Дацан имел бесценное богатство как в культово-религиозном плане, так и в смысле памятников старины бурятского народа..
Развиваться бы ему ещё и дальше, да наступили лихие времена. Дацан был в буквальном смысле разграблен, священнослужители репрессированы.
Старые люди ещё хорошо помнят 1937 год и «воинствующих безбожников», получавших за «ударный труд» 200 кирпичей в день, вывернутых из стен. А к этому времени сотни анинских лам уже шли этапами в лагеря ГУЛАГА, многие были расстреляны.
Под названием «Памяти лам Анинского дацана, погибших в годы репрессий» посвятил своё стихотворение Батор Буянтуев:
Белый лотос буддийской веры,
Цветет над моею древней землей
Любуются люди Абая-Гэсэра
Живого цветка неземной красотой
Сквозь время, кровавые драмы,
Прошла желтая вера отцов.
Брели по этапам мирные ламы
Умирая среди леденящих снегов,
Когда попирались закон и устои,
Ламы хранили священный обет.
Злое глумленье над богом Буддою -
Горький российский сюжет.
За несколько слов из молитвы,
Не поняв их смысла и сути,
В пылу разгоревшейся битвы,
Лам к стенке ставили люди.
Кто знает, что стало бы с нами,
Забывшими веру, язык матерей,
Сбитыми с толку пустыми речами,
Не будь одержимых этих людей.
За все им досталась в награду,
Сухая, как выстрел, статья,
Девять кругов тюремного ада -
Страдания, смерть, лагеря…
Но снова горят золотые лампады,
Из руин дацаны встают,
Оправданий посмертных не надо,
Разберемся сами как-нибудь.
Анинский дацан
Анинский дацан является одним из крупнейших и наиболее известных буддийских храмовых комплексов на обширной территории Российской империи и нынешней Российской Федерации.
Он расположен в 190 километрах к востоку от нынешней столицы Республики Бурятия – Улан-Удэ – в священном месте семи озер на северном берегу реки Ана. В истории Российской империи дацан занимает особое историческое место, являясь на восточной стороне от Селенги главным духовным, религиозным, культурным, экономическим и научным центром бурятского народа.
Там хранились одиннадцать родовых знамен хоринских бурят, врученных Петром Первым во время приема делегации хоринских бурят в марте 1703 года. Впоследствии, по утверждению господина Восточно – Сибирского Генерал – губернатора, дацан был обновлен, украшен и отремонтирован на добровольные приношения заслуженных милостынедателей, на сумму свыше 25 тысяч рублей.
В Анинском дацане, славившимся своей школой буддийской философии, в течение 23 лет обучался будущий XII Пантдидо Хамбо лама Даши – Доржо Итигелов, достигший в совершенстве буддиское Учение. Его учителем являлись великие бурятские ламы, высочайшие мыслители своего времени, признанные мастера буддийской практики.
Об особом значении Анинского дацана свидетельствует следующий факт: в одном из алтарей главного соборного храма до самой революции величественно восседал бюст императрицы Екатерины Великой, которая почиталась как воплощение Белой Тары. Официально дату основания Анинского дацана принято считать, в соответствии с хроникой летописца В. Юмсунова, 1795 год, а по другим источникам, 1775 год. В. Юмсунов сообщал, что «из дерева был выстроен дацан Гандан Шиддублинг» тайшей Иринцеевым на собственные средства».
В начале XX века Анинский дацан представлял собой комплекс, состоящий из главного соборного храма – Цокчен – дацана и 17 дуганов, не включая храмовые хозяйственные и служебные постройки. Главный храм – Цокчен – дуган – был возведен в 1806 – 1808 гг, в конце 1860-х годов его основательно реконструировали. Он является выдающимся памятникам бурятской культовой архитектуры. Другие храмы – Дэмчик, Аюши, Майдари – были построены гораздо позже, в конце XIX века. Статуя Майдари была одной из самых крупных в Забайкалье.
По инициативе буддийских священнослужителей было основано Анинское приходское училище – первая светская школа на территории Бурятии. Ныне это Хоринская средняя школа №1. В Анинском была впервые среди бурятских дацанов в 1878 году основана школа Дуйнхор, которые затем развились в ряде хоринских и селенгинских дацанов. Школа Дуйнхор обеспечивала астрономическую и астрологическую службу буддизма. Мистериальный театр цама Дуйнхор появился в Анинском дацане одним из первых в Бурятии. Примерно в 1907 – 1908 годах появились мистерия Калачакры.
Анинский дацан внес выдающийся вклад в развитие тибетской медицины. Первое сообщение о практике тибетской медицины в Анинском дацане появилось в начале XX века. Была создана медицинская школа, где в течение четырех лет изучались четыре главы Чжуд – ши. На пятый год обучения ученики получали звание «Манрамбы». Ламы писали медицинские сочинения, где излагали медицину научным образом, - в виде лечебников.
Анинский дацан представляет собой и крупнейшую философскую школу цаннита (Чойра). Школа цаннит начала действовать в 1858 году. В двух школах – старшем и младшем – обучались в большом количестве лучшие ламы из дацанов Селенги, Хори, Баргузина и хамниганов. Появление такой школы свидетельствует о высокой степени подготовки бурятского духовенства. Факультет цаннит представлял собой школу изучения религии и буддийской философии в реалистическом направлении («цаннит – текпа»). Ученики сами выбирали себе учителей из ученых лам. Число изучающих цаннит в разное время было от 400 до 500 лам. Далее они продолжали обучение в Цугольском дацане и в Лавране.
По воспоминаниям свидетелей, в конце XIX века Чойра – дацан был построен на средства Сандана Намжилова. Главным образом, это здание играло роль огромной аудитории для занятии по буддийской философии, проводившихся в форме диспутов. Официальные сведения последней трети XIX века говорят уже о вполне развитой издательской деятельности Анинского дацана. Для изготовления типографских матриц буряты применяли мягкую и твердую древесину, ипографскую краску. Изготовлением ксилографических досок занимались не только ламы – профессионалы, но и миряне – ремесленники. На рубеже XIX – XX веков ламами дацана взято разрешение на строительство большого Майдари Анинского дацана в 80 локтей у путешествовавшего в то время в Бурятии будущего государя Николая Второго. Весной 1896 года шестеро представителей дацана, среди которых был художник Чимитдорж, выехала через Ургу в Долоннор, который славился своими мастерами по металлу.
Цена была назначена в 30 тысяч дан серебра. Для перевозки статуи потребовалось 72 верблюда. В 1897 году ценный груз был переправлен в Бурятию. В скульптуру анинской Майдари было вложено «100 тысяч священных книг и свертков, в грудь – части одежд священных, принадлежавших первым воплощениям Панчен – богдо, Далай – ламы, Джебзун – дамбы – хутухты и великих бурятских учителей и т. Д». В собранном виде статуя представляет собой один из монументальных, образцовых произведений культового зодчества. Ныне статуя передана из фонда музея истории Бурятии в Иволгинский дацан. Но ему был отведен недолгий срок существования.
До революции дацан получил быстрое развитие. По данным 1909 года, общее число построек в то время достигло 500 дворов, а население – 700 человек. Общее количество лам достигало тысячи человек. В 1914 году при Анинском дацане было прохожан мужского пола 3611, женского 4284, всего 7895.
Первые реставрационно – восстановительные работы в Анинском дацане начались в начале 1990-х годов прошлого столетия. В первую очередь, усилиями жителей Хоринского района и села Ульдурга Еравнинского района был построен Сахюусан – сумэ. Сегодня в Анинском дацане служат десять лам и восемь хувараков. Во всех селах района действуют буддийские общины, в селе Ульдурга силами местных жителей построен от Анинского дацана Молебный дом.
Жители Бурятии сегодня мечтают о восстановлении всего храмового комплекса Анинского дацана – одного из самых уникальнейших памятников истории архитектуры и выдающегося центра духовной культуры забайкальских бурят.
Официально дату основания Анинского дацана принято считать по хронике летописца В. Юмсунова, который сообщает, что «из дерева был выстроен дацан Гандан Шиддублинг» в 1795 г. тайшей Иринцеевым на собственные средства. По архивным источникам, согласно Указу Иркутского гражданского губернатора Трескина от 9 мая 1806 г. за № 1661 дацан был перестроен «на средства Дамбадугара Ринчеева – ассигнациями 33162 руб. и на средства тайши Мардаева – 12103 руб. 12 коп.». При кумирне этой, в звании настоятеля оной, состоял выходец из Монголии Дархан Нансу Ринчинов и несколько бурятских лам низших званий, но так как они не были утверждены русским правительством, то для совершения важнейших хуралов сюда приезжал ширетуй Худунского дацана».
В 1811 г., согласно летописи хоринских бурят, дацан был перестроен из камня, главной причиной явилось то, что прежний деревянный дацан сгорел 12 января 1811 г., впоследствии этого, с утверждения господина Восточно-Сибирского генерал-губернатора, он был обновлен, украшен и отремонтирован на добровольные приношения заслуженных милостынедателей, на сумму свыше 25 тысяч рублей
Уже сам факт строительства фундаментального каменного храма свидетельствует о благосостоянии и возможностях народа, вкладывающего средства в сферу духовности и культуры.
С историей каменного Анинского дацана связано много легенд, сохранившихся в памяти местных жителей. П осле того как в 1811 году сгорел деревянный дацан, местный тайша решил возвести каменное здание. Легенды рассказывают, что вначале он планировал построить православную церковь, но когда у него началась череда несчастий, он возвел на уже построенном фундаменте буддийский дуган. Некоторые исследователи предполагают, что это была лишь хитрость тайши, который таким образом, просто побыстрее выбил разрешение у имперской администрации на строительство храмового сооружения Так, летом 1992 г. информатор Дымбрылов Доржи-Палан Дымбрылович сообщил: «Дамба ноен был богатым среди бурят, изначально он начал строить церковь, а затем передумал, впоследствии его жена Шойжит-хатан завершила переделку церкви под дацан». Другой информатор Ригден Цыбикдоржиев, который в 80-е годы рассказал корреспонденту газеты «Удинская новь» о том, что в свои молодые годы он слышал, как Агинский бурят Бадмаев, личный лекарь царя, начинал строить дацан, как христианскую церковь, где собирался крестить своих хоринцев.
Но дела у него не пошли, а после того, как подняли второй этаж, вообще строительство заглохло. Не смог, приглашенный издалека литейный мастер, по каким-то причинам отлить колокол. А позже Дамба-Дугар ноён достроил начатое Бадмаевым, но уже как дацан. По другой версии 1795 году построил для себя маленький деревянный дацан Дондог Дашинлин и там был один единственный лама дархан нанса Ринчин – дид. По приказу советника Трескина в 1808 году после смерти тайши Дамба – Дугара из его средств было ассигновано 33163 рубля 50 копеек, и из средств тайши Галсан Мардаева 12103 рубля 12 копеек на строительство каменного дацана Рибу Чойжил Шаддублин возле старого деревянного дацана.
Эти два примера, связанные с историей строительства каменного здания, объясняют особенности архитектурного облика дацана. Безусловно, и то, что первыми строителями Анинского каменного дацана были русские мастеровые, которые привнесли черты православных храмов в облик Анинского дацана.
Комментарии