Рассказ о культурных и природных памятниках, расположенных на территории сельского поселения МО "Шарагольское", куда входят: с. Шарагол, с. Хутор, с. Анагустай и с. Цаган-Челутай.
Выполнил: Ванданов Максим, ученик 8-го класса
Руководитель: Аносова Наталья Васильевна зам.директора по ВР
Я живу в одном из красивейших мест Бурятии- поселении Шарагольском Кяхтинского района. Наша школа много лет занимается краеведческой работой. Мы ходим в походы, изучаем родные места. В местности Цаган-Челутай увидели небольшие бугорки, как бы старые могилы. Я заинтересовался этим и обратился к руководителю кружка по краеведческой работе Аносовой Н.В., чтобы она рассказала мне об этом.
Она достала папку с документами и показала мне их. Это была исследовательская работа бывшего ученика нашей школы Ранжурова Бадмажапа. Я встретился с ним, он мне рассказал, что эти «бугорки» - захоронения хуннов. Это на меня произвело большое впечатление. Мне захотелось все подробно изучить и рассказать своим одноклассникам на классном часе.
Каждый день хожу мимо памятников, а историю их создания не знаю. Кто их построил, когда? Осенью в местности Бон проводятся спортивные соревнования по вольной борьбе, посвященному Заяеву Хамбе - ламе, а кто он такой мне тоже стало интересно узнать, поэтому я решил изучить имеющиеся источники о его жизни и оформить весь материал в виде доклада, а также публично выступить с ним.
История развития нашего края оставила множество памятников, не только тех, что созданы природой. В Бурятии имеются множество памятников природы местного, регионального и государственного значения.
Те объекты, которые были рассмотрены мною в работе, хорошо знакомы нашим жителям, но мало кто знает о том, что эти объекты имеют статус памятников природы и культуры.
Я хочу, выразить благодарность всем кто помог собрать мне этот материал и оформить его.
Хуннские захоронения в окрестностях с. Шарагол.
Первый из рассмотренных мной объектов это хуннские захоронения в окрестностях с. Шарагол, с. Цаган – Челутай. Мы часто ходим в походы и в местности Цаган – Челутай увидели небольшие бугорки, как бы старые могилы. Я заинтересовался этим. Это были Хуннские захоронения.
Народ или точнее сказать племена, оставившие эти памятники, издавна привлекали внимание мировой исторической науки. О них написаны сотни книг и статей.
В отечественной литературе они долгое время были известны, как гунны, но в последнее время больше начинает утверждаться или, близкое к подлинному – хунну. Хунны – древние центрально азиатские племена. С ними связан бурный подъем, так называемой «кочевой цивилизации» на восточной окраине «великого пояса степей» Евразии. В пору расцвета Хунну, им были подвластны земли от Хингана на востоке и до Тянь – Шаня на западе, от Байкала и Саян на Севере и до пустыни Гоби на юге. Центром Хуннской державы, ее основной экономической базой, была территория Центральной и Северной Монголии, а так же Южной Бурятии. Именно там были найдены следы их обитания. На территории нашей местности, в окрестностях сел: Шарагол, Хутор, Цаган – Челутай, по берегам реки Чикой тоже существуют гуннские захоронения, и они подлежат государственной охране, имеют свой государственный номер. Об этом свидетельствуют следующие данные, которые взяты из официального источника государственного списка недвижимых памятников истории и культуры Республики Бурятия.
Порядковый № |
Название исторического памятника |
Датировка |
Государственный номер |
Местоположения |
368 |
Хуторский могильник в пади Модо-Гункуй |
II-I тысячелетие до н. э. |
№134 |
Расположен в 4,1 км. Северо-западнее села Хутор в северо-западной оконечности пади Модо-Гункуй |
369 |
Хуторский могильник. Додо-Хара Тологой |
II-I тысячелетие до н. э. 10-15 в. н.э. |
№379 |
В 1,8км. Северо-западнее с. Хутор, с юго-восточной стороны горы, стоящей по правому борту устьевой части пади Хара -Талагой на выступе в средней части горы. |
370 |
Хутор. Могильник. Додо-Хара Тологой II(Шарагол) |
10-15 в. н.э. |
№134 |
В 1,9км. На северо-запад от Хутора, в 100м западнее могильника I. |
371 |
Цаган- Челутай могильник пункт I |
II-I тысячелетие до н. э. |
№134 |
Начиная от западной окраины с. Цаган-Челутай на протяжении 700м в западную сторону по обе стороны дороги в с. Шарагол |
372 |
Цаган- Челутай могильник пункт II |
II-I тысячелетие до н. э. |
№134 |
В 1км. Западнее села Цаган-Челутай с южной стороны дороги на Шарагол на небольшой возвышенности |
373 |
Цаган- Челутай могильник пункт III |
II-I тысячелетие до н. э. |
№134 |
В 1,7км. Западнее Цаган-Челутай с юга от дороги, ведущей в с. Шарагол на возвышенности, в пади реки Чикой в 1,3км. от реки |
374 |
Цаган- Челутай стоянка I |
Ранний железный век |
№242 |
В 1км на северо-запад от Ц.Челутая в небольшом распадке с северо-западной, пологой стороны скалистого утеса нависшего над пашенной частью р. Чикой на западной окраиной села |
Из анализа этой таблицы видно, что захоронение в нашей местности есть.
История изучения объекта.
Большой вклад в изучение хуннских захоронении, внесли Талько – Грынцевич, он проводил раскопки начиная с 1896 года, Сосновские – 1928, Окладников и Тугутов которые работали с 1957 года, но захоронение Бурятии подробно изучил Коновалов П.Б. с 1965 по 1971 годы. Им было 1 большая могила в Ильмовой пади, 6 малых в Джидинском районе, 15 малых могил в Черемховой пади и 1 малая в Бичурском районе. Им была написана книга «Хунну в Забайкалье», Улан-Удэ – 1976 год.
«Дуудадаг Обоо» - Гора Призывания.
О, Родина - Мать!
Нас разделил на многие годы
Бурный поток реки времени.
Принес я вам дар драгоценный,
Сокровище мира – учение Будды!
Хамбо Лама Дамба Даржаа Заяев возвратился из Тибета на родину и с этой горы обратился к матери. Сотворив чудотворный мост из монашеской накидки, он перешел через реку Сухэ (Чикой), положив этим самым начало распространению буддизма в нашей стране.
Исторический материал о жизни Заяа Хамбо – ламы
Будущий основатель буддизма в Забайкалье родился в 1702 году на правом берегу Чикоя, в долине Шарагола, в местности бывшего села Нижний Нарин-Хундуй.
У отца Заяа из 9 сыновей он был пятым. В возрасте 11 лет мальчик с двумя друзьями пас овец. Дамба – Даржаа и его напарники Шиндав Батор и Бахлайн Раджам в начале лета 1713 года тайно убежали в ставку Богдо Гэгэна учиться буддийскому учению. Наделенный от природы особыми способностями и талантом, он в течении 20 лет настойчиво овладевает и постигает философию буддизма. Окончив несколько духовных заведений, Дамба-Даржаа удостаивается звания Гэбжэ, затем Гэсэл. После сдачи экзаменов Далай-лама VII присваивает ему звание Гэлэн и Дамба-Даржаа занимает высокое место в среде высших иерархов буддизма.
В 1741 году Его Преосвятейство Далай-лама VII дает напутствие Дамба-Даржаа и благословляет в путь в Забайкалье для распространения буддийского учения. По тем временам это была великая миссия, т.к. наши предки до прихода буддизма поклонялись шаманской вере.
Дамба-Даржаа прибыл на родину, имея за плечами почти 30-летний непрерывный труд постижения буддийского учения в стране Снеговых гор – Тибете. За эти долгие годы он изучил уклад жизни, обычаи, нрав жителей Тибета, Китая, являвшегося в то время сверхдержавой в Центральной Азии и подчинившей своему влиянию многие народы.
Еще в 1694 году его отец Сахумган Заяа, представитель цонгольского рода, перешел и принял подданство России. Вернувшись в 1741 году на родину, Дамба-Даржаа с присущей ему энергией берется за пропаганду и организацию вовлечения населения и буддизм.
Старейшины 11 цонгольских родов, населяющих наши долины и межгорные пади, собрали 11 юрт из кошмы и соорудили первый в Забайкалье буддийский молельный дом в районе села Хутор. Таким образом, распространение буддийской веры в России началось с наших мест, с южной части Бурятии.
В том же 1741 году Гэлэн Дамба-Даржаа с несколькими хувараками отслужили в долине Чикоя хурал. До сих пор эти места носят названия Поддугантай, Субургунтуй. В памятном 1741 году также был построен Хилгантуйский дацан и его первый настоятель Дамба-Даржаа Заяев по совету Его Святейшества Далай-ламы VII назвал храм «Балдан-Брэйбун».
В 1767 году, когда на российский престол вступила Екатерина II, на коронацию императрицы пригласили двух делегатов от Бурятии. От Хоринского рода выдвинули Сандана, от Селенгинских степей нашего ламу Дамбу-Даржаа Заяева. В начале 1768 года в Санкт – Петербурге императрица Екатерина II, ознакомившись с положением буддизма в Забайкалье, наградила его орденом Андрея Первозванного. Таким образом, царица возблагодарила Дамбу-Даржаа за заслуги в изучении дальних стран и распространении буддизма в Забайкалье. Екатерина II своим высочайшим указом назначила его Пандидо Хамбо-ламой России, что явилось значительным событием не только в Забайкалье, но и в России.
Субурган в селе Цаган-Челутай
В торжественной обстановке при стечении народа состоялось открытие и освещение субургана – буддийского мемориального памятника. Памятная святая ступа увековечила имя нашего земляка, родившегося на берегах Чикоя в шарагольских местах, Первого Пандито Хамбо-ламы России Дамбы Даржа Заяева.
В 2002 году основателю и реформатору, первому распространителю и миссионеру буддизма в Забайкалье ,Заяа Хамбо-ламе исполнилось 300 лет .
Освещение святыни проводили Пандито Хамбо - лама Сангхи России Дамба Аюшев, ширэтэ Бато Шареев и лама дацана «Балдан – Брейбун».
Большую помощь в разработке проекта субургана, художественному оформлению, изготовлению ювелирных материалов оказал Ф.Б.Гармаев.
Субурган в селе Хутор.
4 сентября 2005 года освящён субурган на родине Дамба Даржа Заяева в местности Бон. 28 сентября 2006 года освящён в честь второго Пандидо Хамбо ламы Содномпила Хэтэрхеева, построена юрта на том месте, где стояла юрта наших великих земляков.
Городовой утес.
В летний период мы ходим в походы по изучению родного края. На территории нашего поселения находится замечательный природный памятник бывший действующий вулкан Городовой утес. Внутри него имеется пещера с наскальными рисунками.
Путь к пещере и на вершину горы был самым сложным этапом похода. Нас заинтересовали черные колени осыпи. Они показались нам более удобными для ходьбы. Пещера показалась нам таинственной, ведь она хранит опечатки давно ушедших веков. Удивило, что надписи, сделанные несколько сот, а может и тысяч лет назад очень хорошо сохранились: в пещеру не проникает дождь и снег. Рисунки темно-коричневого, красноватого цвета, словно их выжгли железом. Эта пещера меня заинтересовала и в дальнейшем я хочу продолжить исследовательскую работу по изучению вулкана Городовой утес, а так же по изучению пещеры и наскальных рисунков.
И вот мы на вершине горы Хугтуй, которая считается священной у бурят.
К черному священному камню Хан – Шулун (Царь - камень) приходят парни – новобранцы перед уходом в армию. По преданию, если помолиться камню, и взять с собой небольшой камень, то Бог хранит тебя от несчастий. По пологому склону все время встречались черные камни с дырочками, явно вулканического характера.
Памятник воинам-односельчанам, погибшим в Великой Отечественной Войне 1941-1945гг.
Этот памятник находится в центре колхоза им. Ранжурова в селе Шарагол. Памятник в виде стелы, на которой выгравированы 136 имен павших воинов-земляков. На стойках изображен воин-красноармеец.
Памятник построен по эскизу архитектора Казанского под руководством союза художников Бурятской АССР. Открытие памятника состоялось в 1973 году. К 27 годовщине победы над фашистской Германией. На торжественном открытии памятника присутствовали ветераны войны и труда, родственники погибших воинов, учащиеся средней школы, воины – пограничники.
Памятник Цыремпилу Цыремпиловичу Ранжурову – первому бурятскому революционеру.
Был поставлен 1964 году – к 80-летию со дня рождения Цыремпила Цыремпиловича Ранжурова по инициативе Соковикова А.Н. председателя колхоза.
Родился Цыремпил Цыремпилович Ранжуров 24 апреля 1884 года у потомственных скотоводов – кочевников Цыремпила и Статьи Ранжуровых из улуса Саган – Шулуута (Сагаан - Челутай) Шарагольской станицы Троицкосавского (Кяхтинского) уезда. С малых лет он не видел радостной жизни, с 6-7 лет начал пасти овец. Возмущался в то время существующей несправедливостью: одни жили богато, другие – бедно. Шарагольские буряты привлекались к несению пограничной службы. Войсковой устав требовал, чтобы сыновья бурят являлись на военную службу, при этом на собственных конях и полном обмундировании, имея мундир, казацкую шашку и прочее.
Не довелось Ц. Ц. Ранжурову стать на родине казаком. В силу бедности он не смог окончить и Тамирскую церковно-приходскую школу. Вынужден был работать у кулаков, а также строителем у купцов Кяхты. В 1904 году призывается на военную службу в Читу. Наш земляк вступает в подпольную большевистскую организацию. Он добросовестно выполняет много других ответственных партийных поручений, попадает в ссылку, на каторгу, заковывается в кандалы. Освобождение из ссылки Ранжурову принесла февральская буржуазно – демократическая революция.
Он возвращается в родные кочевья. Проводит большую разъяснительную работу, вместе с доктором Цыбыктаровым принимает участие в создании местных органов управления. Избирается членом Троицкосавского Совета рабочих и солдатских депутатов, ведет в нем земельными вопросами, обеспечением городского населения продовольствием.
Он в 1918 году был выдан хилгантуйским кулаком Бальчиновым нахлынувшим на уезд белогвардейцам. Враги долго издевались над Ц. Ц. Ранжуровым, а затем в местности Ибецик, неподалеку от современного монгольского города Алтан-Булак, расстреляли.
Так на боевом посту погиб мужественный сын нашего народа, первый бурятский революционер, именем которого назван колхоз. Этот памятник находится в центре колхоза им. Ранжурова в селе Шарагол.
Памятники природы и культуры представляют огромное культурное, историческое и природное значение в жизни нашего края. Изучая, природные историко-культурные памятники нашей местности я пришел к выводу что:
1) через знакомство с памятниками природы и культуры, с историей их появления, человек наиболее глубоко познает историю своего края;
2) памятники природы и культуры – свидетели рождения и развития нашей местности, жизнь ее жителей. Благодаря ним человечество может ознакомиться с живыми свидетелями прошедших эпох.
Предложения по сохранению памятников:
1) Администрации СП «Шарагольское» предлагаем огородить сад, в котором расположен памятник Ц.Ц. Ранжурову, покрасить ограду, школьники посадят саженцы.
2) Субурганы находятся под охраной жителей окрестных сел.
3) Памятник павшим воинам находится в ведении СП «Шарагольское», постоянно облагораживается и находится в хорошем состоянии.
В настоящее время лишь во власти человека уничтожить или уберечь и сохранить все те уникальные памятники прошедших времен, запечатленные природой и созданные человеком.
Комментарии