Топонимика Баргузинской долины
Баргузинская долина очень богата местными названиями. Здесь каждая поляна, каждый участок земли, клочок местности имеет своё название, в которой отражаются те или иные моменты, факты исторического процесса: передвижение, столкновение, смешение и ассимиляция племен и народов.
Баргузинская долина – уникальное место в Евразии, живописный ландшафт которого всегда привлекал людей. В наше время значение топонимики возрастает в связи с развитием туризма в Байкальском регионе, с воспитанием экологической культуры населения.
Классификация топонимов Баргузинской долины
Топонимика Баргузинской долины своеобразна и многослойна, т.е. наблюдается напластование разноязычных географических названий. Это явление закономерно и обусловлено многовековой историей края. Языковое разнообразие топонимии свидетельствует о пребывании в долине разных по языку племен и народов.
В Баргузинской долине насчитывается ойконимов - , гидронимов - , оронимов - , антропонимов –
Ойконим – это собственное имя любого поселения, в том числе города, деревни, села, хутора, поселка, отдельно стоящего двора и дома. С этой точки зрения рассмотрим ойконимы Баргузинской долины (Приложение 1. Топонимический словарь. Населенные пункты). Например, откуда произошло название населенного пункта Баргузин? Существует три разных точки зрения, три версии опроисхождении топонима «Баргузин».
По версии М. Н. Мельхеева это название объясняется так: «Баргузин, река, Баргузинская долина – по имени древнего племени баргутов, по языку близкого к современным бурятам. Баргуты (бургуты) жили в Прибайкалье, в стране Баргуджин – Токум, упоминаемой персидским историком XIV века Рашид-ат-дином в его «Сборнике летописей». Этноним баргут происходит от слова барга, что означает в некоторых бурятских диалектах «глушь, глухомань, окраина»; при помощи суффиксов множественного числа –ут образуется собирательное название барга+ут, отсюда баргут, баргут-жин, баргажан, баргузин, т.е. баргузинцы «жители окраины». Баргузин – одно из древнейших названий, зафиксированное в документах.
Оно неоднократно упоминается в «Сокровенном сказании» (1240 г.). В середине XIII века венецианский путешественник Марко Поло дал описание «равнины Бангу, или Баргу». Также в работе Г. Н. Румянцева «Баргузинские летописи» говорится, что во времена культуры куриканов на восточной стороне Байкала жило племя Байырку. Возможно, этноним «байырку» может отождествляться с позднейшим «баргут» - названием большого союза древнемонгольских племен, обитавших в Забайкалье.
По эвенкийским преданиям до прихода в долину тунгусов здесь жили баргуты. Эвенкийские предания утверждают, что название «баргузин» происходит от слова «баргусин», что означает «переправиться на другую сторону реки». Согласно третьей версии, слово «Баргузин» якутского происхождения, означающее «потустороннюю страну», если ориентироваться со стороны Западного Прибайкалья, где жили предки якутов. Сами же баргузинские буряты уверены, что Баргузин (по бур. «Баргажан») означает глухую местность (по бур. «барга», «балар»).
Таким образом нет единого мнения относительно происхождения топонима Баргузин. В настоящее время Баргузин – это село, административный центр Баргузинского района. Был основан как острог в 1648 году боярским сыном Иваном Галкиным. В 1783 году Баргузин стал уездным городом и в 1790 году он получил герб города с изображением белки на серебряном поле. С 1927 года преобразован в село.
Следующим крупным административным центром является село Курумкан. Географическое название Курумкан происходит от тюркского слова «корум, корым» - щебень, россыпь камней, мелкие камни, образовавшиеся от обрушившейся скалы; каменистый. Добавлен эвенкийский суффикс уменьшительной формы –кан. Таким образом, топоним «Курумкан» можно перевести как «каменистое место».
Также выше рассмотренные топонимы относятся к виду гидрономических топонимов. Баргузин и Курумкан являются крупными водными артериями Баргузинской долины. Гидроним – это собственное имя любого водного объекта, в том числе реки, озера, ручья, колодца (Приложение 1. Топонимический словарь. Гидротопонимы Баргузинской долины).
Река Баргузин берет начало в северо-западных отрогах Южно-Муйского хребта и впадает в озеро Байкал, проделав путь в 480 км. В бассейне реки Баргузин площадью 21100 кв. км насчитывается 2544 реки с общей длиной 11047 км и 4918 озер с водным зеркалом 155 кв. км. Имеются еще и болота, занимающие 6 % водосборной площади. Развитая речная сеть является следствием высокой влажности на горных склонах и расчлененности рельефа. Основная масса озер и болот приурочена к поймам реки Баргузин и его притоков.
От таких гидронимов, как Алла (от эвенк. олло – рыба), Аргада (существует несколько версий его происхождения), Гарга (от манчьж. гаргань – ветка), Шаманка (от эвенк. саман, шаман – жрец, колдун, знахарь), Улюн (от бур. уулын – горный) произошли ойконимы.
Территория Баргузинской долины прилегает к озеру Байкал, наиболее крупному водному объекту. Происхождение гидронима Байкал связывают с эвенкийским названием Ламу «море». Бурятское название Байгал – далай означает большой водоем, глубокая вода, море. Также считается, что название Байгал заимствовано из якутского языка Байхал или Байгъал «большая, глубокая вода, море».
К уникальным участкам Байкала относятся его заливы. Памятником природы признан Чивыркуйский залив. Название дано от гидронима Чивыркуй. По мнению М. Н. Мельхеева, название образовано от бурятского шэбэр «чаща, густой лес, заросли», шэбэрхуу «заросший густым лесом». Залив раньше назывался Курбуликским по названию мыса на о. Байкал. Залив Култук образовано от тюркского кул/хул «река/озеро».
В верховьях реки Баргузин находится озеро Амут (по эвенк. – озеро). Оно расположено в священной реликтовой Амутской котловине, которая появилась много веков назад в ледниковый период. Озеро Сагаан – Нуур (от бур. сагаан – белый) названо так из-за того, что на это озеро весной прилетали белые лебеди, которые полностью покрывали водное зеркало.
Баргузинская долина имеет живописный горный и степной ландшафты. Поэтому встречается много оронимов. Ороним – собственное имя любого элемента рельефа, земной поверхности, в том числе горы, холма, хребта, ущелья, провала, низины (Приложение 1. Топонимический словарь. Оронимы Баргузинской долины).
Вдоль юго-запада долины лежит Икатский хребет, отделяющий ее от Витимского плоскогорья. Высота хребта доходит до 2573 метров, сложен преимущественно из гранитов и местами из метаморфических сланцев. Икатский хребет является водоразделом между бассейнами рек Баргузин и Витим. В долине реки Икат имеется обширное лугово-болотное расширение с многочисленными озерками; урочище, называемое у эвенков Икат, от икоат – место остановки для кормления оленей; в летописях он носит название Ийхид.
С юго-запада на северо-восток тянется Баргузинский хребет, сложенный в основном гранитами. Высота его - 2840 метров, длина – около 250 км. Соединительной перемычкой между Баргузинским и Икатским хребтами является Шаманский порог.
Между Баргузинским и Икатским хребтами на стыке Баргузинского и Курумканского районов пролегает Куйтунская степь. Топоним «Куйтун» означает «приподнятые, предгорные равнины». По другой версии, Куйтун произошло от монгольского Куйтэн - «холодный». По книге Н. Дамдинова «Родник в моем краю», топоним «Куйтун» происходит от слова «Хүндэй», что означает «падь, долина».
В географических названиях долины встречаются антропонимы. Антропоним – любое собственное имя, которое может иметь человек или группа людей, в том числе личное имя, отчество, фамилия, прозвище, псевдоним, кличка. Источником антропонимов являются чаще всего имена первопоселенцев, владельцев земель и поселений. В Баргузинской долине антропонимы, например, названия сел Адамово, Максимиха, местность Епишка.
Село Адамово основано в конце XVII века казаком Яковом Адамовым. Название Максимиха по преданиям основано донским казаком Максимом Перфильевым, который был женат на бурятке. После его смерти жену звали Максимиха. Отсюда и название местности. Местность Епишка расположена между Барагханским аршаном и с. Барагхан. Возможно, названа она от русского имени Епифан.
Известен также обычай монгольских народов: при перекочевках на новые места переносить на окружающую их местность названия гор, рек, долин с прежнего места обитания. Учеными предполагается, что название горы Бурхан – Халдун на реке Онон (Читинская обл.), где по одной из версий ученых – историков похоронен Чингис-хан, может быть перенесено на название горы Бурхан – уула и реки Ина в Баргузинской долине, так как местное бурятское население произносит название этой реки как «Онёо».
На территории Баргузинской долины есть немало названий от родоплеменных наименований. Эти топонимы относятся к виду этнонимов. Этноним – это название любого этноса, в том числе племени, племенного союза, народа, национальности. Местность, находящаяся к западу от знаменитого села Угнасай, носит название Галзууша Нуга, что в переводе означает "луга рода Галзууд". Местность Хамнига - от эвенкийского слова «хамниган» - оленевод, скотовод, (орочон - охотник); Шанхай - от китайского города Шанхай. Местность Харгана близ села Барагхан. Возможно в основе своей имеет геноним харгана. Геноним – это собственное имя древнего рода или позднего родоплеменного подразделения.
Много заимок и местностей названы именами их хозяев: Албажи, Баахан, Лыгден, Хүбүүдэй, Тэхэ, Цыдып, Ламажап, Шадап, Чинарап, Дэлэг, Аханай. Жигжима - заимка названа в честь Кукузиевой Жигжимы Тыхеевны - заслуженной доярки. Чинарап - в честь Будаева Чинарапа. Гамбул Нуга - раньше здесь проживал род Гамбуловых.
Топонимы классифицируются также по семантике слов, лежащих в основе названий. К ним относятся топонимы, содержащие в основе географические термины: гол (бур. – река, долина реки). Например, река и село Борогол («Серая долина»). Нуур (бур. – озеро), например, Нүхэ – нуур (Озеро – яма).
Топонимы, содержащие в составе названия сезонов проживания скотоводов в данной местности. Нажар – бур. «лето»: Нажаржаан – летнее место проживания скотоводов, соответственно Yбэлжөөн – место зимней кочевки.
Топонимы, в составе которых входят прилагательные: с. Баянгол (бур. Баян – «богатый») – Богатая долина, местность Урда гол (бур. Урда – южный) – Южная долина, Урда хада – Икатский хребет.
Топонимы, образованные от названий животных: урочище Yнэгэтэй (бур. үнэгэн – «лиса») – Лисье место, река Журавлиха, с. Могойто (бур. могой – змея, той - аффикс совместного падежа бурятского языка) – Змеиное место, с. Читкан (эвенк. «утка»), источник Гутаарка (бур. «гутар» - налим) – место, богатое налимом.
Топонимы, образованные от названий растений: в них подчеркиваются преобладающие виды или указывается на тот или иной тип растительности: Ехэ нуга - "большой луг", Долоон нарhан - "семь сосен", Куллук - с эвенкийского "цветы", Хара-модун - "черное дерево", Гарга - с манчжурского "гаргань" - ветка багульника, Иликчин - от эвенк. «место, богатое черемухой», река Березовый, с. Хилгана – бур. «хилгааһан» - степной ковыль, мятлик.
Исходя из величины объектов, обычно устанавливают два яруса топонимии:
1. Макротопонимия - названия крупных природных и созданных человеком объектов и политико-административных соединений: с. Соёл – бур. «культура», с. Уржил (бур. «үрэжэл») – рост.
2. Микротопонимия - индивидуализированные названия малых географических объектов, особенностей местного ландшафта (лесов, полей, урочищ, заимок и т. д.): заимка Халмаашка, урочище Халзаар от слова «халсан» - лысая высокая терраса.
Микротопонимы, создающиеся на основе местной географической терминологии, отличаются неустойчивостью и подвижностью. Например, в начале 90-х годов создавались новые хозяйства арендаторов земли и появились названия, навеянные любимыми телесериалами: к юго-востоку в 6 километрах от села Элысун есть Фазенда.
По языковому происхождению в Баргузинской долине встречаются монголоязычные, тюркоязычные, славяноязычные топонимы. Например, Джерга - имеет два значения: от якутского "джерга" или "дьаргаа" - хариус, а от эвенкийского - "счастье". Сасандай - от монгольского «саса» - снег. Здесь выпадает много снега, на левой стороне долины Баргузина всегда бывает больше снега;
Туракино - от тюркского «туран» - солончаковое место. Далсы - происходит от эвенкийского "дала" соленый источник, солонец. С приходом русских появились топонимы русского происхождения, но они относятся к населенным пунктам и названиям некоторых горных рек.
Например, названия сел Шапеньково, Нестериха, Сухая, поселок Майский, Юбилейный.
Каждый новый народ, вступавший на территорию долины в разные исторические периоды, привносил свои языковые особенности, усложнял, модифицировал состав топонимии.
Современная топонимика Баргузинской долины разноязычна. В ней преобладают русские названия, затем по количеству идут эвенкийские и бурятские топонимы, кроме того встречаются топонимы из других языков.
Таким образом, формирование топонимики Баргузинской долины определялось многими условиями: укладом жизни населяющих его людей, историей расселения, передвижения народов, важнейшими историческими событиями, особенностями менталитета, языковой культуры.
Топонимика культовых мест Баргузинской долины
Пространственная среда человека складывается из всего того, что его окружает и играет особую роль в его жизни. У каждого человека есть места, связанные с памятью о прошлом, с его родом. К таким местам относятся культовые места. Одним из главных признаков выделения культовых мест является наличие мифов и преданий, слухов и поверий, связанных с историей возникновения этих мест.
В Баргузинской долине находится большое количество культовых мест.
Одним из самых главных культовых объектов в Баргузинской долине считается священная гора Бархан – уула. Согласно тибетским представлениям, в Бурятии есть пять основных «сабдаков»- мест, где живут главные духи. Самая северная из них – священная, овеянная легендами гора Бархан-уула, охраняющая буддийское учение с севера. По преданиям, Бархан-уула – это сакральное пристанище, где пребывают небожители Бархан Баабай и Хажар Сагаан Нойон, хозяева Баргузинской долины. Согласно другой легенде, на священной горе много веков назад был похоронен, известный баргутский правитель и предок бурят Баргу-батор.
Недалеко от вершины, на плато Тэптээхэй, расположено почитаемое с давних времен обоо, установленное в честь духа горы. Это ламаистский знак, обозначающий вечность и бесконечность мироздания. Священную гору Бархан – уула первыми стали почитать древние эвенки – охотники. Тогда они проживали на левой стороне р. Баргузин, на просторах Куйтунских степей, у подножия Икатского хребта. В то время долина р. Баргузин находилась под водой. Горные хребты, в частности Бархан – уула, эвенками именовалась бар(к)хан хада - “величественная гора”. [Б. Ц. Гомбоев,2006, с. 74]. Люди, выходящие в дальнюю дорогу, испрашивают благословения у Бархан – баабай, чтобы сопутствовали удача и благополучие.
По степени важности и почитания выделяются Аллинские гольцы. “Хозяевами” священной горы являются два скальных образования Сахилтаар и Буралтаар. Сахилтаар и Буралтаар являются конями божественных братьев, которые являются духами – хозяевами этих мест. Они охраняют мир и сказочную красоту края. Этот уникальный природный памятник существует только в нашем крае.
Есть еще одна известная гора Шаастиин Yндэр (вблизи села Улюкчикан), почти равная по высоте горе Бархан – уула. В переводе название горы Шаастиин Yндэр означает «шестая высота».
Святой Нос – полуостров на Байкале, по бурятски Хилмэн – Хушуун, буквально значит «морда (нос) осетра». Название нос имело у русских путешественников XVII – XVIII веков значение мыс: так сначала был назван самый южный острый мыс – «нос» полуострова. Это имя затем перешло на весь полуостров.
Возле села Шаманка находится священная гора Дээдэ баабай (дословно: «отец - небожитель», или «отец, проживающий в верховьях реки»).
Вблизи села Улюкчикан весьма почитаемо культовое место Нүхэтэй хада (дословно: скала с отверстием). Это место по преданиями считают местом, излечивающим от бешенства.
Скалы Сувинская Саксония находятся в районе с. Суво. Скалы компактно расположены на степных склонах сопки у подножия Икатского хребта. На вершине горы они образуют живописную группу, напоминающую развалины замка, с громадными каменистыми башнями и узким скальным ущельем между ними. Известно, что скалы служили шаманским культовым местом эвенков. На эвенкийском языке «Сувойя» или «Суви» означает «вихрь». Среди местных бурят существовало поверье, что в скалах живут «хозяева» Суво Тумурши – нойон и его жена Тудугиш – хатан, в честь которых были установлены обоо и деревянный бурхан.
В 15 км от с. Суво расположен «Ининский сад камней», который представляет собой громоздящиеся в степи разного размера и разных пород (а значит и цветов) камни. Повсюду, как бы «вырастая» из-под земли возвышаются глыбы гранита, некоторые достигают 4-5 м в диаметре. Один из исследователей озера Байкал В.
В. Ламакин считал, что нагромождения крупных глыб являются моренами (ледниковыми отложениями) периода древнего максимального оледенения, произошедшего более 100 тыс. лет тому назад.
По другой версии, ининские глыбы образовались в результате недавнего гигантского выброса крупноглыбового материала, носившего катастрофический характер. [Б. Ц. Гомбоев,2006, с. 78 - 79]. Также интересными формами выделяются камни Yхэр – шулуун, Грибок (Сфинкс), скалы Камнига, Птенчик, Голова. (Приложение 1. Топонимический словарь. Горы, горные хребты).
Святыней Баргузинской долины считается камень Буха – Шулуун (дословно: бык – камень), который расположен по дороге из с. Суво в с. Бодон. (Приложение 2. Легенды).
Самое посещаемое место в Баргузинской долине место поклонения богине Янжиме. Это место находится в 3 км от с. Ярикто. В 1996 году была обнаружена скала с изображением танцующей богини Янжимы – покровительницы материнства, ума и красноречия. Под каменной плитой нашли ритуальные чашки – суксэ, деревянный ящичек с пирамидой тысячи Будд.
В этой местности сооружен буддийский храм. Ежегодно проводятся обряд поклонения богине Янжиме. В нашей долине особым почитанием пользуется священный камень Хээр-шошого в местности Шэнэгальжин. Название священного камня Хээр-шошого переводится «как боязнь, или страх в степи». Как пишут исследователи - этнографы М.А. Дэвлет и Г.Ф. Меллер отмечали, что подобные памятники местное население называет “заставляющая вздрогнуть скала” [Дэвлет, 1998, с. 237].
Издавна жители Баргузинской долины возле Хээр-шошого устраивали молебны с обильными угощениями в дар богам. Эта скала по форме напоминала древнеегипетского сфинкса, а если посмотреть на нее с Запада, то была похожа на огромного окаменевшего ящера, поднявшегося на передних лапах с приподнятой головой, обращенного на юг. Люди с древнейших времен смотрели с удивлением, и может быть со страхом, на это диковинное чудо и оно стало почитаемым ими.
Останцовая скала Уудэн-Шулуун (дословно Дверь-камень) также является культовым местом. Она представляет собой каменные ворота длиной 70 м, шириной 15-20 м, высота стен 10-15 м. Стены каменных ворот расставлены огромными каменными плитами так ровно, что даже удивится иной мастер - строитель. У этих скал в середине есть отверстие, напоминающее дверь. Есть поверье, что, пройдя через эти «двери», бездетные супруги становятся счастливыми родителями. Рядом с «Каменными воротами» возвышается зеленая сопка «Баян Толгой» - (богатая вершина или богатая голова). На этой горе раньше находился мунхан – маленькая избушка-молельня. В мунхане были полки, на которых находились бурханы, лампады, хурдэ и.т.д. Находится в 5 км на северо-восток от Хээр-шошого.
Одним из самых распространенных культов в северной части Курумканского района является поклонение духам-хозяевам лечебных источников. Лечебные источники Курумканского района издавна славились целебными свойствами не только в республике, но и далеко за её пределами. Среди них можно выделить Буксэхэнский холодный источник - «Серебряный аршан». Местность Буксэхэн получило свое название от одноименного гидронима, являющегося правым притоком р. Баргузин, в переводе с эвенкийского означает «перепутье». Буксэхэнский источник берет свое начало из-под крутого скального выступа. Характерной особенностью является высокое содержание серебра. Местные жители считают, что целебными силами обладают не только аршан, но и окружающие его величественные горы и сосновый бор.
Аллинский термальный источник, известный еще с середины XIX века, расположен в живописнейшем месте каньонообразного ущелья у подножия священных гор Бууралтаар и Сахилтаар. На поверхность выходит более 50 ключей. Согласно одной из легенд, давным-давно эти источники открыл бурятский силач Билдашкиин Бадма, подняв камень весом в 4 тонны.
Заслуженной славой пользуются Кучигерские термальные источники, которые в сочетании с илом образуют лечебные грязи. «Кучигер» в переводе с эвенкийского означает «укроем» или «место, окаймленное сопками». О силе его лечебных грязей ходят невероятное множество легенд! Горячие водно-грязевые источники известны с XIX века. О них говорили, что Кучигер заставляет бегать человека, который ранее годами лежал. Здесь могут показать своеобразный музей под открытым небом, где экспонатами являются костыли и трости, которые оставили, как свидетельство своего выздоровления отдыхающие. Легенда гласит, что хозяйка Кучигерских источников – змея. Она оберегает эти места от шумных вторжений туристов, не знающих правила поведения на источниках. Здесь не положено шуметь, распивать спиртные напитки и тревожить покой отдыхающих.
Сеюйский термальный источник, расположенный на левом притоке реки Хахархай образует изумительное озерцо с серебристо-голубым дном в форме человеческой ноги, не замерзающее в самые лютые морозы. Существует легенда, что в этих местах проходил великан и после этого появилось озеро, очертания которого напоминают след человеческой ноги. Топоним Сею (Сея) с бурятского «сээл» означает «омут, пучина, глубь».
В долине красивой, стремительной горной реки Гарга, у подножия Икатского хребта расположен Гаргинский термальный источник. Был описан еще в 1775 году известным русским путешественником академиком И. Г. Георги. Термальные воды выходят на поверхность из небольшой пещеры в скальном выступе. По своему составу и содержанию лечебных компонентов вода Гаргинского источника близка водам Ниловой пустыни (Тункинский район, Республика Бурятия).
Умхейский источник расположен в 100 км от районного центра с. Курумкан.
Основной выход горячих источников расположен на острове и по берегам реки и образуют 7 групп со 146 источниками. Топоним Умхэй с бурятского переводится как "вонючий, тухлый", так как вода имеет характерный запах сероводорода.
По поверьям, источники обладают целебной силой только благодаря воле и желанию эжинов (хозяев) этой местности и приносят исцеление только тем, кто неукоснительно подчиняется хозяевам аршанов. Именно в таких местах, у источников в Алле, на лечебных грязях в Кучигере, Умхее, местные жители после исцеления проводили обряд жертвоприношения “хозяевам” святых источников, либо “хозяевам” окружающих гор.
У озера Боолон-Тумур, где берет начало река Баргузин, за священной горой Чум находится древнее место поклонения племени баргутов. По преданиям на берегу озера жил могущественный шаман, который даровал дожди и воду. Представители эвенкийских родов совершают обряды поклонения родовым покровителям, хозяевам местности и хозяину воды бассейна реки Баргузин – Боолон Тумур. В наши дни на месте шаманского жилища установлен молитвенный столб – священное обоо, с древними письменами на санскрите.
Духовное возрождение общества возможно на основе общечеловеческих ценностей. Роль культовых объектов важна, прежде всего, в воспитании подрастающего поколения, в духовном развитии человека, в понимании своего места в мире, в умении жить в гармонии с самим собой и окружающим миром.
Таким образом, через названия мест и предания о них народ тесно связан с родной природой. О сложившейся культуре взаимоотношений с природой стоит знать жителям Баргузинской долины и тем, кто приезжает сюда понаблюдать за красивыми пейзажами, походить по таежным тропам, полечиться на источниках. Важно помнить всем, что сохранение природы – это не выдумка ученых, это старинный обычай края. Защита природы имеет свои корни, свои ценности. Сохранить память народа – это значит сохранить самих себя. Сохранить, чтобы выжить.
Авторы работы: Гармаева Баирма Модосоевна, учитель бурятского языка МБОУ «Курумканская СОШ № 2»,
Бадмаева Туяна Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «Курумканская СОШ № 2»
Комментарии