Автор: Галина Шелкунова
Церковноприходская школа
По данным из Кяхтинского краеведческого музея «в 1897 году учительствовала Чухина Евдокия, в 1901 год- законоучитель- священник В. Николаев, учительница - Голубцова. Попечительница - Вера Кондакова. Учащихся - 38 мальчиков, 22 девочки.
С 1904 – 1914 г. возглавлял Григорий Затопляев. Судя по тому, что штат школы состоял из двух человек, законоучителя и учителя, то школа эта была одноклассная, тогда как в двухклассных школах штат был больше. Обучение длилось 2 года. Учащиеся в таких школах делились на две группы и занимались одновременно. Одним давалось «тихое задание», другим устное объяснение.
Овладев алфавитом, дети учились писать свое имя, фамилию, дни, недели, месяцы, названия самых употребительных мер и предмета обихода, домашних животных, слова означающие действия и качество предметов. На втором году ученики выполняли небольшие письменные работы, например: написать записку учительнице, родным с просьбой или благодарностью.
С известием и т. п. На уроках арифметики изучали простейший счет. Но ведущим предметом программы был закон Божий. Где изучалась краткая Священная история Ветхого и Нового Завета. Здесь же сообщались сведения из русской истории, географии, естествознания. Обязательны были уроки богослужебного пения. Закон божий и пение вел сам настоятель церкви».
Но не все было отлажено в учебном и воспитательном процессах школы. Не хватало денежных средств на приобретение учебников, содержание учителей. Все это отражалось на качестве знаний учащихся. В историческом очерке – хронике «Слово о Забайкальских казаках» историка – краеведа Смирнова Н.Н. описывается, как наказной атаман Забайкальского войска в 1909 году генерал – майор Марков.
Обращаясь к старшему поколению как основному хранителю устоев казачества, требовал обратить внимание на падение нравственных устоев казачества, повышение грамотности и культуры. В одном из приказов по войску он отмечал: «Старики – отцы семейств – выпустили из рук своих детей и сами же на них жалуются.
Пока дети не станут на ноги, о них должны заботиться родители. На обязанности, которых и лежит воспитание детей, т.е. обращать все свое внимание на нравственное образование их, стараться домашним воспитанием вселить в них уважение к закону и страх Божий. Дитя, что зеркало, что увидит, то и изобразит, следовательно, для них важен пример родителей.
Взгляните, казаки, на себя и на свои обязанности, да верните своим детям призвание казака, его долг и преданность царю и Отечеству, тогда Бог и поможет вам легко и хорошо жить. Надо еще помогать школе, а не мешать ей и тем не сбивать понятие в ребенке, что хорошо, что дурно» Зажиточные казаки из семей Карнаковых, Шелкуновых, Кочетовых, Жиляковых, Горбачевых, Брянских, Викулиных и др, оказывали посильную денежную помощь на содержание школы, приобретение учебников и учебных принадлежностей.
Школой сделано за все годы 13 выпусков. Выпускники школы в основном стали активистами в строительстве новой жизни при советской власти, многие из них защищали родину в годы Великой Отечественной войны.
Среди первых кто окончил её – братья Сокольниковы, Алексей и Иннокентий, Горбачёв Иван Евгеньевич, Карнаков Михаил Федорович, Гармаев Сергей Данилович, Злыгостев Иван Семенович, Агафонов Парамон Иванович, Жарков Пантелеймон Тимофеевич, Арданов Цырен Дандитович, Хабитуев Бадма Очирович и др.
Комментарии