Я, Паламдоржиева Евдокия Геннадьевна- дочь великой Тугнуйской долины, родилась в 2002 году в счастливой семье Паламдоржиевых. В это время моя семья жила в
местности Гол-толгой. Когда я была маленькая, мы с моей мамой и старшей сестрой Мариной любили совершать прогулки по местности, где проживали, любили ходить в походы подальше от дома.
Неподалёку от дома находились большие скалы - любимое место отдыха нашей семьи. Когда приближаешься близко к скалам, они кажутся такими огромными, что, кажется, достают до неба. Это место очень красиво! Мы играли, бегали по камням и, неожиданно увидели рисунки древних людей. Мне стало очень интересно. Я решила исследовать скалы, местность вокруг них, чтобы убедиться, что я живу на исторической земле, на которой, по рассказам взрослых, останавливались воины великого Чингис- хана чтобы отдохнуть.
И я сделала предположение о том, что местность, на которой проживает моя семья, полна сюрпризов и неожиданностей, которые могут подтвердить историческую важность местности Гол-толгой.
Для проверки гипотезы потребовалось сначала выяснить историю местности, где проживает в настоящее время моя семья. Итак, что мне удалось узнать.
История долины Тугнуй
Мухоршибирский район расположен в центральной части республики Бурятии на обширных просторах Тугнуйской долины.
Согласно устным преданиям, Тугнуйские степи и реку Тугнуй в древности называли Борбо, тогда жили в этих степях монголы. Со времени прихода сюда бурят, примерно 300 лет назад, эти степи стали называться Тугнын тала – Тугнуйские степи.
В этих местах осели по преданиям блуждающие племена, преследуемые войсками монгольского хана. Кроме того, среди цолгинских бурят есть представители рода даха, переселившиеся, согласно родовому преданию с острова Ольхон.
Тугнуйские буряты занимались скотоводством, а с 1808 года – земледелием. Земли тугнуйских бурят считались лучшими среди всех земель забайкальских бурят, что способствовало распространению земледелия.
В 1804 году была образована Мухоршибирская волость, которая объединила 11 русских деревень. Русские появились в Мухоршибирском районе примерно в 1730- 1735 годах. Первым русским переселенцем был служилый человек Игнатий Завьялов.
Тугнуйская долина- долина памятников
Из рассказов моих родителей я узнала, что Тугнуйская долина, на которой расположена местность Гол-толгой, имеет много исторических памятников. Изучая вместе со старшей сестрой и мамой литературу, фотографии в журналах, я узнала, что на территории Мухоршибирского района имеются памятники и захоронения, относящихся к древнему периоду, раннему средневековью. Так я прочитала, что следы пребывания хуннов найдены в окрестности села Нарсатуй, а на территории бывшего села Сутай археологами в ходе раскопок было обнаружено останки средневекового дворца.
Памятники раннего средневековья найдены в окрестности сел Подлопатки, Тугнуй. Я прочитала, что Гора Баин – Хан является основным украшением Тугнуйской долины, одной из величайших гор Азии. Находится в 3 км от с.Нарсатуй.
О ней всегда слагались песни и легенды. Одной из них является легенда о Хозяине Баин - Хана, одетого во все черное и имеющего вороного богатырского коня, на котором он скачет через хребты, охраняя живность и людей вокруг своей горы. И поэтому тучнеют стада на ее склонах, пробивают живительные ключи у ее подножия. И люди добры и гостеприимны, живут в дружбе и согласии и воспевают величие и богатство Баин - Хана.
Особого внимания заслуживает камень- скала, который называют «Пять пальцев»
Моя мама, Оюна Дымбрыловна, из села Нарсатуй. Мама мне рассказала, что в детстве она со своими одноклассниками в младших классах ходила в поход на «Пять пальцев». Это скала. Сейчас туда в поход ходить нельзя, потому что там сейчас Шаманы делают обряд.
По легенде племена меркитов, заселявшие окрестности данного памятника природы, поклонялись небу, и во время грома меркит вскакивал в седло и с криком : «Я- меркит» носился по степи, пуская стрелы в небо.
В XII Веке меркиты под натиском Темуджина ( будущего Чингис -хана ) и Ван -хана с Джамухой были вынуждены уйти на север в Баргузинскую долину. Вернувшись в свои земли , думая, что прогневили небо, меркиты совершали обряд жертвоприношения на останце, символизирующем кисть человека, молящего небо о прощении. Существует легенда, что другая рука находится в Монголии.
Мои открытия и находки
История Тугнуйской долины меня заинтересовала. Я ещё не всё могу понять сама и объяснить, но стремлюсь к этому. И я решила стать исследователем. Теперь, когда мы всей семьёй отдыхаем возле скалы в местности Гол-Тологой. Я каждый раз тщательно обследую территорию вокруг скалы. Мне помогают папа, мама, сестра. Например, мы нашли предметы старинной утвари: осколки чашки с надписями(так мы решили),ножницы. А наскальные рисунки действительно говорят о том, что моя земля древняя. Их я увидела на скале и в книгах, журналах.
В словарях даётся определение слову «памятник»
Памятник
-1) в широком смысле — объект, составляющий часть культурного наследия страны, народа. Совокупность П. истории и культуры
включает предметы, являющиеся (или способные быть) объектами музейного показа, а также недвижимые П.; по типологическим признакам П. могут быть разделены на четыре основные категории: археологические памятники, П. истории, П. архитектуры и П. монументального искусства. К П. относят также П. письменности, обладающие историко-познавательным или историко-художественным значением. Охрана памятников истории и культуры является задачей общегосударственного значения и представляет собой существенную часть идеологического воспитания.
2) В узком смысле — произведение искусства, созданное для увековечения памяти о людях и событиях. Для П., обычно являющегося средством пропаганды идей господствующего строя, характерна функция активного общественного воздействия; она проявляется не только в идейной программе, но и в самом характере размещения П., как правило, рассчитанного на обозрение его значительным числом людей. Важная роль в организации окружающего пространства —
необходимая черта художественного П. независимо от его типа.
Значит местность и скала Гол-Тологой - это объект, составляющий часть культурного наследия России и Бурятии. Часть культурного наследия моего народа. Об этом я могу смело в будущем говорить своим потомкам. Гипотезу я почти подтвердила. На этом мои исследования, я думаю, не заканчиваются. Я буду продолжать изучать историю своего края, села. Ещё многое хотелось бы узнать и у меня всё ещё впереди.
По результатам исследования я составила презентацию и расскажу о своей малой родине своим одноклассникам.
Автор: Паламдоржиева Евдокия,
ученица 3 класса МБОУ «Тугнуйская СОШ»
Комментарии