Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Лучший рассказ о селе

1 марта 2012

Представляю свой рассказ о своей малой родине, которую очень люблю. Ценю и уважаю, живущих на этой земле.

 
 Хочу начать свое повествование с стихотворения Балданова Владимира Бадмажаповича, уроженца нашей местности , моего троюродного брата, который долгие годы жил и трудился в Хоринском районе.
 
Урадхал уhандаyзyyрээ дyрэн,
 
Уяхан мyшэрyyд нэнгэнэ гyрбэн…
 
Субадаармэлмыhэн  шyyдэрээшэмэгтэй.
 
Сэрмyyхэнногоонииньдуураhан хэбэртэй.
 
hаратаннаадаhан татуурайэрьедээр,

hаруулхансуранзанхарасыньэлшэhээ.
 
Бурьялгагyлмэрхэндуранаймохин,

Булдитантyргэдэнэзyрхэнэймсохисо…
 
Энэрхыдулааханиимэхэн зyйлнyyд,
 
Эдирхэнyеымнидурсалгындээжэнyyд,
 
Гунар-ан сэдьхэлэймоеор-ообадираа,
 
Гэрэлтэнтадоорнюдэндэмхарагдаа.
 
АаямханБyгтэдэньyбhэ сабшагдаа…
 
Аралхандайдаданьмалдаябагда…
 
Залуугаарабтаhан ажалайамта
 
Зоригтонбyхэж-байдалаймзамда
 
Зааханаймyлзыорон, шамдаалhанаамни
 
Заяанайм эхин домог, Эхэ-Сагаамни!
 
Хододоотаатайханямарханисагта
 
Харануудайyлгыхэн, абаэжымгуламта.
 
Местность, где расположено наше село «Ехэ-Цаган» ровная как ладонь, со всех сторон круговую окаймляют горы, по подножиям гор протекают реки «Селенга», «Темник», речки «Баян-Гол», «Ягаан Гол», «Саган Гол», озеро Гусиное».
 
Наши деды и прадеды жили на острове между Селенгой и Темником в местностях «Саган арал», Саалинта, Мандировка, «Ехэ-Сагаан», «Бага-Сагаан», Бyхтэ, «Хэсэгшугы» - здесь жили, перед тем, как объядиниться в одно селение, следующие семьи: ЛубсаныДоржо, ЛубсаныГармажапЛубсаныАюша, Пронькатан,  ЖапнынГармажап.
 
Некоторые роды проживали в Тамчинском долине в местностях «БаруунТамча», «ЗyyнТамча», «Ягаан».
 
На правом берегу Селенги находилось русское селение «Номохон». В 1950-х г. у нас на селе работал фельдшер по фамилии Малыгин Илья Васильевич, он был с Номохона. А на левом берегу протока «Марья» располагалась  деревня «Холой», там в основном жили русские. У многих были фамилии  Шишмаревы. В этих деревнях никого не осталось, проживали до середины 1950-х годов и разъехались кто куда.
 
В нашем селе живут такие роды: атаган-они большей частью жили в местности Тамча; тайча – они жили на острове. Это род моего отца, сагаанбулаггарбалтай, 19-хи yеынсаадажээБаргажаннютагhааэхитэй; хyхытэ; харанууд; готолбуумал; yдзоон и т.д.
 
Когда начались в России революционные преобразования маленькие родовые селения объединились в ТОЗ-ы «Товарищество по обработке земли», коммуны артели, колхозы. Первым председателем ТОЗ-а был избран ЛубсановГармажапАрьяевич. В ТОЗ объединились люди с острова. А в местности Тамча образовалась коммуна. «Улан Одон», она просуществовала с 1927г. по 1934г. Первым председателем был назначен Цоктоев.
 
Члены коммуны:

1) ДашиевРаднажап. Его дети – ДоржиРаднаевич и его дочь – Екатерина Раднажаповна стали учителями и всю жизнь проработали в школах своего села и в других школах своего района.
 
2) Гомбожапов Б.
 
3) ДылгировРадна
 
4) ЦыбеновБальжи
 
5) Плюснин – он был коммунистом.
 
В 1928 г. вошли в состав коммуны СтарцуевБубей, Цыденов Сое-Ванчик,

СтарцуеваМидыгбал, ДамбаеваЦыбик, ГуржаповаЦыбик-Ханда,ГуржаповаЦыцерин – они первые женщины в «Красных косынках», первые коммунарки.
 
СтарцуеваМидыгбалМаксаровна работала телятницей, стала стахановкой- передовой труженицей 2 Советской пятилетки.ГуржаповаЦыбик-Ханда – депутат Бурятско-Монгольской АССР в 1938г. При коммуне организовали школу, она находилась в однойполовине дома БуянтуеваЦыбикдаши.
 
Люди  жившие, на островах переселились,  на левый берег Темника, объединившись в одно селение, сюда же прикочевали люди с Тамчинской долины и образовали колхоз «Социализм». Это случилось в 1937 году. В колхоз «Социализм» влились коммуна «Улан Одон», ТОЗ русские деревни «Номохон», «Холой». Первым председателем стал БуянтуевЦыден-ДоржоЦыбикдашиевич с 1907 г.р., сын казака ЦыбикдашиБуянтуева, кавалера Георгиевского креста. Колхоз «Социализм» развивался и богател до 1954года. При колхозе «Социализм» был построен клуб. В 1951г.построили учащиеся школу десятников, которые  находилось в Селендуме. Об организации колхоза народ сочинил песню, вот четверостишие из этой песни:
 
Дэлхэйнзурганынэгэндээр
 
   Совет гурэнтогтоо ем
 
Сэлэнгэм_рэныэрьедээр
 
  «Социализм» колхоз тогтоо ем.
 
И еще одна песня про «Социализм»
 
ТyхэреонТамчынгаа тэг/эл/ дундуур
 
Тyмэроортатуулаадп/а/лан зохеогдоо.
 
Тyрэлпартиингааударилгаар
 
Тyбхинэнхаитаргаа «Социализм» /ама/.
 
ХабтагайТамчынга тэг/эл/ дундуур
 
Хадасаартатуулаадп/а/лан зохеогдоо.
 
Хаммуниспартингааударидалгаар
 
Хамтараннэгэдээ «Социализ/ама/.
 
Ара /ла/ Тамчингаа тэг/эл/ дундуур
 
Аргамжаартатуулаадп/а/лан зохеогдоо.
 
Аймгынгаапартиинударидалгаар
 
Артелеэрхамтараа, «Социализ /ама/
 
  В годы Великой Отечественной войны колхоз «Социализм» проявлял героические трудовые поступки под руководством председателя колхоза СанжановаБанзаракцаСанжановича.
 
В клад жителей села Ехэ-Цаган в Победу:
 
27000 рублей на 1 государственный заем в фонд обороны.
 
76000 рублей на 2 государственный заем в фонд обороны.
 
176000 рублей на 3 государственный заем в фонд обороны.
 
170 пудов продуктов.
 
822 пары теплых вещей.
 
29000 рублей на постройку танковой колонны «Социалистическая Бурят-Монголия».
 
426000 рублей на эскадрилью самолетов.
 
260000 рублей собрано на постройку боевого самолета колхоз «Социализм». (фото стенд)
 
Колхозники колхоза «Социализм» Селенгинского аймака, как и весь советский народ, встали на защиту своей Родины. Из небольшого села ушло на фронт 111 человек, вернулись 48 , а 63 наших земляка пали смертью храбрых на полях сражений Великой Отечественной войны. В память о погибших воинах стоит новый памятник в центре села, сооруженный в 1975 году в честь 30-летия Победы. На нем высечены все имена погибших воинов. До этого стоял небольшой памятник. С 2001 года стало обычаем спонсировать празднование День Победы силами потомков одного из воинов участника Великой Отечественной войны или ветерана тыла на тему: «Война в судьбе моей семьи»  с тем, чтобы отдать дань уважения, почитания, любви своим отцам и дедам, для того, чтобы растущее поколение знало кто он и откуда родом и кто такие их предки. (фото памятника и стенд о воинах ВОВ)
 
Колхоз «Социализм» Селенгинского района добился в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 марта и 17 сентября 1947 года высоких урожаев пшеницы, ржи, картофеля, полностью оплатил за работу МТС, запасся семенами на весенний сев 1948 года. С 62 га земли убрали 32 центнера пшеницы с гектара. И в связи с этим были награждены следующие колхозники:
 1.Орденом Ленина – председатель колхоза СанжановБанзаракцаСанжанович;
 2.Орденом Ленина – бригадир тракторной бригады Дугаржапов  Даши-НимаДугаржапович
 
Орденом Трудового Красного Знамени были награждены колхозники:
 1.БудаевБадмажабРабданович;
 2.ЦыбеновГымнинЖалсанович;
 3.СанжиевСанжа.
 
 В 1954 году колхоз «Социализм» переименовали в колхоз им. Н.С.Хрущева. Председателем колхоза стал Африкан Владимирович Башинов. При нем было  построено новое здание правления колхоза, в данное время там располагается администрация села.
 
При колхозе им.Н.С.Хрущева впервые было открыта библиотека. Она находилась в клубе, занимала одну комнату, размером примерно 6х6. Библиотекарем работали Дора Михайловна, Бадмадашиева Октябрина, Очирова Валентина Нимаевна,  ветеран библиотечного дела ЛубсановаХандацоуГармажаповна, ЛубсановаСэсэгНимаевна и Шалапаева Елена Ивановна.
 
В 1957 году колхоз им.Н.С.Хрущева вошел  в составвновь преобразованный овцесовхоз «Селенгинский». И стал отделением «Ехэ-Цаган» совхоза«Селенгинский». Директором был назначен ЮмсуновБалданБаторович, затем на долгие годы возглавил совхоз Мельников и Гусев Александр Михайлович. Около 30 лет управлял отделением «Ехэ-Цаган» Цыденов Василий Цыбикдоржиевич, настоящий хозяйственник, заслуженный работник сельского хозяйства. Партийная группа нашего села одна из сильнейших в своем районе. И бессменным вожаком коммунистов был БуянтуевЦыден-ДоржоЦыбикдоржиевич, коммунист с 50-летним стажем, ветеран Великой Отечественной войны и труда, награжден боевыми и трудовыми орденами и медалями. Имея таких руководителей, наше село издавна славилось своими тружениками, умеющими относиться к своей работе добросовестно, самоотвержено. (фотоснимки с планшета об орденоносцах)
 
Мы Ехэ-Цаганцы поклоняемся сабдакам, которые находятся на вершинах гор, окружая наше местожительство, охраняя нас, помогая во всем нам.
 
На южной стороне за рекой Селенгой на вершине горы – «Баян-ундэр», поклоняемся ему в зимнее время в течение белого месяца. Говорят, он помогает особенно приезжим в наш край. Ему поклонялись жившие на острове буряты. На северной стороне за озером Гусиное есть две высокие вершины – это Буурал – муж, ХатанХонгор – жена. ХаанБуралу и ХатанХонгору должны поклоняться все, живущие по левую сторону реки Селенги до Мысовой и с запада Иро и Загустая. На ХаанБуурал поднимаются все, а на ХатанХонгор – только мужчины.

В центре Тамчинской долины  есть Тамчынобоо, поклониться приезжают очень много народу. Хозяином Тамчынобоо, говорят, косуля. В наших местах есть загадка про косулю:
 
  «Талынбургаасыг
 
Таса мyргэхээбэртэйб,
 
Тамчынталыг
 
Тасахарайхахyлтэйб»
 
Одно из значений слова «тамча»- капля, поэтому тамчинская долина имеет форму капли. Слышала, что есть место с таким названием то ли в Тибете, то ли в Монголии.
 
Чуть дальше Тамчынобоо за железнодорожной  линиейесть Яганыобоо, туда ездят молиться ацульцы и выходцы из тех мест. На западной стороне с двух сторон селендумского озера на вершине небольших гор находятся обоо «Энисхэ» и «Талынтолгой», их почитают жители с. Селендумы ,с. Шанан и выходцы с тех мест. На востоке имеются места почитаемые Цайдамцами и выходцами с северо-восточной стороны местности Тамча – это Тоенбаабай и Баян-Зyрхэ.
 
  В наших краях существует легенда про Чингисхана: « Когда он пустил стрелу из лука, то в местности Ташагай вывернулась земля – песок размером с юрту. Сейчас там на склоне вершины есть круглое место- внутри песок, по краям растут кустарники – хайлаас. Это место видит каждый наблюдательный проезжий, кто следует маршрутом Закаменск – Улан-Удэ. При подъеме на Тоен на правой стороне стоит отара в местности Ташагай и чуть выше этой отары – то место.
 
  Место расположения села Ехэ-Цаган – это уже третье место с того, времени как объединились коммуна, родовые селения с разных мест.
 
 Первый раз – на левом берегу островка «Улан Хонхо» с 19__ по 19__г.
 
Второй раз – с северной стороны нынешнего места покоса, жили там с 19__ по 1965г.г. Оттуда мы переехали, там стало невозможно жить – земля под ногами колыхалась, когда ездили и ходили по улице потому, что подземная вода была очень близка к поверхности.
 
Третий раз – недалеко от трассы, где сейчас село расположено. Сюда переехалипервые четыре семьи в 1964 году. Остальные переехали в течение 1965-1967г.г. Сюда перевезли одно здание старую школу, у нас всегда была начальная школа. Тогда зав. школой Дашиева Екатерина Раднажаповна. Перевезли контору, которую построили при Башинове А.В.

  Начали строить новый клуб – заливной из шлака, строили армяне. Закончили стройку клуба в 1969 году. В 1967 году к школе пристроили еще два класса с коридором. До постройки клуба в одной классе организовали сельскую библиотеку, а в коридоре проводились танцы, в летнее вечернее время на улице показывали кинофильмы.
 
 Руководил переселением, постройкой клуба и школы парторг села БуянтуевЦырен-ДоржиЦыбикдашиевич. Очень большую роль сыграл в духовном, материальном плане односельчан, проводил большую разъяснительную работу по политике партии и правительства, разговаривал с каждым тружеником лично и в коллективе о его трудовых планах. Руководил культурной и социальной жизнью села и сельчан. За эти заслуги в память о нем, одна из улиц названа в честь Буянтуева Ц-Д.Ц.
 
3 марта 1983 года наше село отделилось из состава совхоза «Селенгинский» и преобразовался в совхоз «Темник». Первым директором был Дарданов Г.А., в 1984 году директором был назначен наш земляк, много лет проработавший в совхозе «Селенгинский» профсоюзным лидером и в аппарате райкома партии Селенгинского района, это БазаржаповПурбоЧойлокович, затем директорами работали Алексеев М.М. и Билтуев А.И.
 
 В годы существования совхоза «Темник» наше село расширился и расцвел. В 1987 году был построен прекрасный детский сад. Заведующей была назначена Санжиева Валентина Чимитовна. В село приехали  молодые специалисты, детей стало больше и созрело необходимость открыть с начало неполную, а затем и полную среднюю школу. Перевезли с Удунги старое здание, из него сделали один корпус школы и даже второй этаж детского сада использовали под классы. Приехали учителя с семьями, народу стало еще больше. При директоре Алексеева М.М. начали стройку новой школы. В 1991 году школу открыли. Большое усилие в открытие школы также вложил Батуев Владимир Аюшеевич – ветеран педагогического труда, отличник физической культуры и спорта России и почетный работник Народного образования Республики Бурятия. Он несколько лет проработал директором. В данное время школу возглавляет АюшееваДаримаЧагдуровна – почетный работник общего образования Российской Федерации.
 
 В 1993 году руководствуясь Постановлением правительства РФ «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» совхоз «Темник», по желанию коллектива стал подсобным хозяйством ОАО «Гусиноозерская ГРЭС».
 
Позже подсобное хозяйство переименовано в ОАО «Селенга», которое просуществовало до февраля 2003 года. В феврале 2003 года в с. Ехэ-Цаган было образовано ООО «Ехэ-Цаган» и просуществовало до середины 2006 года.
 
В 1984 году открыли сельский Совет и председателем Тамчинскогосомонного Совета народных депутатов была назначена Цынгунова Александра Ринчиновна. Она добросовестно проработала до 16 февраля 1996 года. После ее ухода на заслуженный отдых Главой  Ехэ-Цаганскойсомонной  администрации был назначен ДашиевБатоБальжиевич, уроженец нашего села, который проработал до конца 2005г., уходя на пенсию.

Ехэ-Цаганскаясомонная администрация реорганизована в форме преобразования в администрацию муниципального образования сельского поселения «Ехэ-Цаган». Пост главы МО СП «Ехэ-Цаган» с 01.01.2006г. занимает Ринчиндоржиев  Юрий Цырендоржиеич.
 
Сельское поселение «Ехэ-Цаган» имеет сельхозугодия общей площадью:
 
10810 га, из них 1146 га – пашни, 1725 га – сенокоса, 7539 га – пастбищ.
 
Численность на сегодня постоянного населения составляет 275 человек.
 
На территории МО СП «Ехэ-Цаган» развивается Крестьянско-фермерское хозяйство и личное подсобное хозяйство:
 
1.       Акулов Петр Анатольевич
 
2.       БадмацыреноваТуянаБулатовна
 
3.       Арьяева Людмила Петровна
 
4.       Ринчиндоржиева Гертруда Баировна
 
5.       Бадмажапов Виталий Петрович
 
6.       Чагдуров Леонид Жимбуевич
 
7.       Акулов Михаил Кимович

Лубсанова Хандацоу Гармажаповна. Ветеран библиотечного дела

Просмотров: 7019

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -