Буйцев прозвали горшечниками за их ремесло. Людьми жители Буя были известными по всей округе из-за глиняной посуды, которую они делали.
Стоит надеяться, что сейчас кто-нибудь возродит гончарное дело в Буе. Благодаря современным технологиям процесс изготовления посуды не будет таким трудоемким, как раньше. А глины в Буе больше, чем достаточно. И название Буйские горшечники будет наполнено гордостью за трудолюбивый и умный народ.
Рассказ подготовила Губенина Олеся
19 июня 1999 года село Буй праздновало 310-летие. Между двумя сопками Яблоневого хребта потомок из далекого Подмосковья обосновал казачью станицу, которая охраняла русские земли на юго-западе Читинской губернии. Казачья станица переросла в село.
Буряты и русские плечом к плечу осваивали новые земли. Создавались смешанные семьи русских и бурят, поэтому в селе живут люди с раскосыми глазами, курносыми носами и темным цветом кожи. До 1932 года село Буй было в составе Малетинского района с культурным и торгово-промышленным центром городом Петровск-Забайкальским. В этот город жители села ездили торговать излишками сельскохозяйственной продукции (табаком, огурцами, зерном, медом и горшками).
До сих пор жителей Буя называют горшечниками. Это исторически сложившееся название может рассказать о важных исторических событиях, о важных исторических именах. В исторически сложившихся названиях случайностей нет, они незримыми нитями связаны с социальной и этнической историей народа, его культурой и бытом. Названия можно сравнивать с зеркалами, в которых из тьмы веков отражаются давно отошедшие образы былой картины мира.
Село Буй было зажиточным селом. Жители имели большие наделы земли, огромными были территории покосов. Это позволяло заниматься разведением скота, в достатке было и хлеба. Об этом говорит и тот исторический факт, что в 1932 году именно в Буе произошел кулацкий мятеж.
Гончарное ремесло возникло в Буе с появлением переселенцев. Земли у них было мало, им досталось поле у леса, видимо, оно и урожая большого не давало. Эти поля до сих пор зовутся переселенческими, сейчас их уже никто не обрабатывает, и покосы там плохие. Не имея достаточно земли, переселенцы приспосабливались к жизни, в новых условиях используя имеющийся опыт гончарства. Окрестности Буя, богатые глиной, помогли им в этом. Была выбрана глина в верховьях реки Буй, она обладала всеми качествами глины необходимой для производства горшков.
С какого времени гончарство получило распространение в Буе, не удалось выяснить ни в архивных данных, ни у старожилов села. Анна Кирилловна Пальшина говорит о том, сколько помнит себя, столько в их семье и делали горшки. Посуду из глины развозили по всей округе, обменивали на зерно, просо. Любой горшок, маленький или большой, насыпали до краев зерном, просом. Зерно или просо получал хозяин горшка, а горшок доставался хозяину зерна или проса. Вот так осуществлялась меновая торговля.
Ульяна Ефимовна Бурцева рассказывает о том, что глину брали в определенном месте, которое до сих пор называется Глинянкой. С одной стороны Глинянки течет ключ, а с другой горная и холодная река Буй. Летом к карьеру, где брали глину, невозможно было подъехать. Поэтому глину добывали зимой, когда замерзала река, и устанавливался санный путь. На всю округу славились Буйские горшки, в них молоко летом хранилось свежим до 5 дней. Жалко, что сейчас ремесло забыто. Вот и называли буйцев горшечниками.
Анна Кирилловна Пальшина вспоминает: «Заканчивались осенние полевые работы, мы отдыхали. Как только замерзала речка, начиналась заготовка глины. Вставали до первых петухов. Составляли обоз из 7-8 подвод, объединяясь с соседями. Ехать 11 километров. Когда приезжали на место, то сразу готовили много дров для поджога, чтобы оттаять глину. После того, как прогорали дрова, с помощью кирки и лома отковыривали глину. Эту работу выполняли мужчины и молодые парни.
Женщины и девушки поддерживали огонь, а потом укладывали небольшие куски глины в сани. Когда повозки были заполнены, пили чай и отправлялись домой уже затемно. Ездили за глиной раз 10, а потом приступали к изготовлению посуды. Эта работа была очень трудоемкой, поэтому и меняли мера за меру: горшок за объем зерна по размеру посуды. В неурожайные годы буйцы всегда были сыты, так и звали нас горшечниками: то ли с обиды, то ли за наши горшки».
Заготовленную глину помещали в тепло, ссыпали в ларь в доме. Комья растаявшей и подсохшей глины хорошо разминали, а потом превращали в муку. Для этой цели специально изготавливали ступу и пест. Для ступы брали чурку до 80 сантиметров и в диаметре 50-80 сантиметров. С торца выдалбливали углубление до 60 сантиметров, а потом с помощью углей выжигали до ровной гладкой поверхности. Пест делали тоже из чурки длиной в 60 сантиметров, а диаметром в 30 сантиметров. Нижний край обрабатывали таким образом, чтобы он точно имел форму дна ступы.
На другой стороне чурбана крепились ручки, чтобы можно было браться вдвоем руками. С верхней стороны на место, где были закреплены ручки, проделывалось отверстие, и продергивалась веревка, которая закреплялась. Второй конец веревки крепился к очипу. Очип, если говорить современным языком, это двухплечный рычаг, середина которого закреплялась с помощью веревки к потолку. Один конец упирался в потолок, а к свободному концу крепилась веревка, связывающая свободный конец рычага с пестом. Работало это приспособление таким образом: человек с силой резко надавливал вниз пест, вставленный в ступу, а затем усилия ослаблял. Вверх пест возвращался за счет упругой силы самого очипа. Вот таким нехитрым способом толкли глину.
После глину тщательно сеяли через сито, сплетенное из конского волоса. Готовую глину ссыпали в ящик, изготовленный из досок, наливали воду и начинали месить Дети и женщины босяком месили раствор, доводя его до готовности. Готовой глиной считалась та, которая при скатывании цилиндрикою или при раскатывании в лепешку не рвалась, была мягкой, эластичной, податливой для обработки руками. Из этой глиняной массы катали булки, от них отрезали деревянным ножом куски необходимых размеров: сначала для донышка будущей посуды. Из куска глину раскатывали в лепешку и клали на гончарный круг. Из следующего куска глины изготавливали цилиндрический жгутик, концы соединяли, полученный калачик укладывали на лепешку – донышко будущей посуды.
Гончарный круг, установленный на лавку, вращали рукой. Когда калачик соединялся с донышком, то его заглаживали тряпицей, смоченной в воде, как с внутренней стороны, так и с внешней, не переставая вращать круг. После снова изготавливали цилиндрический жгутик, делали калачик, приставляли к предыдущему, не переставая вращать круг, заглаживали мокрой тряпицей. Обычно укладывали друг к другу 10-12 калачиков. С гончарного круга изделие срезали с помощью суровой нитки или проволоки. Подсушивали, чтобы глиняный горшок был прочным, его закаливали. Горшки обжигали в русской печи. Затапливали печь, как нагорят угли, на раскаленные угли ставили подсушенные изделия из глины.
Горшки нагревали докрасна, вынимали и окунали в бурду. Этот процесс называли обваркой. Бурду готовили, как и опару, из ржаной или ячменной муки. После обварки изделие снова помещали в печь, нагревали докрасна, а потом ставили остыть. И горшок готов. Изготовлялись не только горшки, делали подойники, корчажки. У Ульяны Ефимовны Бурцевой она сохранилась до сих пор: корчажка напоминает современный чугунок, объем 5-8 литров. Сколько прошло времени, а корчажка как новая.
Можно сделать вывод, что буйцев прозвали горшечниками за их ремесло. Людьми жители Буя были известными по всей округе из-за глиняной посуды, которую они делали.
Стоит надеяться, что сейчас кто-нибудь возродит гончарное дело в Буе. Благодаря современным технологиям процесс изготовления посуды не будет таким трудоемким, как раньше. А глины в Буе больше, чем достаточно. И название Буйские горшечники будет наполнено гордостью за трудолюбивый и умный народ.
Комментарии