Почему мое село так называется?
Наше село появилось очень давно. Коренные жители охотники-тунгусы подсказали русским, которые жили рядом и не знали охотничьи места: "Тут богатые озерки есть рядом с Кулутаем, там читкан водится. За один вечер можно набить читканов – на много месяцев хватит". Отвели они русских к тому месту, где читканы. Русские посмотрели на то место и спрашивают тунгусов:
- "А где же читканы?"
-"Вот они", - ответили тунгусы и показали на стаи уток, чирков и другой мелкой водяной птицы.
С тех пор русские прозвали те места, где они били птицу Читканом. Так за деревней это название и осталось (Л.Е. Элиасов "Байкальские придания". Бурятское книжное издательство. Г. Улан – Удэ, 1966.)
"Колотушники"
Село имеет давние боевые традиции. Читканцы активно участвовали в борьбе за установление Советской власти. В этот период в селе образовалась группа людей-грабителей, поджигателей, которые убивали, грабили, непослушных – тех, кто им не подчинялся.
Жители устали терпеть все это и собрали сход, где решили наказать эту группу – устроили им самосуд. Поймали их, привели на площадь к церкви и стали бить их колотушками (большой молоток сделанный из дерева). Забили их до смерти, но один еще был жив. Его жители застрелили. Похоронили их не на кладбище, а за ним, так как грабители не заслужили лучшего за свое отношение к сельчанам. (со слов Шелковникова А.Е.)
Христо – Рождественская церковь – главная ценность Читкана.
Наша церковь строилась в XVIII веке, в 1829 году под руководством священников Петра Саватеева и Петра Кузнецова. Закончили строительство через 10 лет. Она была очень красивая, ворота железные – кованные, купола блестящие, пять колоколов, позолоченные кресты, вход в неё был с центральной улицы (Большой). В 1936 году решили снять кресты. Нашли двух человек – это были Малыгин Марк Степанович и Богатых Ефрем. Они и стреляли в кресты, залазили на них и с большим трудом сняли.
Шелковников А.Е.: "Я был маленьким еще, но помню как мама отправляла меня в церковь смотреть на это зрелище. Она была религиозная, сильно переживала и говорила: "Чем кресты-то им помешали?!".
Улицы нашего села (старые и новые названия).
Раньше в нашем селе было шесть улиц и назывались они очень интересно, до 1964 года, а потом их переименовали:
Улица Заречная – называлась Малый Читкан, потому что там жило мало народа, а еще потому что перед ней течет река Читканчик.
Улица Профсоюзная – называлась Первой Главной улицей, а еще Большой, потому что на ней находились главные строения: школа, церковь. А потом ее переименовали в Профсоюзную, так как в то время там жили руководители села, лидеры профсоюза. Сейчас на этой улице находятся магазины, детский сад, Дом культуры, почта, Администрация сельского поселения, фельдшерский пункт, БПНИ (Баргузинский психоневрологический интернат) – где живут люди – инвалиды, которые нуждаются в помощи и много доброго делается для них.
Улица Школьная – раньше называлась "Теребиловкой", сейчас так называется потому что на ней находится школа, в которой мы учимся.
Улица Производственная – раньше называлась "Поперечная", потому что находилась поперек Читкана, а потом стала Производственной, потому что на ней находилось много "производств" – молочно-товарная ферма, свиноферма, откормочный гурт. Доярки, скотники-пастухи в основном жили на ней. Но это было в то время, когда в нашем селе существовал совхоз "Читканский".
Улица Коммунаров – называлась "Полевой", так как находилась рядом с полем. А почему стала Коммунаров? Потому что в 1920 году в нашем селе была образована первая коммуна "Маяк". Коммуна – это общее хозяйство, общая земля, общий урожай. Работали в коммуне все сообща, вместе. "В коммуну сначала залезла голь перекатная, те у кого ни двора ни кола. А результаты работы отмечались на красных и черных досках. На красные доски вносили фамилии тех кто хорошо работал, а в черную доску тех плохо работал" (статья из Баргузинской правды 1987 г. "Коммунары с улицы Коммунаров". Автор Ц. Тогонов). Именно на этой улице жили первые коммунары. А вот чуть-чуть в сторону от улицы Коммунаров, подальше от Читкана находилась улица "Камчатка". Называлась она так, наверное, потому, что находилась в отдалении от Читкана. Сейчас ее нет.
Улица Молодежная – самая молодая. Селились в дома на этой улице молодые специалисты совхоза, оттого она так называется.
Выполняя эту исследовательскую работу, мы узнали очень много интересного о своем селе и его достопримечательностях, о названиях улиц благодаря нашим старожилам. С каждым годом их остается все меньше и меньше, мы не должны забывать свою малую родину, а наоборот больше и больше узнавать о ней и делится историей села с другими.
Материалы, которые мы собрали, будут представлены учащимся нашей школы. А мы будем продолжать исследовать историю нашего старинного села Читкан, изучать историю памятников, историю совхоза «Читканский», продолжать встречи с ветеранами войны и труда.
Ведь Баргузинский край исторический – это очень интересно.
Литература
1. Л.Е. Элиасов "Байкальские предания". Бурятское книжное издательство. Г. Улан-Удэ, 1966.
2. Газета "Баргузинская правда" №132 – 133. 1987 г.
Комментарии