Одним из сел, вошедшим в укрупненный колхоз, был Хурай-Цакир, исчезнувший с карты. История села связана с историей переселения людей для охраны границ в начале XIX века из Тунки. По рассказам старожилов и родословным записям, родословная жителей села начинается от человека по имени Энхэ, из рода Хурхууд. У него было 2 сына: Хореон и Ходёоног. Они, перевалив снежные гольцы Сарьдаг уула, пешком дошли до Закамны.
Хореон остановился в Хурай–Цакире и у него здесь родился сын Хэнзэхэн, от которого берут начало родословные аймаки: Уута ламын лодой, Ампистан, Халзаадай, Шарагшатанай Доржотон. Хотёоног обосновался в Ехэ–Цакире. Прибыли они в 1835 г.
В 1840 г. прибыли и другие люди: взяв «адуун далга» прибыл Баарай из Жемчуга, «Ямаан далга» из Хонхобо. Также из села Хоймор прибыл Избуля с беременной женой. Первоначально он поселился в Нурте , а затем переселился в Хурай-Цакир. По именам прибывших людей были названы родословные аймаки. Кроме их аймаков жили представители аймаков Бурзай, Сабаанайтан, Паалагтан – выходцы из Хойто-Гол. Позднее прибыли Маленхатан из Дархинтуя.
Прибывшие занимали определенные участки пастбищ, сенокосных угодий для скотоводства. Они расселились в местностях, находящихся по долинам речек: Баруун гол, Дунда гол, Зүүн гол и Адаг.
До образования колхозов самым богатым был Дугар Шагдуров, в хозяйстве которого были: около 70 коров, 300 овец, 2 жеребца, 70 лошадей. У его брата Базара было 40 коров, 30 овец, 7-8 лошадей и 1 жеребец. Середняки держали до 5-6 коров, овец до 10, совсем бедных людей не было.
В 1929г. был организован ТОЗ, и в 1930 году он был преобразован в колхоз «Улан таряачин». Первым председателем был Зонхонов – уроженец Иркутской области. Долгие годы председателем был Банзан Тугутович Дылгиров, который одним из первых закаменских бурят окончил высшую школу потребкооперации в г.Москве .
После Дылгирова председателем был Данзанов Буда Намсараевич участник ВОВ.
В данное время в Хурай-Цакире фермерские хозяйства Хандуевых, Абагалдаевых, Дареевых. Летом кочуют сюда подворные хозяйства Зимки.
Каждое лето хурай-цакирцы ездят косить сено. Весной, летом, осенью проводят религиозный обряд «тайлган», поклоняются священной горе обоо и просят благополучие.
Автор. Цыденов Б.
Комментарии