Автор: Цыренова Оюна
Байгал далайн баруугаар
Буряад зоноо шэмэглэhэн,
Ара- Хангай, Yбэр- Хангай,
Алтай, Киргиз сурхуулhан,
Хун шубуун гарбалтай,
Хуhан модон сэргэтэй,
Хурмаста хан тэнгэриин
99 шошологой
Нэгэ hадаhан болохо
Сарлаан yбгэн таабайда
Энэ тyyхэ зорюулнаб.
Село Санага основано примерно в начале XVIII века после проведения русско- китайской и русско- монгольской границ. Разумеется, до этого наши предки, хонгодоры и шошолоки, кочевали по этой территории.
«Хотогойты, родственные хонгодорам, являлись западными монголами - ойратами и кочевали по юго-западному побережью Байкала до XIII века» - пишет Галданова Г.Р., ссылаясь на исcледования монгольского ученого С. Пурэвжава. Но вопрос происхождения хонгодоров и шошолоков спорный. Кроме монгольской версии, существует и версия происхождения от булагатов ввиду того, что культ Буха нойона занимает важное место, а предки санагинских шошолоков и далахайских хонгодоров пришли с берегов Ангары.
Также есть версия происхождения шошолоков от тюрков, так как культ лебедицы доминирует у санагинских шошолоков.
У шошолоков развито кузнечное и ювелирное ремесло – культ 99 - ти небесных дарханов – хозяев Уран - Душэ.
Может это отголоски древних курыкан, которые имели тюркское происхождение. Курыканы обитали в наших краях в VII – X вв. и были прекрасными мастерами кузнечного ремесла.
В конце X- в начале XI века происходит усиление киданей, близких к монголам, которые заняли земли от Маньчжурии до Алтая. Поэтому процесс формирования бурятского народа нельзя отрывать от исторических судеб монголо-язычных племен.
С присоединением к России Бурятия становится составной ее частью. Одними из первых поселенцев были казаки. В конце XVII- в начале XVIII века служилыми людьми – казаками основываются станицы и караулы Киренская, Кударинская, Желтура, Харацай, Хамней, Цейжэ, Модон- куль, Шара – Азарга, Ключевская ( Санага – Булагская) и Цакир.
Необходимость охраны восточных рубежей Российской империи вынуждала привлекать бурят и эвенков к пограничной службе, ибо русские были не в силах охранять столь протяженную границу. Казаки – буряты приходили на службу со своим конем и вооружением. Они были освобождены от ясака.
Существует распространенное мнение, что казаки-буряты пользовались лучшими обширными землями. Но исследование, проведенное группой краеведов
Санаги относительно родовых поселений (буус) до революции в Санагинской долине, позволяет сделать вывод, что и простые улусные люди (отог зон) владели обширными покосами и пастбищами с самой питательной травой, как Эрээн, долины верховья Джиды. И среди «Отог-зон» выделялись состоятельные люди, как Ешэ из рода эрхэтэн племени шошолог. Именно благодаря своему состоянию, наряду с, несомненно, умственными способностями смогли получить высшее духовное звание – «лхарамба» (доктор Будийской философии) Нимбуу и Дэмбуу из эрхэтэн.
Для охраны границы в начале 18 века из Тункинского хоймора в Санагу прибыли братья Онгереон и Абхай из рода шошолог. Также в это время из Тунки прибыл Таарасхай, род-аштрак хонгодор. Позже прибыли братья Зузаан и Нимгэн из рода hабар-хонгодор. Еще позднее Хужээ из рода ноед-тэртэ, из Иркутской губернии Доной, род алагуй-булагат, Бабалай из рода шоно-эхирит, из Селенгинского ведомства Ухин, из рода сартуул.
Видимо, раньше прибыли русские казаки: Вагановы, Аристарховы, Жарковы, Ловцовы, которых были вынуждены привлечь на казачью службу из Тунки, Иркутской губернии.
Примечательно то, что все прибывшие буряты были сильными шаманами-зааринами, имели чудодейственную силу способную противостоять монгольскому колдовству - «жатха».
В этом плане можно выделить моотонго и хара бухатан из хонгодоров Енгорбоя и Шара-Азарги, шошолоков, которые издавна выделялись среди тункинских и иркутских бурят как сильные шаманы.
В последствии из рода шошолок выделились казачьи подроды: Мосхоосхо (Унтановы, Шадараевы, Дашеевы,), Бааран (Барановы), Абхай (Цыбеновы, Мандагановы), а большая часть шошолоков стали «отог-зон».
Из рода аштрак-хонгодор казаками стали Бичихановы, Дымпиловы, Зомоновы. Из рода hабар-хонгодор поголовно все несли казачью службу: Хадаевы, Будаевы, Баировы, Бандеевы, Аршановы, Буянтуевы, Банзархановы, Логиновы, Бальжуровы, Гапиловы, Буреновы, Бундашиновы.
Из рода ноед-тэртэ-Юмжаповы; из алагуй-булагат-Доноевы; из шоно-эхирит-Бабалаевы; из рода сартуул-Охиновы.
Казаки в основном проживали южной части Санаги: в местностях Болхой, Сарлан, Номтогол, Сиинтэ, Улан-Шулуун, Урда-Бэе, Зуузайхан и по югу долины реки Джида.
Русские казаки основали Ключевской караул – южную часть сегодняшней Санаги, где до сих пор сохранились их дома, построенные добротно, с резными ставнями. На месте здания бывшего сельсовета находилось православная церковь. Бывшие склады сельпо раньше служили кладовыми купчихи Матрены Жарковой.
Не имея собственных детей, Матрена воспитала детей из бурят-казаков, в числе которых был брат Викулия Шагдуровича Хадаева.
Русские казаки Ключевского караула зажиточно. Кроме земледелия, огородничества, они занимались скотоводством, торговлей. С казаками бурятами были хорошие отношения, как по службе, так и экономически: обмен продуктами своего труда. Хлеб и картошку меняли на продукты животноводства, изделия из меха и шкуры, кожи.
Происходили смешанные браки с казаками – бурятами. Известно, что у Татьяны Шукиной - Кулаковой, жившей в Санаге до 1960-х годов, бабушка была из рода мосхоосхо, которую выдали замуж в Шара-Азаргу за русского казака.
В обязанности казаков входило: охрана русско – монгольской границы, содержание Санага – Булагского (Ключевского) караула, преследование и поимка беглых, пресечение недозволенной торговли, в случае необходимости, служба вневойсковых пределах. Буряты несли службу по надзору за границей в 6 смен по 4 сотни.
Все казаки были конные, в быту практически ничем не отличались от своих сородичей. Только в административном отношении имели отдельное землепользование и отдельную организацию власти. В Санаге для сыновей казаков была открыта русско-монгольская школа в 1890г. Учреждение тунгусских и бурятских казачьих полков успешно разрешило вопрос об охране границ обширного сибирского края.
Наконец, все казаки, русские и буряты, совместно проводили молебен на Батор - Хан горе, хозяином которого считается русский казак.
Состоятельными казаками были братья Никита и Трифон Вагановы, Никита Ловцов. Хотя Никита Ловцов был не зрячим, никогда не ошибался в своих финансовых делах. Все русские казаки Ключевского караула прекрасно говорили на бурятском языке.
Среди казаков-бурят отличились боевой доблестью Унтанов Лубсан-Шираб, сын самого богатого человека не только в Санаге, но и во всей Закамне Унтанова-Азраева Лыксыка. Он удостоен Георгиевского креста в первой мировой войне, служил на Кавказе, в Персии. Со своим адъютантом Табхалжин Хадаевым попал в плен в Порт-Артуре во время русско-японской войны. Подкупив охранника, они бежали.
Брат Лубсан-Шираба Унтанова, Жигмит также был урядником. Цырен-Доржо Зомонов был атаманом.
В русско-японской войне принимали участие Баранов Һама, братья Шадараевы: Лама, Жамса, Буда, Бальжуровы.
Семь братьев Вагановых принимали участие в двух крупных войнах начала 20 века: русско-японской и первой мировой.
В революционных событиях и гражданской войне санагинские казаки не принимали активного участия ввиду отдаленности от мест революционных восстаний и гражданской войны, хотя караулы нижнего куста нашего аймака были взбудоражены бандой барона Унгерна.
В 30-х годах прошлого столетия репрессии подверглись зажиточные казаки, цвет Санага-Ключевского казачества: Бичихановы, Вагановы, Ловцовы, Унтановы, Шадараевы и др. Было сфабриковано так называемые «Санагинское дело», по которому были отправлены в тюрьмы, расстреляны, угнаны в ссылки с полной конфискацией имущества казаки, ламы, состоятельные «отог-зон».
Конечно, в это мрачное время не только Санага потеряла лучший свой генофонд.
Во время Великой Отечественной войны потомки санагинских казаков и «отог зон» вместе со всем советским народом доблестно сражались с немецкими фашистами. По всей Бурятии разнеслась боевая слава полного кавалера орденов Славы 3-х степеней Б.М.Дамчеева. Орденом Славы III степени, медалью «За отвагу» и многими медалями награжден Д.Ж.Баранов. Смертью храбрых пали на полях сражений четверо братьев Хадаевых: Жамсаран, Доржо, Цырен – Доржо, Архип.
Храбро сражались Пэтэрхэ Унтанов, Бадма Бальжуров, Бимба Бадмаев, Цыден Гомбоев, Даша Мархаев, 5 братьев Дашеевых и многие другие. Даши – Дондог Азараевич Унтанов командовал ротой и награжден орденом Красного знамени. Проявили воинскую доблесть братья Бабалаевы, Банзархановы, Логиновы, Нохоровы, Гапиловы и др. Получив ранения на полях сражений, вернулись с фронта Федор Бандеев, Лупсанжап Нохоров, Даши – Дылык Уржанов, Санжайжап Сосоров.
Несмотря на это, они активно включились в работу колхоза, выполняя трудоемкую работу.
В Великой отечественной войне всего приняло участие 222 санагинцев, из которых 111 не вернулись.
Дослужились до высоких воинских званий: Даши – Дондог Азараевич Унтанов – подполковник КГБ, Ринчин Данзанович Аршанов – подполковник ракетных войск, живет в Твери, Цырен - Доржо Будаевич Аюшеев – майор авиации.
На современном этапе, когда в мире неспокойно, то тут то там вспыхивают военные конфликты, поднимает голову международный терроризм, Россия усиливает свою обороноспособность. Важно, чтобы молодые юноши, особенно потомки казаков, осознали свою ответственность перед Родиной, народом.
На сегодня в Бурятии, как и повсюду по России созданы казачьи поселения в Кяхтинском, Джидинском и Закаменском районах, которые до революции были казачьими станицами. И в нашей Закамне созданы такие поселения в Харацае, Михайловке. Казачьи поселения получают поддержку по федеральной программе.
По указу Президента России казаки имеют широкие полномочия и права на занятие хозяйственной деятельностью на своей территории. Молодым семьям казаков оказывается финансовая помощь.Это реальный стимул для возрождения казачества и воспитания молодежи на военно-патриотических и духовно-нравственных традициях.
Комментарии