Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

История школы Харацай. Часть 1

28 февраля 2012

Галина Шелкунова


Творенье может пережить творца:

Творец уйдет, природой побежденный, 

Но образ школы, здесь запечатленный, 

Веками будет согревать сердца. 

 

235-летие учреждения крепости «Харацайская»

145-летие со дня открытия Казачьей полковой школы

90-летие со дня преобразования Церковно – Приходской в Начальную школу.

40- летие первого выпуска Харацайской неполной средней школы

 

2008 год


Я, Шелкунова Галина Михайловна, автор данной книги, уроженка с. Харацай, одна из первых выпускниц Харацайской неполной средней школы, ныне работаю в родной школе заместителем директора по воспитательной работе, основатель и директор школьного краеведческого музея «Казачья изба».


В своей книге использовала исторические сведения и фотодокументы из школьного краеведческого музея «Казачья изба». Все материалы подтверждены архивными документами из Кяхтинского краеведческого музея им. академика В.О. Обручева, Центрального архива Республики Бурятия, а также использовала воспоминания старожилов села, хранителей семейных историй.


Данный труд, является первой пробой воссоздания исторической картины просвещения в селе. Охват событий начинается с начала XIX века, с открытия в 1805 году Харацайской Вознесенской церкви и появлением первого священнослужителя Василия Карнакова. 


Именно им, священнослужителям,  обязаны наши предки умениям слаживать «азы» и «буки» и духовным благородством. В книге прослежены все вехи развития образования от Казачьей Полковой школы до сегодняшней общеобразовательной средней школы.     Большую благодарность, как автор, хочу выразить Гармаеву Жамсарану Цырендоржиевичу -  директору школы за поддержку.     Жамсарановой Дариме Владимировне, заместителю директора по учебной работе, учителю бурятского языка, за помощь в художественном редактировании данной книги.    

 

Так как книга является первым изданием об истории села, то хочу заранее простить меня, если не отражены какие-то сведения. Я буду рада, если мои земляки, прочтя эту книгу, захотят помочь в восстановлении каких-либо исторических событий, подтверждаемых документально.    С уважением к моим землякам, коллегам, которые работали когда-то и тем, кто сегодня сеет «разумное, доброе, вечное» на благо  Харацая.


Галина Шелкунова

 

Историческая справка о селе       

 

Харацай – старинное казачье село, находится на границе Закаменского и Джидинского районов. По историческим данным краеведческого музея «Казачья изба» в 1910 году в Атамано - Николаевской станице (ныне с. Харацай) проживало 1953 человека. Сегодня численность населения составляет 397 человек.         

 

История названия села окутана древними легендами и преданиями. По одной из версий Чингисхан нарек это место «хара сай», что в переводе с бурятского означает «черный чай». Молва же разнесла это высказывание по свету. По другой версии считается, что «харацай» – это искаженное слово от «харасу» (в переводе с бур. - «пост сторожевой»).

 

Третья версия исходит из названия речки Харцаг (в переводе с монг. - «ястреб»). Возможно, в долине жило племя, у которого тотемным знаком было изображение этой хищной птицы. Доказательством служит документ «Историческая записка о Кяхтинской границе, составленная советником троицко - савского пограничного правления Сычевским в 1846 году» гласят, что «9 маяк был поручен Култуцкого зимовья ясашным тунгусам: шуленге Тонуму Табитуеву, да Чинек Заргунгаеву, и при них улусных людей пять человек; оным определено пограничное смотрение до указу, а оные поставлены на устье речки Харцагая, письменный акт об установке пост-маяка заключен 18 октября 1727 года».     

 

В тех же записках Сычевского от 1846 года говорится, что «Крепость Харацайская, есть форпост на реке Джида, учрежденная в 1773 году при Иркутском губернаторе Брилеме, число служивых:Из них русских чиновников – 2 чел.  нижних чиновников – 38 чел. из инородцев: нижних чиновников –  16»     

 

Была послана о пограничных дозорщиках по «Указу Его Величества Петра Второго, Императора и Самодержца Всероссийского и прочая, и прочая, и прочая. Тайный Советник и кавалер, Чрезвычайный Посланник и Полномочный Министр Иллирийский граф Савва Владиславович объявляет всем и каждому, что Верноподданным брацким и тунгусам, давать дворянину Степану Фирсову,  при нем толмач Степан Кобей, за писаря Иван Мангир, да для разсыла из служивых Селенгинских три человека, всего во шти  персонах для порядочного пограничного смотрения и осмотрения и починки маяков и т.д. давать по две лошади верховых с проводниками».       

 

Вот так началась служба на границе Харацая. На маяках-постах, которые в дальнейшем стали называть «сторожами», несли службу казаки по 4-6 человек, менялись один раз в две недели. В дальнейшем «сторожи» стали именоваться заставами, т.е. казаки начали организовывать постоянные посты, где селились и обзаводились семьями. Переселение осуществлялось двумя способами: «по прибору» и  «по указу».        «По прибору» переселены крестьяне из Олонецкой /Кочетовы/, Вятской /Тютрины/, Орловской /Лосевы/, Калужской /Викулины, Поповы, Жаркие, Бутины/, Иркутской /Карнаковы/ губерний. Переселялись добровольно.       

 

«По указу» являлось принудительным. Переселены провинившиееся крестьяне из Архангельской /Горбачевы/, Ивановской /Вагановы/ губерний, а также с Красноярского края /Шелкуновы, Москвитины/ и Урала /Злыгостевы/,  их раньше называли переведенцами.          В Забайкальских епархиальных ведомостях  от 1910 года, за № 19 –20, отмечалось такое: «По караулам везде прекрасные дома, обнесенные дворами, огородами и службами. Внутри дома 4-5 убранных комнат.

 

Везде чистота и опрятность. Хозяин, почтенный старик, – любитель духовных и святых книг. Слово его закон для всего дома. Дети воспитывались в большом уважении и чинопочитании. За столом всегда по традиции во главе - отец с матерью, по праву руку – старший сын. Обед проходил в строгом молчании. В заключение подавался горшок с чаем. После обеда все вставали, дружно молились Богу, клали поклон родителям и благодарили за хлеб, соль».         

 

Нравы в казачьих караулах были добрые: ни воровства, ни ссор. Сделки совершались на словах, без письменных условий, подписей не существовало. Словесное обязательство свято соблюдалось. Казаки вели трезвый образ жизни. Служили радиво, с чинопочитанием.          В 1860 году крепость переименована в Атамано-Николаевскую станицу, которая в 1930 г. преобразована в колхозы: «Путь Ленина», «Красный пахарь», «Возрождение». В 1933 г. произошло объединение трех коллективных хозяйств в один колхоз «Путь Ленина». В 1959 г. образован колхоз «Красный Октябрь» совместно с улекчинским колхозом «1 Мая».

 

В 1968 г. создан совхоз «Харацайский», который просуществовал до 1990 года.  А в 1991 году он был реорганизован в ассоциацию крестьянских хозяйств (АКХ). Появились первые крестьянские хозяйства,  из них в с. Харацай всего шесть. В 1994 году вновь произошло разделение хозяйств. Создана самостоятельная администрация,  в 2006 году реорганизована в поселение Харацайское.                               

Просмотров: 4268

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -