Привольно раскинулась Тугнуйская долина. Она простирается с востока на запад и на многие десятки километров. А через нее протекает небольшая речка с названием Тугнуйка. И сама долина и река — прошлое геологических преобразований, до сей поры очень мало исследованных.
Плато долины весьма интересно и флорой, и фауной и подземными кладовыми. Богатство лугов и лесов, окружающих ее, издревле привлекали к себе внимание человека. Великое кочевье не однажды приводило их в степи Тугнуйской долины. О их жизни в нашем крае говорят многие памятники старины. Они сохранились и в названиях мест и в преданиях: «Городище», «Богова Гора» «Шаманка». А происхождение слов «бом» и «тугнуй» связано с древней легендой.
В глубокой древности в нашу долину прикочевали табангуты, табануты тугнусы. Долгое время годы жили они хорошо. В достатке было кормов для животных и люди радовались тучным стадам. Леса изобиловали дичью.
Неожиданно среди животных начался мор — сибирская язва. За короткое время исчезли и тучные стада и дикие звери. В долине начался голод. Служители религиозных культов в своих молитвах и предсказаниях вещали людям о гневе богов, в назидание за то, что во время кочевья в эту долину они долгое время двигались против солнца.
Оказавшись бессильными умилостивить гнев богов молитвами не зная, что предпринять, оставшиеся в живых тунгусы стали покидать долину. В их страшных криках и проклятьях слышалось: «ту-гну-й-и-и»; «ту-гну-й-и-и»; «бом — бом» (что в переводе значит: тугнуй- долина смерти, бом — мор, болезнь) И много позже эту землю называли «неприветливой» землей.
Еще не одно племя приходило сюда, но эти названия так и остались до наших дней. Неумолимо ветра времен стирали одно событие за другим. Вот образовалась могущественная монгольская империя ( XIII век), а вот на территории Сибири пришли люди с иным обличием, иными культурными традициями, иным языком (XV век) и вот уже XVIII век. С приходом русских поселенцев многое в жизни коренных жителей Сибири и Тугнуйской долины изменилось. Быстрое распространение получила новая религия — буддизм, появились первые дацаны, а с ними и образование, стали развиваться совершенно новые виды ремесла.
XX век принес сумятицу в установившуюся жизнь Тугнуйской долины. Революционные события и события гражданской войны грубой рукой смяли привычный образ жизни.
Еще в 1917 году в знаменитых «апрельских тезисах» среди других экономических мероприятий Ленин предусматривал превращение крупных помещичьих имений в образцовые хозяйства под контролем батрацких депутатов.
Сама идея заключалась в том, чтобы совхозы были более показательными,более передовыми по отношению к другим хозяйственными объединениями. Совхозы должны были стать опытническими хозяйствами и решать главную задачу страны — давать как можно больше продуктов сельского хозяйства хорошего качества и по низкой цене.
С этой целью в период с 1927 по 1930 гг на территории Бурятии было организовано 2 совхоза «Боргойский» - направление которого было овцеводство, и «»Еравненское» с мясным направлением. А в 1934 г в Тугнуйской долине у озера Саган-Нур был образован совхоз семеноводческого направления, который получил название «Эрдэм» - что, в переводе означает «прогресс, наука».
Цель создания совхоза - -обеспечение других хозяйств качественными семенами зерновых культур и однолетних и многолетних трав
Совет народных депутатов постановил: отвести на хонхолойском массиве 7000 гектаров земли, удовлетворяющей в почвенном, климатическом и орографическом отношении условиям семеноводство, зерновых культур, корнеплодов и семян. Также было указано на необходимость подготовки кадров.
Со стороны Мухоршибири для организации совхоза было выделены средства на материалы, технику и землю. В состав совхоза входили Бом и Брянка (Новосспаск)
учитель истории: Цоктоева Е.В.
Комментарии