Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

История села

7 февраля 2012

В предании « Как заселялся Нерчинский край» Л.Е. Элиасов записывает «Шли на край белого света не только казаки, которых царь посылал новые земли завоевывать, а и те, которым казалось, что здесь можно легче прожить, капитал себе заработать» 


 

Массовое переселение русских в Забайкалье начинается после раскола христианской православной церкви. В староверах Екатерина Вторая усмотрела хороших колонистов.

 

В этнографическом сборнике читаем: «Помимо «больших населенных пунктов», к 30-м годам XVIII века в значительном количестве встречаются одно - и двухдворки. В бумагах Г.Ф.Миллера упоминаются однодворки Мостовская, основанная ясашным, Ошурковская «деревня» с одним двором сына боярского. В 1732 году селенгинский служилый Андрей Кибалин основал «деревню», состоявшую из двух дворов... и далее «В 1843-1845 годах... небольшими селами были Красноярово (на реке Иволге), Сотниково, Таловская и Нюцкая деревни, в которых насчитывалось по 5-6 дворов». 

 

Если в первой половине XIX века в Сотниково было уже 5-6 дворов, то можно предположить, что село возникло как однодворка в начале XVIII века, а название Сотниково могло получить и позднее. После Буринского договора 1727 года, когда четко обозначились границы России, в нашем крае стала создаваться пограничная охрана. В Сотниково стояла сотня, давшая название деревне.

 

Существует в нашем селе и другая версия.

Жила до 1998 года в Сотниково Арина Иннокиновна Загузина, род которой идет от одного из первопроходцев - Шубина. Вот что она рассказала:

 

«Более 200 лет тому назад вдоль реки Селенги среди леса шел Читинский тракт с запада до острога Верхнеудинского и далее на восток. По нему гнали каторжников из Центральной России. Чаще это были крестьяне, арестованные за любую провинность. А люди в крае были нужны, земли царю надо было за собой закрепить, освоить, чтобы богаче Россия была. В одном из этапов в кандалах шел арестант, в дороге он заболел. Охранники бросили умирающего у реки, даже колодки не сняли, рассчитывали, что скоро умрет, но судьба распорядилась иначе и сохранила жизнь каторжнику. Пришел он в себя: вокруг лес, река, много ягод, грибов, черемши. Чуть набрался сил, с большим трудом камнями сбил колодки, и обосновался здесь на постоянное жительство. Земля, река, лес давали пропитание, приволье, свобода, никто не притесняет, а работы русский мужик никогда не боялся. Так появилось село Сотниково».

 

По рассказам старожилов таким же образом возникло село в Матюшкиной пади, сейчас эта падь носит название «Уточкино», когда-то в этой пади было село Уточкино. У деревни Мостовка, что на правом берегу Селенги, есть ключ, который зовется Марьиным по имени каторжанки. Версию Арины Иннокиновны поддерживают и другие старожилы села. Она имеет право на существование.

 

С ней перекликаются строки предания «Ванька-каин»... ». На Каре тогда много было каторжных. Жизнь их была хуже собачьей...» . Значит, действительно были в крае каторжники, могли быть и беглые, и брошенные больные, переводимые этапом.

 

Арина Иннокиновна рассказывает, что первым поселенцем был Шубин, позже из Костромы пришел казак Налетов, из Перми - Шумихин, с Волги – Загузины (со слов жителей села Налетова Г.Н., Шумихина А.И.)

 

Медленно, но село росло, все больше строилось изб, поднимали целину, раскорчевывали и распахивали участки земли под пашню, получившие названия по фамилиям владельцев: Шубинская падь, Посельская, Сажинская, Грязновская и Волчья.

 

Появились крепкие хозяйства, занимавшиеся хлебопашеством, извозом, излишки продуктов, дрова возили в Верхнеудинск. «Переселенцы в значительной степени способствовали земледельческому освоению Западного Забайкалья. Они разводили скот, занимались промыслами, доставляли в казну и на забайкальский рынок сельскохозяйственные продукты».

 

«До 1900 года, после того, как была проложена на восток дорога, почти в каждом дворе был заезжий дом, где останавливались на ночевку ямщики гужевого транспорта, везущие товары из Томска в Верхнеудинск, Троицкосавск, Читу, Хабаровск. Везли муку-крупчатку, спички, соль, материю и другие товары. В Сотниково был магазин частника-китайца». 

 

Некоторый подъем хозяйства в Сотниково вместе с Верхнеудинском, Забайкальем испытали в связи с постройкой Сибирской железной дороги, стали увеличиваться посевные площади и вывоз продукции строителями дороги для продажи.

 

«Обработка полей была примитивной, применяли соху, деревянные бороны, серпы, изредка косы, молотьба производилась вручную, цепами.»  

 

Сотниково, как весь «Верхнеудинский район играл значительную роль в деле снабжения продуктами сельского хозяйства Нерчинских рудников и заводов». Хозяйство было в основном натуральным. В деревнях существовала «домашняя промышленность», сочетающаяся с земледелием и скотоводством. Изготовляли сохи, бороны, сети, одежду, обувь. Село находилось у реки Селенги, поэтому занимались и рыбной ловлей, и охотой.

 

В начале XX века предприимчивый китаец поставил небольшой кирпичный заводик в лесу, недалеко от современного Республиканского комплекса «Здоровье». Глину добывали в километре от завода (современная Республиканская станция племобъединения), глину возили на лошадях. Работало 20 человек. Готовый кирпич поступал на строительство Красных казарм на станцию Дивизионная, поселок имени Вагжанова.

 

Казармы стоят и поныне. После окончания строительства Красных казарм большого количества кирпича не требовалось и заводик перестал существовать. Возродился завод в 30-е годы XX века, но уже ближе к селу, кирпич делали для нужд Сотниково, близлежащих сел.

 

На культурное развитие села повлияло появление в селе церкви, а вместе с ней и школы.

 

Образование

 

При церкви построена сторожка. Сторожем был политкаторжанин Поликарп Тихонович Тихонов, знавший грамоту. Он-то и стал первым учителем.

 

До этого подыскивали в селе просторный дом, снимали угол, в котором стоял длинный стол да лавки. Хозяину дома платили, чем могли, чаще продуктами.

 

Учились читать, считать и чуть-чуть писать. Учителями были заезжие люди, знавшие грамоту. Учителя сами были полуграмотными. Существовала такая «школа» 2-3 месяца в год. За обучение учителю также платили не деньгами, их у односельчан почти не было, приносили молоко, муку, мясо, обязательно дрова.

 

Официальный документ о возникновении школы - это статистический отчет за 1914-1915 учебный год, в котором указывается, что в Сотниковской школе грамоте обучалось 14 человек: 7 девочек и 7 мальчиков (Национальный архив РБ). Но старожилы утверждают, что появилась школа в 1912 году. В 20-е годы к сторожке пристроили комнату, появилось помещение на 2 класса. Работали учителями Камынин, Красильников.

 

Испытывали большие трудности в бумаге, карандашах, одежде. Вплоть до 50-х годов XX столетия носили «вместо сапог, валенок - ичиги, подкладывая зимой соломенную стельку, городские эту обувь не носили» (13). Тяга к учебе была, этого требовало развитие товарного хозяйства. Многие односельчане уходили на заработки в город.

В годы революции и становления Советской власти это небольшое село, как и другие регионы республики, страны, пережили  голод, разруху, потерю родных и близких.

 

Побывали в селе белогвардейцы - семеновцы, партизаны, боровшиеся за лучшее будущее. Больших, кровопролитных боев не было, но убитые были. Около Дома Культуры стоит небольшой обелиск двум красногвардейцам - разведчикам из партизанского отряда Толстихина - Малыгину Панфилу Митрофановичу и Загузину Павлу Николаевичу.

 

С подходом отрядов Красной Армии с участием партизанских отрядов готовилось освобождение Верхнеудинска от семеновцев. 27 февраля из отряда Толстихина на лошадях со стороны Гурульбы пробрались разведчики в с. Сотниково, чтобы выяснить обстановку в лагере врага. Накануне партизаны взяли в плен белогвардейского офицера. Ранним утром сельчане услышали стрельбу. Это семеновцы проникли в село через Селенгу со стороны станции Дивизионная и начали прочесывать село в надежде обнаружить партизан. Они нагло врывались в избы жителей и грабили их. Отбирали продукты, вещи, даже самовары и посуду. После этой «работы» расположились в церкви. В это время подъехали разведчики, около кладбища, что была недалеко от церкви, они и были схвачены семеновцами.

      В церкви начались пытки и допросы о партизанском отряде, но последние стойко держались. У Малыгина на пальце было золотое кольцо - палец отрубили, окровавленных и измученных разведчиков поволокли на гумно, там из пулемета и расстреляли. Похоронили расстрелянных партизан в селе Мухино, но после освобождения Верхнеудинска перехоронили в братской могиле вместе с другими погибшими в городе Верхнеудинске. Теперь на этой могиле сооружен памятник по улице Партизанской в городе Улан-Удэ.  Работа  заслуженного художника СССР Александра Ивановича Тимина. А жители села Сотниково в память о погибших разведчиках установили обелиск и улицу назвали Партизанской.

      Становление Советской власти в селе происходило в классовой борьбе. Хоть и небольшое было село, но оно размежевалось: одни шли за красных, другие - против.

Пример тому - заявление военному комиссару Н. Березовки гражданина Михаила Лукича Налетова (с.Сотниково) от 31 мая 1918 года. Привожу его текст.

      В селе состоялось заседание сельского комитета о выборе делегата на фронтовой съезд, «…большинством голосов избран я, но по слабости здоровья отказался. Мой отказ поняли так, как будто я иду чем-то против них, принимая во внимание то, что за день до этого я с сыном отказался с оружием в руках идти с ними против Красной Армии, которая реквизировала лошадей. В ссоре с ними я их обозвал белогвардейцами, за что они здесь же, на собрании нанесли мне несколько ударов, грозили даже убить или сжечь, и заявили мне, что в случае моего отказа на следующий раз идти с ними против Красной Армии или Советской власти, то сделают самосуд надо мной и над моим сыном, что отчасти уже проявили. В воскресенье 15 мая старого стиля сын мой пошел на сельское собрание, я не пошел ввиду угрозы, про меня у сына стали спрашивать, почему не пришел твой отец?... пригрозили ему смертью, они закричали, что и ты покойник, и тебя нужно убить вместе с отцом. Председатель комитета Афанасий Кручинин подтвердил, что именно таких нужно убивать. После этого Константин Налетов встал с места и стал бить моего сына, а с ним и Акимь Шубин. Из присутствующих на сторону никто не выступил, но были возгласы, что он... красноармеец, так ему и надо. При этом они решили лишить меня земельного надела. 17 мая старого стиля. На другой день я вышел с сыном косить сено на собственном поле. Куда явился Егор Власов в 8 часов утра с двумя работниками, заявил мне «... запрягай лошадь и выметайся отсюда, пока живой, а то отрублю литовкой голову.»  Я... давай кричать, на мой крик прибег Борис Налетов и один красноармеец дозорный... спасти меня, быть может, от смерти. Я оставил покос. В сельский комитет я заявления не подавал, так как мне оттуда помощи никакой не будет. Прошу Военный комиссариат принять меры по пресечению контрреволюционного кружка, дабы они не сделали нападения на Красную Армию (патрулей, которые ходят там по одиночке).

       Главарей упоминаю ниже: Афанасий Кручинин, Аким Шубин, Константин Налетов, Егор Власов, Василий Налетов, Митрофан Шубин, Гаврил Москвитин.Податель Гражданин селения Сотниково (против Н. Березовки)Михаил Налетов. 

 В настоящее время в селе живут дети и внуки некоторых участников событий.

В период коллективизации хозяйства в с. Сотниково появляется, в 1928 году, сельскохозяйственная артель «Трактор». Неоднократно это хозяйство меняло свое название: «Объединенный труд», «имени Жданова», «имени Андреева», «XX партсъезда».

Первым председателем колхоза был Налетов Петр Константинович. Основной тягловой силой в колхозе была лошадь, первый трактор появился в колхозе только в 1946 году, потом 3 автомашины приобрели. Сельчане вспоминают первых шоферов: Кручинин Николай Афанасьевич, Налетов Вячеслав Константинович, Шубин Афанасий Никитович.

Часть земли была в личном пользовании. Сажали картофель, капусту, морковь, огурцы и помидоры в открытом грунте. Кроме этого, большую часть площади засевали пшеницей, рожью. Была в колхозе и ферма, где содержали коров простой породы, и только после Великой Отечественной войны закупили 100 коров сементальской породы.

  В одно время до войны в колхозе организовали содержание лис, работали на лисьей ферме Налетова Агния Николаевна и ее сын Налетов И. А. Ферма тоже начала приносить доход.

       В 20-е годы в Сотниково переезжает Кузнецов Василий Терентьевич. На берегу Селенги строит небольшое предприятие - кожевенный цех. Жители села называли его заводом, рабочих, что на нем работали, называли «заводскими». На «заводе» выделывали кожу, шили ичиги, вырабатывали юфть. В 1928 году цех был национализирован, стал промышленной артелью «Кожевенник», а директором был назначен Кузнецов В.Т., так как он не был против передачи заводика в государственную собственность.

       В1928 году из села Курба Заиграевского района был перевезен пошивочный цех, который выпускал овчинные полушубки, однако в 1932 году он сгорел. На месте овчинного цеха создан пошивочный, где работало 50 человек. Шили телогрейки, а, когда было сырье, и полушубки. Сапоговаляльный цех появился перед войной, валенки валяли вручную, но до Великой Отечественной войны он закрылся.

      В 1929 году в селе Сотниково появился фельдшер Иваницкий Владимир Петрович, лечивший сельчан до 1956 года, помогала ему медсестра, его жена Апполинария Федотовна.

     Открыли магазин, с 1928 года пром-артель «Кожевенник» открыла ведомственный сад на 50 мест, хотя посещало его около 20 детей.

      Казалось, жизнь налаживалась, но мирный труд граждан села, как и страны, был прерван войной, которая вошла в историю страны как «Великая Отечественная война 1941-1945 годов»

                                  

 

 

Автор: Moderator
Просмотров: 9107

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -