Из архива школьного музея
В тридцати шести километрах от города Кяхты, на левом берегу Чикоя раскинулось село Усть-Киран.
Его история началась более 140 лет, когда на этом красивейшем и живописном месте стали возводиться дачи именитых кяхтинских купцов-меценатов: Лушникова, Молчановых, Синицина, Осокина, Немчинова, Корнакова и мн.др. Всего по берегам Чикоя и Киранки стояло 17 дач. Вокруг каждой дачи выращивались сады, некоторые сохранились до наших дней.
История села тесно связана с именем кяхтинского купца I гильдии, мецената, прогрессивного человека своего времени Лушникова Алексея Михайловича. Лушников отличался образованностью, умом, широтой и разносторонностью взглядов, заинтересованностью в развитии культуры и просвещения в крае. Лушников А.М. познакомился с декабристами братьями Бестужевыми, проживавшими в Новоселенгинске, был их учеником и другом.
Семьи Лушникова, Кандинских, Токмаковых и др. буквально впитывали в себя стиль и образ жизни Бестужевых. О Лушникове Алексее Михайловиче Бестужев писал следующее: «Но не искусство наживать деньги мне нравилось в нем… мне нравится в нем стремление приобретать умственный капитал- это жажда познаний, твердое желание восполнить свое недостаточное воспитание…»
Как и родители, дети Лушниковых, а их было 11, были людьми образованными и известными: дочь Екатерина была художником, ученицей скульптора Родена, жила во Франции и под именем Катрин Песке войдет в один из выпусков французской энциклопедии «Ларусс»; сын Алексей инженер-строитель Транссиба; дочь Вера училась в Петербурге на высших женских курсах (Бестужевских).
Все они на лето приезжали к родителям в Преображенское. Главным достоянием села сегодня является массивный трехметровый крест из черного мрамора, установленный на месте захоронения Лушникова А.М., привезенный из Богемии (Австрии). Этот крест Лушников специально заказал для того, чтобы установить его на могиле Николая Бестужева в Селенгинске. Однако заказ прибыл после смерти купца в 1901г, и Кяхтинское общество единодушно решило установить крест на могиле Алексея Михайловича, в Усть-Киране, в знак уважения и признания его заслуг перед городом и населением края. Здесь же находятся могилы жены Клавдии Христофоровны и детей.
Купцы в Преображенском не только отдыхали, но и работали- привозили из Кяхты все свои конторы. Рядом с дачей Лушниковых стояла дача купца I гильдии Немчинова Я.А. –владельца золотоносных приисков Сибири. В 1862г. на берегу реки Киран, купец Немчинов Я.А. построил церковь Преображения Господня. Именно с этой церкви начало основываться село. К церкви постепенно стали приселяться люди, в том числе кочевые - цонголы, село разрасталось и называлось оно Преображенское.
Эту церковь все жители окрестных деревень считали самым красивым зданием. Из воспоминаний Чернояровой М.Ф.: «В праздничные дни по всему селу доносился звон колоколов, все жители села и окрестных деревень собирались в церкви, ставили свечи, молились Богу ». Отец Иннокентий - «батюшка», как называли его сельчане, был родом из Кяхты, а проживал в Преображенском со своей семьей. В то время церковь считалась не только самой красивой, но и богатой. Там были различные иконы, очень много золотых вещей и драгоценностей. Высокие стены церкви были расписаны масляными красками. Во дворе, при церкви, был разбит сад, где росли большие зеленые ели.
У своей дачи Немчинов Я.А. построил пристань и по Чикою ходил паровой катер. Купцы Синицыны Иннокентий Дмитриевич и Серафима Яковлевна (дочь Немчинова Я.А.) открыли первую в истории села школу, в которой обучалось около 25 детей. Купцом Коковиным была построена первая мельница.
Купец Токмаков был совладельцем одной из первых китайских чайных фабрик в Ханькоу, его дочь Водовозова М.И. издала первые книги Ленина В.И.
Прослеживается связь села и усадьбы купцов Корнаковых в Монголии. В подвале этой усадьбы была найдена картина, которую писал известный художник Борис Кандинский в Усть-Киране на берегу реки на даче Барбот де Марни. На ней изображена дочь купца Хомзе А.А., жившего в Кяхте. Позднее Хомзе уехал в Петербург и там вместе с купцами Басовым и Коковиным открыл чайные магазины «Цзинь-Лун».
Все эти люди были меценатами: строили дома, открывали библиотеки, детские дома и приюты, церкви, выпускали газеты. Такие интересные личности жили в Усть-Киране, обогащая жизнь села интеллигентностью и духовностью.
Таким село было до 1917 года, после Октябрьской революции купцы перестали приезжать в Преображенское. Дачи частично были вывезены в Алтан-Булаг и на курорт Киран. В 30-х годах отца Иннокентия «батюшку» с родным сыном арестовали. Люди стали разбирать вещи и иконы из церкви. Через несколько месяцев приехали переселенцы из города Воронежа, которые забрали ключи и практически разграбили церковь, а ненужные иконы либо сжигались, либо выбрасывались.
Комсомольцам было приказано снять купола и никого не волновало, что творится в душе народа, людей, для которых церковь-это «родной дом». Коммунистами было принято решение снести здание церкви. Оно было перевезено в село Дурены, и там был открыт сельский клуб.
Комментарии