Отечество начинается с малой родины, а малая родина - с дома, в котором ты живешь, с улицы, по которой ты ходишь, с села в котором ты родился и вырос." Ты помни мира не узнаешь не зная края своего" - это неоспоримая истина, которую знает каждый.Название села Мухоршибирь произошло от слов "Мухор"(тупик, конец, край) и "Шебер" (чаща, густой лес, лесная глуш)
Название местности связано с большой лесистостью в прошлом.Издавна в Тугнуйской долине селились буряты -коренное население края, которые вели кочевой образ жизни. В эти суровые, но богатые красками, тогда малообжитые степи Забайкалья пришли, сосланные и потерпевшие опалу за старую веру от царицы Екатерины, русские.Они селились на более пригодных для хлебопашества и огородничества землях - по берегам речушек, таежных распадках, где текут ручьи и бьют ключи.
Так, " по долине небольшой речушки, точное название которой никто, пожалуй, и незнал были поставлены служилыми людьми первые дома. Так появилось село Мухоршибирь.Первый дом здесь поставил служилый человек получивший вольную от службы в Кяхте - Игнатий Завьялов. Вслед за ним потянулись другие и так же ставили здесь свои дома.
В эти годы в старых документах село Мухоршибирь упоминается как "урочище Мухоршибирь- речки"Наше село в то время, было таким же темным и отсталым, какими были бесчисленные деревни и села, аулы и улусы старой России.350 дворов в Мухоршибири распределились на пяти улицах: Трактовой, Заречной, двух болот : старое и новое и Степной улице.
Проживало в селе около 2000 жителей Самые лучшие земли принадлежали богатым людям-купцам: трем братьям Мостовским, двум братьям Братеньковым, Чилимовым, Гусляковым и Белозеровым. Купцы имели много скота, а также содержали лавки. Товары обычно завозили из Верхнеудинска, Петровского завода и Иркутска.
Торговали ситцем, книгами, шубами, валенками,конфетами,пряниками рыбой, сахаром, солью, спичками и другими товарами, которые продавались в 1,5 - 2раза дороже, за счет чего купцы имели немалые доходы.Земли делили на душу (мужскую), около 3-х десятин на душу. Раздел производился через 14 лет.
Одним семьям доставалось много земли, другим мало, богатые скупали землю . много земли имела церковь, и самые плодородные принадлежали священникам, эта местность до сих пор называется попвские поля.Обработка земли была примитивной: не было техник, органические удобрения почти не вносились, из орудий труда были : деревянная соха, борона, цепь для обмолота зерна, в основном урожай снимали низкий, крестьяне бедствовали и были задавлены налогами и чтобы прокормить семью зачастую нанимались в работники.Свободное время молодежь проводила неорганизованно,т.к. не было ни клубов, ни библиотек.
Летом собирались на улице за селом, пели песни. Устраивали игры, пляски под балалайку, струны которой делали из бараньих кишок. Редко играли на гармошке, их было 1-2 на все село. Зимой свободное время проводили в доме какого-нибудь хозяина или старушки(обычно у бедняков). У них молодежь арендовала на всю зиму, за это платили хозяину зерном, салом, мясом, одеждой, деньгами.Девушки занимались рукоделием: по заданию матери вязали чулки, носки, варежки.
В религиозные праздники проводили гуляния. На масленицу устраивали катушки, на Пасху качались на качелях, на Троицу -гуляние в лесу.Население в селе в основном было не грамотное, учится могли не многие. В то время существовало две школы: земская школа, где обучалось 40 человек (она размещалась в маленьком деревянном доме), и церковно-приходская, где обучалось 20 человек (только девочки), за обучение вносили плату, кроме того за каждого ученика в год нужно было привести 2 воза дров.
Преподавали арифметику, чтение ,но главным предметом был "Закон Божий".Дети семейских не учились, это считалось грехом. Богатые обычно нанимали домашних учителей, но их было не много 3-4 в селе.Медицинское обслуживание было очень плохое, не было фельдшерских пунктов, аптек, род. Дома, детей принимали старушки-знахарки. Смертность превышала рождаемость в 1,5-2 раза.Богатые приглашали врачей из Верхнеудинска, Петровского завода.
Только перед войной 1914 года в село приехал фельдшер, он принимал на дому.Семейские к медицине, также относились враждебно и за помощью обращались очень редко.Благоустройством села никто не занимался, единственным источником, где люди брали воду, был ключ, к которому каждый ездил на подводе с бочкой, утром у ключа выстраивалась вереница подвод. Зимой нанимали чистильщика ключа, которому каждая семья платила зерном, а по воскресеньям и по булке хлеба.
Комментарии