«Что такое счастье? Мне скажи,Я давно хочу узнать про это.Я спросил у колосистой ржи,Я спросил у мудрого поэта.Рожь ответа сразу не дала,Для начала ветром пошумела,А поэт мне подарил слова,На вопрос ответил очень смело:Счастье – это мир, а не война,Это моря теплая волна,Это мир, волшебный, полный грез.Это аромат родных берез,Это – след оставить на земле,Повторить себя в ученике».
Испокон веков каждый народ проявляет живой интерес к своей истории. Не исключение и история становления школы. История школы – это часть истории. Каждый человек проходит эту ступень жизни, которая называется школьные годы и каждое поколение должно знать предыдущую историю, историю тех, кто творил и созидал до них.Наша школа находится в селе Бургуй. Бургуй расположен в пади, имеющей форму вогнутой ладони, окруженной с восточной и западной стороны продолговатыми горами, похожими на девичьи косы, а на севере возвышается величественнаягора Байса – хранительница села, на вершине которой находятся 13 оберегов, денно и нощно стерегущие покой потомков великих родоначальников. На скалах этих гор когда-то парили гордые птицы орлы. Из уст в уста передаются легенды и сказания о богатствах горных вершин и искусных мастерах.
В отрогах этих гор добывают полезные ископаемые, и главная достопримечательность – камень лабрадорит, месторождение которого единственное в Восточной Сибири. А река Хамней орошает водами бургуйские земли. 60 раз ветвится река по пути к Джиде, 60 раз огибает она скалы, стоящие на ее пути.И именно эту живописную местность излюбовали наши далекие предки, потомки которых и поныне продолжают их дело, славя свою малую родину – ту землю, которую с босоногого детства запоминаешь до мельчайших подробностейс ее лесными опушками и полянами, полными ягод, грибов, черемши, с ее почитаемыми святыми обоо, горными тропами, голубыми склонами каменистых сопок…Дореволюционный Бургуй. Нет, это не село, села в то время еще не было. Это просто местность Бургуй, где одинокие 5-6-стенные юрты местных жителей были разбросаны в значительном отдалении одна от другой по падям и распадкам. Основным занятием населения, которое в то время составляло лишь 16 семей, были скотоводство и охота. Скотоводы вели полукочевой образ жизни.
С 1929 года стали образовываться артели из 5-6 и 7-8 семей по Хасурте и Хамнее речке, которые в 1930-е годы объединились и начали понемногу перекочевывать в село Бургуй. Был образован Бургуйский сомонный Совет, в состав которого входили небольшие селения, такие, как Шабарта, Унилга, Бургуй, Хасурта и Хамней.Буянтуев Бадма Ринчинович – один из первых комсомольцев, участник двух войнМестные дети в основном обучались у местных лам на старомонгольском языке, но это было не всем доступно. Начали создаваться красные уголки.Откликнувшись на призыв о ликвидации всеобщей безграмотности населения, инициативная молодежь с воодушевлением проводила уроки грамоты по красным уголкам, избам-читальням, по домам.Учили не только детей, но и взрослое население. Это движение внесло немалую пользу в развитие села. Особенно запомнились имена первых учителей, таких, как ХабитуеваНорбо, Нимаева Аюши, Буянтуева Бадмы Ринчиновича, Цыреновой Бадмы Сандановны, Лубсан Эмгеновича, Должитова Цыбик-Доржо и многих других, которые передавали другим свои знания, сумели без какой либо подготовки научить чтению и письму немало людей.В конце 20-х годов в местности Шэбэртын Добо по Хасуртай речке было построено небольшое здание, приспособленное под школу. В этой школе обучались дети со всей Хасуртайской долины. Учились вместе дети и уже повзрослевшие юноши и девушки.
Школа была малокомплектной, приходилось сидеть всем в одной классной комнате, где стояли столы, стулья и скамьи, сколоченные из досок. В основном писали на бересте и приспособленных дощечках, засыпанных золой. В этой школе в разное время работали Марфа Тумуровна, Надежда Потаповна, Дондокова Дымбрын Дугаровна, Гуржапов Аюша Майдаруевич. Аюша Майдаруевич Гуржапов сделал последний выпуск учеников в Шибертуской начальной школе.Гуржапов Аюша МайдаруевичИз воспоминаний Аюши Майдаруевича: «В 1955 году после окончания 10 класса меня направили учить детей в местность Шэбэртын Добо. Школа был малокомплектной, учились 12 детей с 1 по 3 классы. В то время там жили более 20 семей, еще не переехавших в центр (село Бургуй). Класс был оборудован самодельной мебелью и не было света. Здание школы также выполняло функции клуба, где мы с детьми и молодежью ставили концерты, проводили собрания.. мне, вчерашнему выпускнику, конечно,в первое время было трудно, но я старался, обучая детей по программе. А дети были хорошими, дисциплинированными и любознательными. Мое первое учительство и мои первые ученики навсегда остались в моей памяти. Это Цыденжапова Екатерина, Батуев Аюша, Раднаев Цырен-Доржо, Гончикова Санжай-Ханда, Тогмитова Мария, Дашанимаев Гармажаб и другие.
Сторожем-истопником в нашей школе много лет работала Цыденжапова Бадма (Бамбад бабушка)».Школа, организованная в местности Шибертуй по праву может считаться основой Бургуйской школы. Но с усилением интереса населения к грамоте, увеличением учеников и укрупнением артелей и колхозов возникла необходимость строительства новой школы с интернатом для проживания учеников и домами для учителей. Географически наиболее подходило село Бургуй, находящееся как бы в центре среди многих больших и малых поселий по реке Хамней и долине Хасурты.С 1928 года стали готовить бревна для строительства школы. Строили школу местные и приезжие из соседних улусов строители. Все строительство велось вручную, начиная с валки леса. Бревна к месту строительства перевозили на конных и бычьих упряжках. Искусные мастера своего дела, врожденные плотники и дарханы кантовали, выпиливали также вручную. Техником-прорабом был Дымбрын Тудупович, который впоследствии был сослан на ссылку и не вернулся.
По воспоминаниям старожилов он был очень умным, высококвалифицированным плотником, умелым руководителем для строителей. Много усилий приложил при строительстве школы председатель колхоза им. Ленина Хандажапов Данзан Солдатович. Именно он был организатором этого строительства – один из первых активистов, организаторов и руководителей артелей и колхозов, человек большой души, завидного мужества.До 1941 года проработал Данзан Солдатович на посту председателя колхоза. Имел броню по состоянию здоровья, но добровольцем ушел на войну, оставив двоих малолетних детей и жену. Он не вернулся с войны, но в памяти односельчан оставил только добрые, благодарные воспоминания. Также односельчане с благодарностью и почтением вспоминают первых строителей: участников Великой Отечественной Войны Тубшинова Мигмир Галдановича, Дамбаева Даша Цыденовича, одного из первых организаторов колхозного строительства и председателя колхоза «Улаан-Хамни» Раднаева Заяата Цыбиковича, искусного плотника Ганжурова Гомбожаб Имгеновича и многих других. Усилиями этих замечательных людей в 1930 году новая школа распахнула двери для своих учеников.Заливной фундамент, металлическая кровля, полы и потолки в классах с двойным настилом, большие светлые окна, высокий потолок, круглы черные металлические печи – вот в таком красивом здании предстояло учиться первым ученикам тех лет. Это были Амуров Даша, Аюшева Дарья, Бадмаев Дондок, Бардаев Очир, Батуев Доржо, Батуева Дулмажап, Ванданов Будажап, Дамбаев Бадма-Даша Очирович, Дамбаев Мухин Цыденович, Дамдинова Дулмажап, Дашеева Очир, Дондоков Ринчин Бизьяевич, Доржиев Цыден-Еши Дугаров Бадма Дондокович, Дылгиров Жамсо, Жапов Даша, Очиров Бадма-Цырен, Ринчинов Содном, Ринчинова Долгор, Тудунов Гарма, Хандажапов Вампил, Хандажапов Цыремпил Цымбелович, Цыбиков Бадма Батуевич, Цыденов Аюр Будаевич, Цыремпилова Дулма Ринчиновна, Чернинова Дулма, Шойсоронов Бадма Содномович и другие.
Учились дети из Усановки, Шабартуя, Унилги, Хамнея, Хасурты. Некоторые ученики Шибертуйской школы перешли в Бургуйскую начальную школу.Бургуйская начальная школаМеняется время, меняются поколения и все меньше становится очевидцев тех далеких лет, но спустя 80 лет в стенах этой еще крепко стоящей школы продолжают учить и учиться. В первые годы открытия школы приезжие дети жили в приспособленном подобщежитие доме местного жителя Данзана, сосланного в ссылку. Под квартиру учителей были приспособлены две комнаты в самой школе. Позже построили баню, столовую и общежитие, в котором жили дети из Хасурты и колхоза «Улан-Хамни», дом под квартиру учителей.Обучали детей на основе латинской азбуки и только с 1939 года – на русской графической основе.Не хватало учебников, не на чем было писать. Для письмаиспользовали бересту и уголь. Работали учителя из Иркутской области, других районов Бурятии и местные учителя, закончившие курсы в аймачном центре. Это были замечательные люди, преданные своему делу, крепкие духом и они были первыми, открывшими дорогу к знаниям. Вот имена первых учителей, работавших в Бургуйской школе с 1939 по 1940-е годы: Батуев Арья, Ендонов Гомбо А., Жигжитов Бадма, Осипова Анна Пантелеевна, Осипова Надежда Потаповна, Пандалова Ольга, Раднаев Амгалан Очирович, Соктоев Сандак Соктоевич, Цыбиков Доржо Санжиевич, Цыбиков Николай, Шаданова Мария (Софья), Шобхоева (Ринчинова), Эрдынеев Бадма Ламуевич и другие.Дашеева Цыбик-Еши Бальжитовна (1923-2005) начала учиться в Шибертуйской школе, с 3-го класса училась в Бургуйской начальной школе. «Для нас ставили елку, которую привозили на телеге из местности Хамнейский мост.
Елку украшали разными самодельными игрушками, снежинками из фольги, вырезанными своими руками. Сколько было радостей от полученных подарков! Ударников награждали памятными подарками.Я окончила школу в 1938 году. Нас было 10 учеников: Дондокова Дымбрын Дугаровна, Дугаров Дамба, Гармаев Даша-Дондок, Галданова Цырен-Дыжит, Максарова Цырен-Дулма и другие. Помню, всегда лучше всех училась и ходила в ударниках Дондокава Дымбрын Дугаровна.В то время в нашей школе работали Осипова Надежда Потаповна, Раднаев Амгалан Очирович, Цыбиков Доржо Санжиевич, Эрдынеев Бадма Ламуевич, все приезжие».Осипова Надежа Потаповна приехала в село Бургуй из Иркутской области. Здесь проработала с 1937 по 1943 год. Первые два года она учила ребятишек в красном уголке в местности Шэбэртын Добо Хасуртинской долины. Там она вышла замуж за Раднаева Амгалана Очировича и вместе с мужем переехала в Бургуй, где продолжила свою педагогическую деятельность в местной начальной школе. Когда началась война, муж ушел на фронт и не вернулся. Надежда Потаповна второй раз вышла замуж за местного парня. Они переехали в г. Закаменск, где еще долго проработала в школах.Из воспоминаний Тогмитова Санжай Данзановича, ученика Надежды Потаповны: «Свою учебу я начал в Шибертуйской школе, так как в центре колхоза в Бургуе негде было жить, а ездить каждый день не было возможности. С 3-го класса нас перевели в Бургуйскую начальную школу, где мы жили в общежитии. Общежитием было два дома, в одном здании жили дети из долины речки Хамней, а во втором – из Хасурты. Наши учителя всегда старались помочь нам, чтобы нам было уютно… За все годы учебы в начальной школе я был ударником.
И благодарен за это своей учительнице Осиповой Надежде Потаповне, которая учила меня с 1-го класса и вместе с нами перешла в Бургуйскую школу, где продолжала учить нас. я благодарен ей за то, что она научила меня читать, писать, считать, что в то было очень важным и нужным делом. А продолжить учебу дальше мне так и не удалось. Началась война».Шли годы, понемногу пополнялась материально-техническая база школы, население становилось грамотным. Вместе со школой развивалось и расширялось село.Наступило лето 1941 года, закончился еще один учебный год. Люди продолжали работать, не ведая о грозящей беде, которая нарушила все планы, разбила мечты… Началась война… Вся работа по застрою центра была приостановлена. Взрослое мужское население уходило на войну. Ушли на фронт и наши учителя-мужчины Ендонов Гомбо А., Раднаев Амгалан Очирович, Эрдынеев Бадма Ламуевич и другие. Также уходили бывшие ученики – выпускники школы. Многие из них пали на поле боя, защищая свою Родину, свое село, своих родных, родную школу…Васильев Иван БогдановичВ эти суровые военные годы школа продолжала работать.
Учителя и учащиеся помогали в уборке урожая, заготовке кормов для общественного скота, семьям фронтовиков, ставили концерты… Многим ученикам военных лет пришлось оставить школьную парту, оставшись зачастую единственными трудоспособными кормильцами семьи. В эти тяжелые военные и послевоенные годы в нашей школе работали такие прекрасные учителя, отдавшие много душевных сил и сердечного тепла детям: супруги Даниловы Сергей Петрович и Татьяна Яковлевна (1947г.),Багаева Мария Даниловна из Иркутской области (1942-1946 гг.),Балдаева Надежда Даниловна (1949 г.), Васильев Иван Богданович (1947-1954 гг.), Дондокова Дымбрын Дугаровна (с 1946 г.), Лыгденов А.Б. (военрук от с 20 января 1943 г.), Осипова Анастасия Потаповна (до 30 мая 1941 г.), Степанова М.Т. (до 10 января 1946 г.), Софья Бутытовна из Улекчина (1946-1948 гг.).Васильев Иван Богданович родился 15 марта 1908 года в селе Харагун Аларского района Иркутской области. Окончил Ленинградский университет востоковедения. С 1931 по 1938 годы работал переводчиком в посольстве СССР в Монголии. Знал несколько восточных языков. В 1942-1945 годах воевал на фронтах Великой отечественной войны.
После войны работал учителем в разных школах Джидинского и Закаменского районов. В Бургуй приехал в 1947 году. Здесь женился на местной красавице Черниновой Долгор, с которой вырастили и воспитали пятерых детей. В нашей школе проработал до 1954 года. Как вспоминал Санжеев Владимир, один из учеников Ивана Богдановича: «Наш учитель был высоким статным мужчиной.Всегда понятно и доступно объяснял новую тему. Особенно мне нравились уроки математики. Все мальчишки нашей школы хотели быть похожими на него. По словам родителей, многие односельчане ходили к нему за советом, помощью как к одному из образованных и просвещенных людей села».Закончилась война, наступила мирная жизнь. Не все вернулись с той жестокой войны к родным очагам. Многие выпускники, учителя, строители школы навечно остались на поле боя. Вечная память им!Вернулся с фронта Эрдынеев Бадма Ламуевич с раненой ногой. Пал смертью храбрых Ендонов Гомбо А., уроженец села Хуртага, заведовавший Бургуйской начальной школой от 3 октября 1940 г. (из книги приказов РайОНО). «Это был человек очень энергичный, умел находить подход ко всем детям. Мы, ученики тех лет, любили его уроки, уважали и боготворили его самого. На всю жизнь в моей памяти он остался учителем с большой буквы… Однажды он пришел на урок, посидел молча, потом встал и сказал: «Ну, давайте, мои маленькие друзья, прощаться. Я еду на фронт». Мы тогда еще не понимали, что война может навсегда забрать любимого учителя. Он обнял всех нас, пожелал успехов в учебе, сел на коня и уехал, даже не заезжая домой в Хуртагу. С работы на фронт…» - вспоминает одна из его учениц Бадмажапова Чимит-Цырен Шагдуровна.Понемногу утихала боль от пережитого горя, пролитых слез по погибшим на войне родным. Жизнь продолжалась…Началось восстановление разрушенного хозяйства, возобновилось строительство, центр села перенесли в Бургуй.
Большинство семей, живших по Хамней речке и из Хасуртайской долины перекочевали в центр с. Бургуй. Уже к 1955 году в Бургуе насчитывалось 100 дворов. В этом же году от парового локомотива провели электричество, освещалось мельница, клуб, школа. На этом локомотиве механиком работал Цыреторов Цырен-Доржо Галданович. В 1959 году от Баянгольской ТЭЦ было проведено электричество в каждый дом. Окрылись фельдшерский пункт, библиотека. Вырастали новые дома, появлялись новые семьи, рождались дети… С каждым годом село обустраивалось.Улучшалась материально-техническая база школы, в 50-е годы по паспортным данным составляла:здание школы – 1, дом под квартиру учителей – 1, приспособленное по интернат здание – 1 на 20 мест, баня, квартиры для учителей в здании школы – 2 комнаты,директорская – 1, учительская – 1;оборудование: парты – 42 (двухместные), классные доски – 3, учительские столы – 3, стулья – 2, шкафы – 2;в интернате имелись: кровати – 3, тумбочки – 4, стулья – 2, стол – 1;библиотечный фонд составлял 220 экземпляров учебников и методических пособий.В 60-е годы под учебные классы были приспособлены уже 4 кабинета со всем оборудованием.
Так постепенно складывалась база начальной школы.Дондокова Дымбрын Дугаровна(1926 – 2002)«… Из всех памятных дней в жизни человека есть день, когда он впервые идет в школу, - один из самых хороших. Наверное, все люди помнят этот день. Помню и я. Это было 1 сентября 1946 года, - вспоминает Тудунов Михаил Жимбеевич. – Моя первая учительница Дондокова Дымбрын Дугаровна с улыбкой встречала нас у дверей школы и повела в класс. Для нас, детей, прибывших с отдаленных от центра местностей, все было в диковинку: школьные парты, доска и учебные принадлежности, даже само помещение класса. Дымбрын Дугаровна, сама из крестьянской семьи, очень хорошо понимала наше состояние и всячески старалась помочь нам почувствовать себя учениками. Она была очень доброй, но в то же время требовательной и строгой.Дымбрын Дугаровна учила нас два года, а в 3-м классе нас приняла Данилова Татьяна Сергеевна. Это была красивая, стройная женщина. Она приехала вместе с семьей – мужем и двумя детьми. В нашей школе проработала два года.Я был левшой, а в то время обязательно надо было писать правой рукой и мне было очень трудно научиться этому. Татьяна Сергеевна даже привязывала мою правую руку к парте. После долгих моих мучений и стараний учителя я все же научился писать и правой и левой рукой.В 4-м классе нас учил уже новый учитель – Гармаев Родион Галданович. Он же заведовал тогда школой. Многие жили в интернате, некоторые у своих родственников или дома.
Стараниями председателей колхозов тех лет организовывали систему питания, колхоз давал арсу и зерно. По тем временам кормили нас хорошо.После окончания 4-го класса мы сдавали экзамены в с. Цакир, куда нас возили на телеге. А после сдачи экзаменов проводили вечер для выпускников трех сел – Бургуя, Хуртаги и Цакира. На этом вечере вместе с нами были наши учителя и директора трех школ – Родион Галданович, Хазагаев Шагдар Александрович (Хуртага) и Цакирской школы. Это был мой первый выпускной бал. Учителя организовали нас разные игры, рассказывали, много пели. Наша Татьяна Сергеевна рассказала сказку «Лиса и Журавль», которая запомнилась мне на всю жизнь.А после окончания начальной школы, укого была возможность продолжать учебу, разъехались по разным школам: кто-то продолжал учебу в Улекчине, кто-то в Цакире. Я учился в Цакирской средней школе, которую закончил в 1956 году. Именно мои первые учителя дали мне возможность стать образованным, нужным людям человеком».С благодарностью вспоминают родители и бывшие ученики талантливых и любимых учителей 1950-60-х годов, внесших большую лепту в развитие школы, которые потом работали в других школах района и республики. Вот именатех учителей: супруги Гармаев Родион Галдановичи Гармаева Надежда Еши-Доржиевна, Балдаева Надежда Даниловна (с 1949 г.), Манжиханова Мария Александровна, Олзоева Любовь Алексеевна (1954 -1956 гг.), Банзаракцаев Александр Серенинович (1956-58 гг.), Батомункуев Ринчин, Базарова Бадма Гомбоевна,Цыбикова Бадма Балдановна(1956-57 гг.), Сандакова Дулма Цыбиковна (1957 г.), Бальжанова Дора Гармажаповна, Гонгорова Ханда Базаровна из Нурты (1957-58 гг.), Цыдыпов Рабдан Гомбоевич (1959-63 гг.), Самбуева Б.Н. (до 15 ноября 1960 г.), Хубаракова Дарицырен Бадмаевна, Чимитова Дора Гармажаповна (с 1960 г.), Балданова Мария Бадмаевна (1960-64 гг.), Санданов П.Д. (с 15 февраля 1961 г.), Платонова Раиса Никитична (с 25 мая 1961 по 1965 гг.), Мархаева Роза Санжиевна 91963-64 гг.), Будаева Чимит Будаевна (1963-1971 гг.), Ринчинова Зоя Шадаповна (1964-1981 гг.), Батуева Раиса Азангаевна (1965 – 66 гг.), Тарбаева Мария Дамдиновна (1965 – 1996 гг.), Доржиева Дулма Шойдоновна (1967-2000 гг.), Бадлуева Бадмажап Гармаевна, Батуева Людмила Азангаевна (1981-83 гг.), Бадмажапова Цыпилма Ендоновна, Тугутова Светлана Гомбоевна (с 1982 г.). После окончания Иркутского педагогического училища молодые девушки Олзоева Любовь Алексеевна и Манжуева (Манжиханова) Мария Александровна приехали в Бурятию. Свою трудовую деятельность начали в Бургуйской начальной школе в 1955 году. Обе были родом из Иркутской области. Здесь они жили в доме для учителей.«Олзоева Любовь Алексеевна учила меня в 3 и 4-м классах.
Она была добрая, но в то же время строгая и требовательная. Мне очень хорошо запомнились ее большие глаза, которые смотрели на нас с гордостью и радостью, когда у нас все получалось, и с грустью и надеждой, если что-то было не так. Помню, в конце 4-го класса нас повезли на телеге в Цакир для сдачи переводного экзамена. Любовь Алексеевна поехала с нами, по дороге подбадривала, просила слишком не волноваться и показать все умения. Мы с достоинством выдержали первый в своей жизни экзамен и счастливые вернулись домой.Наша учительница, может быть, радовалась даже больше, чем мы, так как для нее это был экзамен профессионализма и мастерства» - рассказывает Цыбенов Сергей Сандакович, ученик Олзоевой Любовь Алексеевны.Нельзя не упомянуть и младший технический персонал школы. При начальной школе их было немного, в основном в единственном лице. Одинчеловек выполнял функции сторожа, истопника и уборщицы, а когда начали действовать группы продленного дня, еще и повара. Именно от этих людей зависела нормальная организация учебно-воспитательного процесса, именно они создавали уют и комфорт в школе. Особенно запомнились и учителям, и ученикам школы Батуева Долгор Шойдонжаповна, Ринчинова Бадма (Намжил) Занданбалаевна и Тугутова Тогоша Жалсановна. Тогоша Жалсановна училась в этой же школе в 1940-44 годы.
С малолетства привычная к крестьянскому труду, не чуралась никакой работы. Пасла колхозный скот, ходила за табунами… Требовательная к себе и другим, она всегда все делала основательно. По рассказам учителей, работавших вместе с ней в школе, все блестело, всегда было тепло и это создавало уют. Такой же трудолюбивой, аккуратной и ответственной была Бадма Занданбалаевна. В школе все их уважали, до сих пор ученики тех лет вспоминают, как они вкусно их кормили, давали мудрые советы и учителям, и детям. Именно о таких людях говорят, что любая работа горит у них в руках.В 1950-е годы изменился в лучшую сторону облик школы, изменились требования…В преддверии выхода закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в РСФСР» педагогические коллективы школ района претворяли в жизнь Постановление партии и правительства о политехнизации в обучении. В начальных школах стали уделять больше внимания трудовому обучению, создавались учебно-опытные участки, где учащиеся учились выращивать овощные и технические культуры. Менялась учебная программа, обновлялись учебники, да и люди стали жить лучше, хоть и многого еще недоставало.«В 1956 году после окончания Кяхтинского педагогического училища, мы, трое выпускников, приехали в село Бургуй, - вспоминает Бадма Гомбоевна. – Со мной приехали Банзаракцаев Александр Серенинович из Кяхты, проработавший три года и Батомункуев Ринчин из села Мурочи Кяхтинского района, который проработав один учебный год и ушел в Армию.
Мы все жили в маленьком доме за школой. Меня назначили заведующей школой. Моими первыми учениками стали четвероклассники. Это Будаева Гажит, Дугаров Михаил, Жалсараев Даша-Нима, Максаров Гомбо, Батуева Ринчин-Ханда, Гомбоев Михаил (Муу Нохой), Дугаров Василий, Нимаева Люба, Баирова Дымбрын, Чернинова Цырен-Дулма.Послеурочное время всегда было занято: индивидуальные занятия со слабоуспевающими детьми, тимуровские рейды, экскурсии, подготовки к праздникам и многое другое. Особенно усердно дети готовились к Новому году. Учащиеся 3-4 классов сами привозили елку из Хамнейского моста и украшали. Готовых игрушек было мало, мастерили сами, готовили маскарадные костюмы. К весне работы становилось больше: заготовка дров, субботники, выезды на фермы… Дрова заготавливали своими силами. Родители, учителя и дети выезжали в лес. Пилили ручной пилой, после вывоза чурок и расколки, складывали поленья. Также собирали и сдавали металлолом и макулатуру. Трудились дети всегда с большим желанием.
Помнится, настоящим праздником была закладка первого пришкольного участка. Вместе с детьми заготовили бревна и загородили участок с правой стороны школы. Посадка семян, уход за ними и первый урожай – все было для детей впервые. Эти овощи некоторые ребята видели впервые.В школу с проверкой часто приезжали с Райкома партии, РайОНО. Всегда и во всем большую поддержку школе оказывала администрация колхоза. В то время председателем работал Дугаров Бадма Дондокович, секретарем партийной организации – Соктоев Пошолой Тугутович, секретарем комсомольской организации колхоза – Баиров Павел Цырен-Доржиевич, заведующим клубом – Тудунов Михаил Жимбеевич: все они бывшие выпускники Бургуйской школы, активисты села, врожденные организаторы общественного дела.С первых же дней помимо работы в школе, пришлось приобщаться к общественной деятельности села. В те годы именно учителя являлись основными инициаторами и организаторами различных мероприятий. Молодежь тогда была очень активная. После трудовогодня почти каждый день собирались в клубе, обсуждали, готовили мероприятия, организовывали вечера отдыха.В тот год проходил Молодежный фестиваль Закамны. По радио объявляли передачуэстафеты. Мы с секретарем комсомольской организации Михаилом Жимбеевичем и Ринчин-Ханда Пыльжитовной на санях ездили передавать эстафету. После в Цакире проходил общий парад.Весной 1957 года мы организовали и сыграли 1-ю комсомольскую свадьбу в клубе. Виновниками этого торжественного события были наши комсомольцы, выпускники нашей школы, передовые чабаны Соктоев Жамсаран Цыремпилович и Аюшеева Татьяна Батуевна.
На свадьбе присутствовал весь руководящий аппарат районной администрации. К сожалению, эта свадьба была единственной комсомольской.Много хорошего и памятного осталось у меня от тех лет. Я всегда с теплотой вспоминаю моих первых учеников, своих друзей комсомольцев, жителей села, где начался мой первый урок, первый шаг в большую дорогу жизни».Учителя Бургуйской начальной школы на протяжении существования начальной школы всегда выпускали учеников с хорошей базой знаний, что давало возможность легко продолжать учебу в других школах района.В 1940-60 годы после окончания Бургуйской начальной школы дети учились в Улекчине или Цакире, проживая у своих родственников и знакомых. С открытием Хамнейской средней школы большинство наших выпускников стали учиться в Хамнее, где жили в интернате. Как бы ни старались учителя и воспитатели, чтобы приезжим детям жилось уютно, и они не скучали по дому, родной дом ничем не заменить. Поэтому, большинство семей начали уезжать вместе с детьми.
Уменьшалось население, много становилось пустых домов, в селе стало тихо.В районе продолжалась реорганизация школ начальных в 9-летние, 9-летних в средние, осуществлялся переход к всеобщему среднему образованию. По инициативе РайОНО и главы местного самоуправления Закаменского района в 1987 году методом «народной стройки» началось строительство нового здания неполной средней школы.В строительстве новой школы принимало участие все население. Много усилий и труда вложила наша землячка, заведующая РайОНО Батуева Ольга Азангаевна. Именно ей мы обязаны рождением новой школы. Большой вклад также внесла Хайдапова Вера Цыреновна, заместитель зав. РайОНО, любимая учительница многих бургуйцев, учившихся в Хамнейской средней школе.Тарбаева Мария Дамдиновна, тогда заведующая школой, начиная с закладки фундамента до сдачи школы в эксплуатацию осенью 1989 года, руководила строительством.
Бесконечные командировки, доставка строительных материалов, укомплектование школы новым оборудованием – во всем этом ее заслуга. Тогда же был построен двухквартирный дом для учителей.У хороших вестей быстрые крылья…Когда состоялось торжественное открытие школы, на этот праздник съехались со всей республики: гости, выпускники, учителя, работавшие в Бургуе. Такого большого праздника, такого наплыва людей уже давно не было на селе. Так трогательно было видеть встречу выпускников 1930-40-х годов из Шабартуя, Усановки, Унилги, Хасурты, Бургуя… Для многих, наверное, это была первая встреча после окончания начальной школы. Встреча бывших учеников со своими первыми учителями, бывших коллег… Столько было радостей и хороших воспоминаний и в то же время немного грустных от того, что не вернуть те года.
Комментарии