Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

История села Надеино

26 февраля 2012

Надеино –старинное семейское село. Первоначально деревня называлась Сундуринская, где располагалась заимка « пригорода Удинска служилого» казачьего пятидесятника Ивана Ивановича Надеина.. В 1764 году Надеин поселил на своей заимке небольшую группу приведенных старообрядцев, которые назвали поселение его именем_ Надеино.


Селение  росло. По воспоминаниям старожилов, оно располагалась по обе стороны реки Куйтунки, но со временем жители стали переселяться на правый берег реки и строить там дома. Образовались три улицы: Зарека, Большая, Загумня.

 

Семьи были крепкие зажиточные, у каждого была своя пашня. Землю намеряли по количеству душ мужского пола примерно по 1-й десятине. В книге  на записку о хлебопашных и сенокосных землях составленными домохозяевами Надеинского селения за 1898год перечислены названия местностей Черемуховая, Зарекой, Алентуй, Попово, Черемшанка и др. Быстрый естественный прирост населения привел к тому, что в ряде поселений стал ощущаться недостаток земли. Поэтому появились желающие переехать в другую местность. Так,  например, жители села  переехали в Верхний Саянтуй и основали там свои заимки.

 

В документах 1813-1814 годов встречаются данные об образовании Надеинского сельского управления. В первой половине  19 века в Надеинское сельское управление входило в Мухоршибирскую волость, в 1858году в Тарбагатайскую . С 1887 года Надеинсое сельское управление вошло в состав Куйтунской волости Верхнеудинского округа Забайкальской области.

 

Во главе сельского управления стоял сельский староста, в управление входили сборщик податей и сельский писарь. Выбирали их на мирском сходе на три года. На  сельских сходах рассматривали общественные приговоры, постановления, акты, окладные листы, переписка, вопросы о поддержании семей призывников из общественных сборов, расходовании хлеба из запасного магазина, о  выборах сельского писаря, сбора податей, недоимок, противопожарных мерах и т. д.

 

Сельский староста и сельский писарь получали ежегодное жалованье.   К началу 20 века в с. Надеино были 2 часовни, 3 кузницы, 3 общественных экономических магазина, 1 питейное заведение. По переписи 1902года количество жилых домов было 375, а построек-520.

 

Дата ликвидации Надеинского сельского управления 1916 г.

 

Жители села занимались разведением коров, овец, коз, свиней, лошадей. Поголовье скота ежегодно учитывалось сельской управой с целью предупреждения тайного укрывательства падежа скота, тайного перегона скота и прочего.

 

Семейские – прирожденные овощеводы. Каждая женщина знает тонкости выращивания той или иной культуры. Умеет подготовить семена, подготовить землю для посадки овощей. В огороде выращивали картофель, лук, капусту, брюкву, свеклу, огурцы, морковь, арбузы, табак листовой. В семейских селах выращивание хлеба стоит на первом месте. Хлеб – всему голова.  Выращивали пшеницу, ярицу, ячмень, овес,  просо, гречку, коноплю.

 

В селе развивались ремесла: шили одежду, обувь, изготавливали мебель, строили добротные бревенчатые дома. История Села Надеино тесно переплетена с историей России, богатой на перемены в 20 веке.

 

В годы Гражданской войны жители села участвовали в боях с Колчаком и бандами атамана Семенова. Так например, Трифонов Сергей Ермолаевич освобождал Приморье в составе Верхнеудинского полка. В селе появились первые коммунисты: Бурдуковский Филарет Семенович, Борисов Иван Тимофеевич, Первым председателем Сельского Совета стал Антонов Игнатий Кириллович.

 

В годы коллективизации в селе были образованы три колхоза: «Искра», «Октябрь», «Пламя», которые в 1936-1937годах слились в один колхоз под названием «Искра». Председателем стал Сидоров Иван Иванович.

 

Была построена новая начальная школа на 200человек.

 

В эти же годы начались сталинские репрессии. Из села выселяли целые семьи, глав семей, оставляя дома жен, детей, стариков.

 

В 1938году построили клуб, магазин, амбулаторию, открыли ясли.

В 1941- 1945годах на фронт ушло более 150человек в возрасте от 18 до 40лет.В селе остались женщины, дети, старики. Сами пахали, сеяли, убирали хлеб. Подростки работали на лесозаготовках. Работали за трудодни, сдавали продналог.

 

Послевоенные годы были полуголодными, за утайку семян сажали в тюрьму.

В 1951году прибыл первый дизельный трактор. Механизаторы работали посменно, соблюдали строгую дисциплину, получая за день 2руб. 50коп..

В 1954-1961годах в селе работали 4 бригады. На колхозном огороде выращивали огурцы, помидоры, капусту. Был построен маленький кирпичный завод, имелись свиноферма, птицеферма.

 

В 1955году село электрифицировали.

В 70-егоды села Куйтун и Надеино объединились в один колхоз. В селе были построены новый магазин и фельдшерский пункт.

В 80-егоды начался экономический спад, население уменьшилось.

 

Из архивных данных было установлено, что в 1903 году заведующим Надеинской школы грамоты был священник И.Барышелуев, а попечителем был С. Бурдуковский.

 

Позже, по словам старожилов, в деревню приехала учительница и обучала чтению и письму замужних женщин.

В 1928 – 1932 гг работала начальная школа, которая располагалась в жилом доме и охватывала небольшое количество учащихся – 60-70 человек.

В 1936-1937 гг в селе была построена новая школа, действующая до настоящего времени. Первым директором был Кобылкин Василий Петрович, который погиб в годы Великой Отечественной  войны. Школа была начальная, двухсменная. Первая учительница – Кобылкина Степанида Павловна. Число учащихся увеличилось от 180 до 200 человек.Но учились не все, по желанию или по возможности

 

1948г. школа была 4-х летней.В 1962 году школа стала 8-ми летней.

В связи с выходом закона «Об основном образовании» школа стала 9-ти летней  в 1987 году.

 

В 2010 году основная школа была реорганизована в начальную школу.

Традиционная народная культура семейских представляет уникальное самобытное этнокультурное явление. В селе удалось сохранить духовный опыт, который передаётся подрастающему поколению.

 

Используемая литература:

Асалханов И.А. Исследования и материалы по истории Бурятии У-У , 1968.

Болонев Ф.Ф. Старообрядцы забайкалья в 18-19 вв. Новосибирск, 1994

Болонев Ф.ф.  Семейские У-У.,1992.

Архивные документы фондов №53, 350 д., 1856 – 1916гг

№34, 1259д., 1884-1916гг

Автор: Трифонова
Просмотров: 6907

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал

Популярное

Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -