Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

История родного села Красноярово

10 февраля 2012

Рассказала Шункова Ирина, 8 класс,  13 лет

с. Красноярово, 2012 год

 

На карте республики она отмечена маленькой точкой, на карте покрупнее её совсем не найдёшь – эту маленькую деревушку. В долинах и степях Бурятии их добрая сотня, а на карте России – десятки сотен, тысячи таких маленьких деревушек, о каждой из которых знают лишь те, кто родился тем, у кого там прошло детство, юность, у кого остались там родные гнёзда, откуда повзрослев, разлетелись её питомцы по разным краям и весям. Красноярово – счастливая деревня тем, что крепки её маленькие жилки, которые тянут к себе её питомцев. Краснояровцы – счастливый народ тем, что так бережно хранит в себе трепетную сыновнюю любовь к родному очагу. Село Красноярово расположено в замечательной местности – у подножия хребта Хамар – Дабан.

Горы с вечно зелёной растительностью богатые ягодой, грибами, черемшой, лечебными травами. Луга и пастбища, веками служившие источниками кормов для многочисленных стад скота. Небольшое озеро за деревней, где находят приют и отдых стаи гусей и уток. Чистые речки, ключи с кристально чистой лечебной водой. А источник «Аршан» - целитель при заболеваниях костей, суставов, укрепляет желудок, умеющим пользоваться им – это огромное сохранение здоровья человека. Село Красноярово  – старинное русское село. Принято считать, что деревня берёт своё начало  с 1730 года.  Раньше она носила название Бабкино. Жители нашего села, по словам старожилов, – потомки Ермака. Правда не самого Ермака, а его казаков, которые уцелели в битвах с ханом Кучумом, и других казаков, участвовавших в освоении Сибири... 

 

На центральной улице – были сооружены две церкви, одна – небольшая, другая – большая, с несколькими куполами и колоколами, самый большой весил 180 пудов, звон которых оглашал всё село в дни народных празднеств. Люди могли любоваться превосходным убранством божественного храма, иконостас подарил купец И.А.Загузин.  Построена церковь  была в 1907 году и считалась главным приходом в волости.  Но этот чудный храм, прекрасную деревенскую церковь по указу или приказу Сталина разрушили в 1938 году. Сбросили с высоты позолоченные кресты и тяжеленные колокола, разбили, разбросали иконы, писанные настоящими, большими художниками, возможно и самим Рублёвым.

 

Плакали деревенские бабушки, молодые женщины. Было уничтожено творение рук человеческих. А священника, Александра Лавровского, арестовали, как «врага народа» и расстреляли, как расстреляли тысячи священников русской православной церкви. Ну а здания церквей были превращены в клубы. Рядом со зданиями церквей была церковно – приходская школа, которую окончили многие жители села. Она размещалась в небольшом здании, построенном купцом Семёном Егоровичем Копытовым. А в 1903 году под школу построили специальное здание. Здесь преподавали Закон Божий, арифметику, естествознание. После принятия Ленинского декрета «Об отделении церкви от государства» в 1918году она стала советской начальной школой.

 

Через село Красноярово прошли каратели Семёновской белой гвардии и интервентов. В селе был сформирован из добровольцев партизанский отряд, способный нанести врагу значительный урон. В Бабкинском партизанском отряде мужественно сражались с белогвардейцами и японскими интервентами лучшие сыны народа, выходцы из бедняков. В их числе были Николай Иванович Соболев, Василий Николаевич Шунков, Григорий Иванович Овчинников, Василий Петрович Чернобровкин, Роман Владимирович Овчинников, Аполлон Филимонович Кокорин и многие другие.

 

Было им, славным защитникам завоеваний Великой Октябрьской социалистической революции по 20-30 лет. Среди них находились и героически сражались с врагом и 17-18 летние юноши. Империалисты западных держав и Японии стремились задушить революцию и прибрать к рукам несметные богатства Сибири. «Дикая дивизия» под командованием генерала Левитского считалась у белых отборным войском. В неё входили головорезы – бандиты, набившие руку на кровавых делах. Сокрушительный бой «дикой дивизии» был дан под Тарбагатаем. Они отступили, но пополнив свои поредевшие ряды, двинулись по Кяхтинскому тракту, чтобы ударить по партизанским отрядам с другой стороны, через Ганзурино. На своём пути каратели грабили население, забирали у крестьян всё, что попадало под руку, убивали и жгли.  «Дикая дивизия» 1 января 1920 года заняла сёла Колобки и Кордон.

 

В этот же из Верхнеудинска вышел ещё один отряд белых в 250 человек. Он занял село Ключи, но был разбит партизанами из села Бабкино и Убукуна. 120 белогвардейцев были обезоружены, взято 120 винтовок, несколько ящиков патронов, продукты и другие трофеи. Семёновский штаб при непосредственной поддержке японского командования решил окончательно разгромить партизанское движение ударом с трёх сторон. Для этого 7 января из Верхнеудинска с орудиями и с пулеметами выступила «дикая дивизия» под командованием генерала Левицкого, пополненная карательным отрядом есаула Измайлова. Белобандиты взяли направление через сёла Мухино, Ключи, Бабкино и Янгажинский дацан в обход колобковских партизанских позиций. «Дикие» зверски расправились с мирными жителями.

 

Они частью сожгли, частью разбили снарядами село Мухино. Лютый мороз стоял на дворе 10 января 1920 года. Многие жители села Бабкино услышали днём глухие взрывы орудийных снарядов – это к селу приближалась «дикая дивизия». В наличии у неё было 400 штыков, 500 сабель, 2 орудия и несколько пулемётов. Только что она атаковала село Мухино и стала теснить партизанские отряды у села Бабкино. Это была грозная и страшная сила. По сигналу партизан большинство жителей, наскоро собравшись, покинули свои дома, уехав на подводах в село Калёново и на Аршан, где была мельница. Не успевшие уехать стали невольными свидетелями варварской расправы «диких» с горсткой партизан, попавших в плен. С присущей карателям жестокостью «дикие» учинили ужасные пытки и издевательства над пленными – их оказалось 10 человек, а потом связанных, истекающих кровью, еле живых привели в кузницу, стоявшую на отшибе села. Накрепко заперев дверь, обложили кузницу соломой, облили её  керосином и подожгли. Вспыхнуло огромное пламя. Чёрный дым устремился по белой заснеженной равнине. В селе запахло гарью.

 

Совершив кровавое преступление, каратели ушли в сторону села Ключи. Когда Краснояровцы пришли к месту трагедии, кузнецы уже не было, а на земле лежали обгоревшие тела. Героев – партизан похоронили здесь же, где они погибли. Труп командира отряда – Николая Ивановича Соболева опознала его жена. Он был похоронен на сельском кладбище. В марте 1920 года был освобождён от белогвардейцев и интервентов город Верхнеудинск. Гражданская война в Прибайкалье завершилась, но бои с врагами молодой Советской Республики шли в Приморье и на Дальнем Востоке, и в них участвовали партизаны из села Красноярово. На окраине села воздвигнут памятник погибшим партизанам от рук карателей, который берегут и чтят жители села Красноярово.

 

Особая страница в летописи села – Великая Отечественная война.     В первые же дни нападения гитлеровской Германии на СССР жители села Красноярово провожали на фронт большой отряд мужчин, надевших военную форму. Это был самый цвет села – люди 20 – 30 лет. Почти каждую неделю рассыльные из военкомата приносили в деревенские семьи повестки с призывом на фронт. Проститься с воином, пожелать ему скорого возвращения и обязательно с победой приходило если не всё село, то добрая его половина. На борьбу с гитлеровским фашизмом нередко одновременно уходили отцы с сыновьями, оставляя дома одну лишь женскую половину семьи. Уходили сразу по три – четыре брата.

 

Никто не должен остаться забытым. Мы обязаны помнить наших земляков, ценою крови и жизни, спасших Отечество от фашистского рабства.  Победу в глубоком тылу ковали женщины и дети. Краснояровские матери, жёны и сёстры воинов – солдат не знали отдыха, самоотверженно трудились на хлебных полях, лугах, огородах и фермах, воспитывали своих детей. Они стойко вынесли неимоверные лишения и тяготы военного лихолетья. Их подвиг должен быть известен не только настоящим, но и будущим поколениям. Связь времён не должна прерваться. Храня святую память о погибших воинах в Великой Отечественной войне, Краснояровцы воздвигли им памятник.

 

В 1930 году в Красноярово был создан колхоз. В годы своего расцвета он был миллионером. Не раз был участником ВДНХ СССР. Труд лучших хлеборобов, луговодов, доярок, птичниц отмечался государственными наградами. Колхоз имени Ленина существовал до 1959 года, затем был передан в ОПХ «Иволгинское». Годы застоя отрицательно сказались на хозяйстве, на жизни сельчан. Село буквально пришло в упадок и разрушение. Из большого оно превратилось в малое «неперспективное». Бывшая средняя школа стала начальной. А ведь раньше она была центром культуры. В ней работали около тридцати учителей, обучавших и воспитывавших до 600 – 700 учащихся. В Красноярово за знаниями приезжали подростки, юноши, и девушки из всех сёл района, где не было семилетних и средних школ. Из Краснояровской средней школы вышли воспитанники, ставшие специалистами сельского хозяйства, педагогами, медиками, инженерами, лётчиками и танкистами.

 

В селе было два клуба. Собираясь в фойе, после просмотра кинофильмов, юноши и девушки танцевали под гармошку или баян. В клубе часто выступали самодеятельные артисты. Редко, но все, же приезжали из города деятели культуры. Например, 2 сентября 1945 года правление Союза писателей республики организовало литературные вечера в ряде колхозов. В Красноярово приехали старейший  писатель Хоца Намсараев и поэт Чимит Цыдендамбаев. Они рассказывали о своём творчестве, вели задушевные беседы о прошедшей войне, о наступившем мире, о будущем. К любому празднику село мылось и чистилось, хотя и так всегда было чистым. Люди собирались вместе, чтобы весело и красиво отметить праздник, именины, знаменательные даты.

 

В каждой семье росло по четыре – пять сыновей и дочерей, а в многодетных – по шесть – восемь – десять – двенадцать, а то и восемнадцать детей. Столько детей имели матери, которых нельзя не назвать Героинями. В начале 1990–х  годов жизнь в селе пришла в упадок. Государство ничего не сделало для подъёма сельского хозяйства. Деревня очень постарела, почти в каждом доме есть пенсионер, рождаемость упала, молодёжь из села уезжает. Не избавилось село от страшной беды – почти повальной пьянки. Страшная картина. Проснись, деревня! Верни свой прежний прекрасный облик! Милая моя деревня, ты споткнулась, упала, разбила своё красивое лицо. Поднимись из грязи, встань на обе ноги, умойся святой водой, и исцеление обязательно придёт! Я в это верю, и ты верь и иди вперёд! Лучшая жизнь наступит. Вспомни свои прошлые поколения людей, которые умели жить, трудиться, радоваться, рожать детей, любить своим большим, мудрым, добрым сердцем, любить свою малую Родину. Помни о них! Всегда помни!

Я верю, что село должно возродиться от послевоенной, послеперестроечной разрухи, возвратить себе былую славу!         

Автор: admivolginskoe
Просмотров: 7057

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -