 1973г. был построен Дом культуры.

В 1982г. появилось телевидение.

В 1984г. построили детский сад.

В1989г. построили народным методом неполную среднюю школу. Открыли 9-летнюю школу, а в 1995 году – среднюю.

В 1995г. построен АТС, зерноток.

 

В 1928 году Закамеский район состоял из ряда сомонов, в который входил и Бургуйский сомон, в состав которого входили село Бургуй, Шабарта, Унилга, Хасурта. В связи с укрупнением сомонных советов Бургуйский сомон вошел в состав Цакирского сомонного совета, затем вошел в состав Хамнейского сельского совета. И только с 1992 года был образован местный сомонный совет. Председателем был назначен Тудунов Михаил Жимбиевич, после него с 1994года по 2005год работал Тогмитов Василий Санжиевич, затем с 2005 по 2009 год -Санжеева Лариса Владимировна и с2009 года - Батуев Зоригто Александрович.

 

В настоящее время в селе функционируют средняя школа, детский сад, Дом культуры, фельдшерский пункт. Работают 2 частные торговые точки, почта.

автор Шагдурова Виктория Валерьевна

 

Просмотров: 5587

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал

Популярное

Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -