Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Творчество Людмилы Николаевны Кирилловой

26 февраля 2012
Творчество Людмилы Николаевны Кирилловой

Литературоведческое исследование творчества Кирилловой Людмилы Николаевны – жительницы села Тугнуй.

 

Работа ученицы МБОУ «Тугнуйская средняя общеобразовательная школа» Чимитдоржиевой Гэрэлмы.

Научный руководитель: Чимитдоржиева М.З. учитель русского  языка и  литературы.                                                                                                

Тугнуй 2009-2010 год


 

XXI век с его скоростным темпом жизни в корне изменил жизнь человека. Многие социально-политические проблемы способствовали тому, что были утрачены связи, поддерживавшие наше общество на протяжении многих веков. Было утрачено немало духовных заветов, обычаев и традиций.

 

Но настало время по-новому переосмыслить уроки истории. Время «Иванов, не помнящих родства своего» уходит в прошлое. На смену идет время возрождения цельной системы нравственных принципов и традиций гуманного, глубоко нравственного, трепетного отношения к родной природе, родной земле, к её удивительным творениям.

 

Актуальность патриотического воспитания на современном этапе вызвано необходимостью развития чувства любви и бережного отношения ко всему, что окружает человека с его первых дней жизни. Поэтому именно сегодня наиболее пристальное внимание уделяется изучению истории своей малой Родины, к её традициям и нравственным устоям. Именно этими процессами и вызван живой интерес к людям, которые живут, трудятся, занимаются творчеством рядом с нами.

 

Их талант, их увлеченность своим любимым делом – будь то музыка, литературное творчество или живопись – не могут не вызывать чувства уважения и восхищения у каждого из нас, живущих рядом. Знать их, понимать их творчество, бесконечно открывать в их произведениях удивительную прелесть и красоту родного края – наверное, в этом и заключается актуальность и практическая значимость моей работы.

Методологическая и теоретическая основа исследования.

 

В своей работе придерживалась основных принципов художественной интерпретации лирического произведения. В «Кратком словаре иностранных слов» под термином «интерпретация» понимается следующее – «толкование, объяснение, раскрытие смысла чего-либо; творческое раскрытие образа или музыкального произведения в целом».

 

На уроках литературы мы учились интерпретировать лирические произведения. Своеобразный алгоритм и её основные принципы я и применяла  в своём исследовании стихов.

 

Основной материал по литературоведческому исследованию творчества Кирилловой Людмилы Николаевны представляет прежде всего воспоминания её коллег по работе, воспоминания её членов семьи, её собственные воспоминания, её лирические произведения. Мы не имели возможности ознакомиться с работами, изучающими творчество поэта. Поэтому многое, возможно, потребует уточнений, дальнейших изысканий по её творческому наследию.

 

 

Кириллова Людмила Николаевна

 

Родилась в Кабанском районе с. Степной дворец, но жила и училась в г.Улан-Удэ. В 1969 году окончила школу, поступила в музыкальное училище, которое по семейным обстоятельствам не смогла закончить. Поступила на курсы штукатуров и маляров. С отличием закончила это учебное заведение и получила специальность «штукатур-маляр». В дальнейшем училась в школе управления сельским хозяйством, окончила курсы техников сельского хозяйства и поступила на заочное зоотехническое отделение БГСХИ. 20 лет проработала в животноводстве. В 1990 году после распада хозяйства совхоза ушла в Тугнуйскую школу, где продолжала трудиться техническим работником до 2008 года. Оттуда и ушла на заслуженный отдых. В 2010 году выбрали в Совет ветеранов сельского поселения «Тугнуйское».

 

Анализируя воспоминания её коллег, членов семьи, односельчан, мы можем отметить, что Людмила Николаевна – человек с поразительно щедрой душой. С любовью и уважением относится ко всем: к взрослым, к детям, ко всему живому, что её окружает. Люди подчеркивают её удивительную честность, огромное трудолюбие, неиссякаемый оптимизм и веру в лучшее. Она очень любит петь, с особым мастерством исполняет частушки. Многие тексты своих частушек она сочиняет сама. Поразительно музыкальный слог её творческого стиля – это дар природы. Стихи сочиняет она с детства. К сожалению, тексты её первых произведений не сохранились. Свои лирические стихи она стала записывать уже будучи взрослой.

 

При исследовании её лирического творчества  мы определили лирического героя многих её произведений. Он выражен местоимением «я». Я – это женщина, во всем отмечается женский взгляд, пытливый, зоркий,  на события и явления жизни. В частности, мы уже в первом стихотворении получаем обозначенные скупыми штрихами представление о её характере: трудолюбивой, проворной, у которой любое дело спорится в руках – «Я, на утренней зорьке проснувшись». Стремительный ритм стиха позволяет буквально «оглядеть» всё, на что падает её взгляд: родное село, холмы, крутые пригорки. Оттого, что вольготно и весело живется на щедрой земле, в душе героини рождается звонкая песня как гимн любимому краю:

 

Я с душою пою эту песню,

Я о доле женской пою.

 

При более детальном анализе мы отмечаем, что ведущими темами её творчества становятся тема любви и женского счастья, тема матери, тема Родины. В этом сказывается, возможно, состоявшееся счастье женщины, самого автора (любимой и преданной спутницы жизни, нежной и заботливой матери, замечательной труженицы). Таким образом, мы можем классифицировать лирические произведения в своеобразные разделы, границы которых мы очерчиваем чисто условно в силу того, что стихи тематически взаимообусловлены и взаимопроникаемы.

 

Тема любви и женского счастья

 

Казалось бы, о любви сказано и сложено столько, что уже невозможно что-либо добавить. Но Людмиле Николаевне это удалось. Удивительно чарующей магией дышат её поэтические строки о любви. Поражает её простая искренность, можно сказать исповедальность признаний в любви:

 

Но хочу в этот вечер тебе рассказать,

Что дороже и ближе тебя

Нет на свете никого у меня.

 

Как человек, тонко чувствующий красоту, она привносит и в эту область сокровенного немного земной красоты для полной гармонии счастья:

 

Все, что я подарила тебе.

Это солнце и эту поляну,

Все цветы, что растут на земле.

 

Своеобразная мифологизация женского образа героини делает её похожей на Еву: Ева подарила счастье жизни, наша героиня дарит счастье любви. Это великое искусство любить: просто, безоглядно, всепрощающе и всепоглощающе.

 

Очень точно подобрано сравнение любви «как свет во мгле». В суете забот и жизненных тревог, в этой своеобразной «мгле» только любовь дарует счастье, освещая и согревая человеческой теплотой женское сердце. Это нежное ранимое сердце, как и любое женское сердце, похоже на голубку, пробуждающуюся от теплых слов признаний:

 

И сердце сразу встрепенулось

От ожиданья нежных слов.

 

Психологически верно отмечено состояние влюбленного человека, когда так и хочется быстрее увидеть любимого человека, так не хочется расставаться после встречи:

 

Все наши встречи были долги,

А ожиданья коротки,

Когда встречались мы с тобою

На нашем жизненном пути.   

 

Её стихи о любви – это чистый «горный ручеёк», который не иссякнет дарить красоту человеческого чувства своим читателям.

 

Тема матери

 

Людмила Николаевна – мать троих уже взрослых сыновей. Она воспитала их хорошими людьми, тружениками. Все лучшее, что было в ней, она постаралась дать им: доброту, честность, душевную щедрость, трудолюбие. Возможно, именно поэтому свой гимн Матери она вложила в уста сына – лирического героя своего стихотворения. Необычайно поэтичное воплощение получил у неё образ матери: нежной, милой, доброй. Метафорой она напоминает о неразрывной связи ребенка с матерью на протяжении всей человеческой жизни:

 

Родная кровинка, мама моя!

 

Мать – это единственный человек, который может понять и простить. Это единственный человек, который может и приласкать, и пожурить, а может «и резкое слово как надо сказать». На неё никогда не можешь обидеться, потому что она МАМА – «в тебе нет обиды, в тебе лишь любовь». Каким возвышенным становится в конце стихотворения этот обобщенный образ всех матерей! Художественные сравнения необычайно возвышают его, приподнимая от грешной земли ввысь, к небу, словно обращая нас к матери Бога:

 

«ты словно росинка, ты словно роса», «ты солнце земное, ты верность богов».

 

Сыновний долг каждого – беречь и любить свою мать, того человека, который подарил великое счастье на земле – жизнь:

 

К тебе преклоняю главу я всегда.

Тебе я обязан всей жизнью своей…

 

Странным, на первый взгляд, может показаться конец лирического произведения. Сложная метафорическая подача образа лирического героя наводит нас, читателей, на философские размышления о сложности человеческой жизни -

 

Я ветер гонимый, я сын твой – прости…

 

Ветер – это те испытания, которые проходит человек от детства к зрелости. Это символ трудности принятия решений, это символ выбора. Поэтому и усложняется образ лирического героя мотивом покаяния, как своеобразной платой за все ошибки жизни, невольно ранящие сердце любящей матери.

 

Тема Родины

 

В ходе исследования мы заметили, что тематическая группа стихов, посвященная Родине, многогранная. Условно мы её разделили на подгруппы: это тема родной природы, это философская лирика, это тема исторической памяти.

 

Зарисовки родной природы очень реалистичны. С удивлением отмечаем всем уже известные нам детали родных пейзажей. Но как необычно они выглядят в поэтическом обрамлении! Автор очень точно изображает неброскую скромную красоту родной природы. Как художник на полотне, она рисует словесную картину природы в разное время года. Мы видим Тугнуйскую долину осенью:

 

Льётся дождь нал Тугнуем,

Зеленеет родная земля.

Косяком птицы вдаль улетают.

 

Мы видим её летом, отмечая любовным взглядом каждые незначительные, но в то же время символические детали – «дышит утро прохладой», «из-за гор поднимается солнце», «и журчит ручеёк, расплываясь».

 

Особенно зримой нарисована картина зимнего леса. Создается такое ощущение, что попадаешь в волшебное царство льда и снега:

 

Запорошило снегом дорогу,

Замело все тропинки кругом.

И застыла живая природа,

Засверкала живым серебром.

 

С помощью олицетворения автору лирического произведения удалось создать образ удивительно живой «зимушки-зимы»:

 

Распустила мохнатые кисти,

Опустила свои рукава

И по яркому снегу кружится

Нежным вальсом наша зима.

 

Красота зимнего леса рождает прекрасную песню, завораживая и вызывая целую гамму чувств: «Вот и лес разукрашен с любовью, И искрится своей красотой», «А снежинки, летая, ложатся, Словно стелется луг луговой», «И лазурная гладь серебрится». Эта красота и прелесть останется в сердце каждого из её читателей, кто хоть однажды соприкоснулся с родником её стихов:

 

Чтоб умыться студёной водою

И остаться с тобой навсегда.

 

Поэт в своих пейзажных зарисовках тяготеет к философским обобщениям, что свойственно было всем русским поэтам. Но эти размышления становятся понятными, близкими, так как они созданы от созерцания тех мест, с которыми живешь рядом. В первом стихотворении «Сибирь моя родная» автор, признаваясь в любви к своему краю, житейски мудро отмечает её великое значение в каждой судьбе живущего на этой земле: «В тебе мое призванье И стержень золотой».

 

В следующем лирическом произведении через отдельные штрихи пейзажа – «синей дымкой туман», «заря», «утро пригожее», «новый день», образы птиц – поэтесса подводит к философскому выводу жизни каждого живого существа – «и пусть с этого всё начинается».

 

Картины родной природы не оставляют душу поэта «бездеятельной», подталкивают её к размышлениям, философским обобщениям и выводам. На лоне природы приходят в порядок её мысли, вспоминается многое из её жизненного пути. Многое, что, к сожалению, уже не вернуть.

 

Но горечь от этого тает, как тает на солнце туман, и в сердце поэтессы остается только тихая грусть. Именно родная природа дает ей возможность возродиться душой и продолжать любить, верить, надеяться, жить – «благодарю судьбу, что подарила Минуты счастья с каждым днем».

 

В преддверии 65-летнего юбилея со Дня Победы знаменательно появление стихотворения, посвященной теме исторической памяти. Перечитывая её строки, посвященныё Великой Отечественной войне, начинаешь острее переживать все чувства людей: горечь разлуки, боль утрат – «разорвало все жизни на клочья, Уносило одну за одной», ужас от военного лихолетья, долгожданную радость Победы. В унисон её словам звучат мысли каждого, кто живет в ожидании этого великого праздника, потому что нет в России того, кого не коснулась бы эта война:

 

Вспоминая те страшные годы,

Молим бога. Заслони нас собой.

Вот прошло уже больше полвека.

Но болят эти раны сейчас.

 

Итак, подводя итоги сказанному, мы можем сформулировать следующие выводы:

  1. Ведущими темами её творчества становятся тема любви и женского счастья, тема матери, тема Родины;
  2. Все её стихи взаимообусловлены и взаимопроникаемы, что свидетельствует о состоявшемся счастье женщины, т.е. самого автора;
  3. Центральное место в образной системе занимает образ лирического героя, выраженного местоимением «Я» как собирательным образом женщины;
  4. Основное тематическое богатство её лирического наследия варьируются вокруг вышеназванных тем. Но это не свидетельствует о скудности образной системы, а объясняется извечной «женской областью литературы». Поэтесса говорит нам о том, что составляет основной смысл её жизни;
  5.   Образную систему её лирических произведений составляют картины окружающего мира. Преломляясь сквозь призму восприятия самой поэтессы, эти образы позволяют ей выйти к философским обобщениям, оформить многие жизненные выводы в своих взглядах и убеждениях;
  6. Третья тематическая группа стихов распадается в свою очередь на три подгруппы: это тема родной природы, это философская лирика, это тема исторической памяти.
  7. Излюбленным художественным средством выразительности языка у Кирилловой Л.Н. становится метафора. Именно это средство наиболее часто помогает ей создать образы лирического произведения. Также активно она употребляет сравнение, эпитеты (при этом иногда используются эпитеты, свойственные устному народному творчеству).
  8. Изучение творчества поэтов так называемой Малой Родины дает нам возможность по-новому увидеть красоту своего родного края, воспитывает в нас чувство любви и бережного отношения к своей родной земле, к родной природе, к истории своего края и страны. Их творчество вызывает восхищение, привносит в нашу жизнь сияние. Как это бывает от соприкосновения с великим чудом нашей жизни – с вечным Искусством художественного слова.

Библиография

  1. Воспоминания коллег, членов семьи, автобиография Кирилловой Л.Н.
  2. Лирические произведения Кирилловой Л.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение         

Тема любви и женского счастья          

             T T T

Сколько прожито лет

Я не буду считать.

Но хочу в этот вечер тебе рассказать,

Что дороже и ближе тебя

Нет на свете никого у меня.

Я люблю твои черные брови,

Взгляд, улыбку, походку твою.

Я хочу, чтобы жил ты на свете

И дарил людям ласку свою.

Чтобы ты сохранил и поверил

Все, что я подарила тебе.

Это солнце и эту поляну,

Все цветы, что растут на земле.

Я тебя никогда не забуду.

Но и ты не старайся забыть…

Если всё-таки встретишь другую,

То скажи, не молчи, не жалей.

Но, а если её ты полюбишь,

То меня хоть душою согрей.

                  T T T

Мне было вовсе не семнадцать.

Мне было где-то тридцать семь,

И я впервые повстречала

Свою любовь, как свет во мгле.

Ты подошел – я посмотрела.

В твоих глазах была любовь.

И сердце сразу встрепенулось

От ожиданья нежных слов.

Мы молча шли дорогой длинной.

И ты сказал: «Люблю тебя».

Я нежно, трепетно ласкала

Твои красивые уста.

Все наши встречи были долги,

А ожиданья коротки,

Когда встречались мы с тобою

На нашем жизненном пути.

T T T

Я люблю эту жизнь,

Потому что ты в ней.

И тебя, потому что ты

В жизни моей.

Так судьбою дано

Полюбить лишь тебя

За твои несравненные

Голубые глаза.

За твой голос любимый,

И за то, что есть.

Пусть кому-то не нужен,

Пусть кому-то плохой.

Для меня ты любимый,

Самый нежный, родной.

Пусть проходят закаты.

Унося за собой

Горечь слез и обид,

Нанесенных тобой.

Все равно для меня ты

Сейчас не чужой.

Для меня был и будешь

Самый нежный, родной.

 Тема матери

                    Мама

Тебе, моя нежная, милая мать,

Хочу я полслова тихонько сказать:

Будь счастлива, милая, добрая мама,

Тебе лишь одной мое сердце понять,

Как трудно бывает порой  без тебя,

Родная кровинка, мама моя!

Тебе я одной все могу рассказать,

Одна ты на свете все можешь понять,

Погладить рукою и нежно обнять.

И резкое слово как надо сказать.

В тебе нет обиды, в тебе лишь любовь.

Ты солнце земное, ты верность богов.

Ты словно росинка, ты словно слеза,

К тебе преклоняю главу я всегда.

Тебе я обязан всей жизнью своей,

Что было и будет – прости поскорей,

Забудь, пожалей и как мать пожури,

Я ветер гонимый, я сын твой – прости.

Тема Родины

Тема родной природы

                    T T T

Я, на утренней зорьке проснувшись,

 На родное село погляжу.

 На холмы, на крутые пригорки

 И на русскую землю мою.

 

Я с душою пою эту песню,

Я о доле женской пою.

И живут наши люди богато,

Сердцем любят Россию свою.

                T T T

Льётся дождь нал Тугнуем,

Зеленеет родная земля.

Косяком птицы вдаль улетают.

Солнце всходит,

И день начинается.

Я люблю тебя, край мой родной,

Твои горы, реки, поля!

              T T T

Дышит утро прохладой,

Из-за гор поднимается солнце

И, лучами своими играя,

Освещает он к счастью дорогу.

И журчит ручеёк, расплываясь,

Убегает, не зная куда,

Чтоб умыться студёной водою

И остаться с тобой навсегда.

T T T

Запорошило снегом дорогу,

Замело все тропинки кругом.

И застыла живая природа,

Засверкала живым серебром.

Распустила мохнатые кисти,

Опустила свои рукава

И по яркому снегу кружится

Нежным вальсом наша зима.

Вот и лес разукрашен с любовью,

И искрится своей красотой.

А снежинки, летая, ложатся,

Словно стелется луг луговой.

И лазурная гладь серебрится.

Словно в сердце поют голоса,

И щебечут ворчливо синицы,

Иногда улетая, не знаю, куда.

Философская лирика

           T T T

Сибирь моя родная!

В тебя я влюблена,

В березовые рощи,

Равнины и поля.

В тебе мое призванье

И стержень золотой.

Люблю тебя всем сердцем,

Тугнуйский край родной!

           T T T

Синей дымкой туман расползается,

Занимается где-то заря,

Позолотой своей улыбается.

Здравствуй, утро пригожее!

Новый день начинается,

Переливистым смехом играя.

Неустанно птицы кричат.

Они жить начинают по-разному

И от счастья куда-то летят.

Пусть летят они очень далеко,

А потом возвратятся опять.

Будут гнездышки вить

И малюток растить –

И пусть с этого всё начинается.

             T T T

Сегодня солнце светит ярко,

И по-весеннему тепло.

От перезвона птичьих песен

Мне стало на душе легко.

Поют они, глядя в глаза друг другу,

Как будто говорят о чем-то о своем.

А мне приятно, я смотрю на них с любовью,

И знаю, что в жизни этой

Мне очень повезло.

Я вспомнила свою любовь ушедшую –

Она была чиста, как горный ручеек.

Я так любила его нежно,

А он иссяк и все земное за собой увлек.

Я вспоминаю это время часто,

Живу я, радуюсь и думаю о нем.

Благодарю судьбу, что подарила

Минуты счастья с каждым днем.

                T T T

И все же судьба эта сложная штука…

Её нам прожить суждено.

Как листья осенние, догоняя друг друга,

Лета, рассыпаясь и вновь собираясь,

К стеклу прилипая и медленно тая,

Слезой упадет на сердце мое…

 

             T T T

Смех берез, осины лист опавший,

Все тянул меня к своей красе,

Растянули платья белые березы

В подзолотной синей тишине.

Пусть стрекочут белые стрекозы,

Бабочки летают над тобой.

Все равно любовь свою к природе

Я навеки унесу с собой.

Чтоб жилось с тобою нам прекрасно.

Чтоб звезда горела в вышине,

И всегда светила на дорожку

Зарево звезды в моей судьбе.

               T T T

Осенние тучи плывут надо мною,

А ветер холодный сбивает с пути.

И грязные ночи идут по дороге,

Которой не видно конца.

Уставшая и промокшая, на пень придорожный

Опустилася я.

Руками коснулась

Земли одинокой…

Как хорошо в этом мире, друзья!

И вспомнилось мне

Мое детство шальное.

Где маленькой девочкой

Бегала я.

Такие босые грязные ноги,

Какие сейчас у меня.

Как будто всё сон,

Просыпаться не надо.

Опять суета,

Много разных забот.

Но жизнь не стоит,

А бежит по дороге

И в холод, ненастье,

И слякоть, и зной.

           Песня

Жизнь – это песня,

А песня – радость.

Пройдут года,

Пройдут века.

И счастье радостью зальется

На очень долгие года.

 

Пусть жизнь закружит.

Сольется с песней.

И пронесет судьбу мою.

А сердце радостно забьется,

Дорогу в даль, зовя, свою.

 

Пусть где-то там, в далеком крае,

С любовью встретишься своей.

И пусть судьба и счастье рядом

Завяжет нитью посильней.

 

 Ой, ты любовь, любовь земная,

Как больно ранишь сердце мне.

Свою печаль, свою обиду

И я спою лишь о себе.

Тема исторической памяти

          T T T

65 пролетело так быстро,

Так, наверно, судьбою дано.

Если б люди всё знали заранее –

Им бы жизни не хватило одной.

Было теплое июньское утро,

Ничего не предвещало оно.

Только вдруг эта черная туча

Застелила окошко твоё.

Разорвало все жизни на клочья,

Уносила одну за другой.

Вспоминая те страшные годы,

Молим бога. Заслони нас собой.

Вот прошло уже больше полвека.

Но болят эти раны сейчас.

Их, наверное, ничем не залечишь –

Нет такого лекарства у нас.

Ах, война, ты война, ты гадюка лихая.

Унесла много жизни с собой.

Как простить, что с нами случилось,

Как забыть эту страшную боль?

Грохот орудий и рев канонады –

Все смешалось в какую-то «блажь».

Радость нашей великой Победы

Мы так долго мучительно ждали.

Сколько братьев, отцов не вернулось.

Они жизни отдали свои

За сестер, матерей, за детей и за нашу Победу,

За счастливую долгую жизнь.

 

Оглавление

I Введение

Актуальность избранной темы                                                                    1

Методологическая и теоретическая основа исследования                         1

Степень изученности вопроса                                                                      2

Объект исследования                                                                                    2

Предмет исследования                                                                                  2

Гипотеза                                                                                                                2

Цель работы                                                                                                 2

Задачи работы                                                                                              2

Библиография

II Основное содержание

Историографический обзор                                                                         3

Лирический герой стихов                                                                             4

Ведущие темы её  лирического творчества                                                 4

Тема любви и женского счастья                                                                   4

Тема матери                                                                                                   5

Тема Родины                                                                                                  6

III Заключение                                                                                             9

IV Библиография                                                                                       10

V Приложение                                                                                             11-19

Автор: tygschool
Просмотров: 3934

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -