Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Республика БурятияБаргузинский районБаунтовский районБичурский районДжидинский районЕравнинский районЗаиграевский районЗакаменский районИволгинский районКабанский районКижингинский районКурумканский районКяхтинский районМуйский районМухоршибирский районОкинский районПрибайкальский районСеверобайкальский районСеленгинский районТарбагатайский районТункинский районУлан-УдэХоринский район

Казачьему роду нет переводу

3 февраля 2012
Казачьему роду нет переводу

Давно казаки поселились на шарагольских землях, до сих пор их потомки чтят и уважают традиции своих прапрадедов.

«Каждый культурный  подъем в истории так или иначе связан с обращением к прошлому… Обращение к старому, возрождение старого, сохранение его – это не отказ от нового, это новое понимание старого,  своих корней,  это  ощущение себя в истории»

 

Академик Д. С. Лихачев

 

Широта, простор, мощь, сила, порыв, мятежность – все присуще казакам.

 

Россия – держалась на трех китах: на духовенстве, интеллигенции  и крестьянах-казаках. Духовенство внушало заповеди, по которым мудро и с пользой для ближних каждый должен жить, интеллигенция готовила наш разум к восприятию этой мудрости. А крестьянство-казачество кормило всех хлебом насущным и защищало Отечество от иноземных захватчиков.

 

Это три единства, гармонично сплетаясь, веками создавало страну по имени Россия.  Самое высокое наследство человека – его духовная и материальная культура.  Чем глубже его корни, тем прочнее наша любовь к Отечеству. Для любого правительства эта была прекрасная организационная структура войска, у которого в крови и традициях защита Отечества и главное – преданнейшая  любовь к земли отцов.

 

Лучше, чем А. Герцен сказал о казачестве, наверное, невозможно сказать:  «Казачество отворило дверь всем терпеливым  и не любящим покой, всем искавшим приключений и жаждавшим сильных ощущений, всем рвавшимся к опасным подвигам… Оно вполне соответствовало тому буйному началу, которое выражалось русским словом «удаль» и составляет одну  из характерных черт славян».

 

Возрождение забайкальского казачества.

 

В советское время казаки, казалось, уже исчезли навсегда. Они были ликвидированы как сословие, оторваны от своих корней, а само слово «казак» стало нарицательным. Несмотря на это, казачество нашло в себе силы встать на путь возрождения, восстановить свою самобытность и уклад жизни.

 

Современное казачье движение возникло первоначально как историко-культурное движение за возрождение казачества. Затем началось интенсивное создание казачьих организаций и союзов как в местах их бывшего проживания, так и в тех городах, где за советский период осело большое количество их потомков, спасавшихся от политических репрессий.

 

Массовость этого движения заставила правительственные структуры и местные власти обратить внимание на проблемы казачества. С 1989 г. Возникли сотни казачьих организаций, зарегистрированных в соответствии с законодательством об общественных объединениях.

 

В июне 1990 г. Учредительным Большим Кругом в Москве был основан Союз казаков. В него вошло более 70 казачьих землячеств, возрожденных в различных регионах. Это коснулось и забайкальского казачества.

 

Возрождение казачества в России наибольший размах приобретает после 1991 года, когда был принят Закон «О реабилитации репрессированных народов». В этот период возникают крупные казачьи организации «Союз казаков России» и «Союз казачьих войск России и Зарубежья» .

 

16 ноября 1991 года состоялся Учредительный Круг Забайкальского Казачьего войска, ознаменовавший начало современного этапа его возрождения, период организационного формирования, регистрации, развертывания работы казачьих общин, поселений на территории исторических земель Забайкальского казачьего войска.

 

После проведения чрезвычайного круга (2003 год) начинается этап Организационного правового, кадрового, хозяйственно экономического и информационного становления Забайкальского казачества. Так при Главе Администрации Читинской области вводится должность советника по делам казачества, выходит несколько постановлений в поддержку местного казачества.

 

Такая же тенденция наблюдается и в Республике Бурятии, при поддержке Президента Л. В. Потапова и Правительства принимается ряд решений по развитию казачества, в комитетах и ведомствах, органах местного самоуправления определяются ответственные лица по взаимодействию с казачьими организациями.

 

С подписанием Указа №96 от 12 февраля 1997 года «Об утверждении Устава Забайкальского казачьего войска», в соответствии с которым Забайкальское казачье войско вошло в Государственный реестр Российской Федерации, было положено началу третьему этапу становления забайкальского казачества, который предусматривал участие казачества в несении государственной службы, однако отсутствие нормативно-правовой базы, четко сформулированной государственной политики по отношению к казачеству и должного механизма реализации принятых законодательных актов не позволило придать движению целенаправленный, конструктивный характер. На этом этапе наблюдался явный спад активности казачества.

 

С принятием Закона «О государственной службе Российского казачества» 5 декабря 2005 года и Плана мероприятий по развитию казачества в Сибирском Федеральном округе на 2006-2008 года наступил четвертый этап Развития Забайкальского казачества. Этот этап возрождения Забайкальского казачьего войска предусматривает вхождение казачества в систему государственного устройства и структуру государственной службы на профессиональной основе.

 

На этом этапе государственная власть должна сделать реальные шаги, направленные на привлечение к исполнению этих функций российского казачества, которое, в свою очередь, важнейшим условием своего возрождения ставит создание общества с казачьим укладом жизни, основной деятельностью которого было бы служение Отечеству по примеру многих поколений своих предков.

 

Шарагольское казачество это часть всего казачества России. В Шараголе казачество образовалось около 300 лет назад. Слово «казак» в переводе с тюркского языка означает вольный, свободный. Главной обязанностью казаков являлась охрана государственной границы, в случае военных действий – защита Отечества.

 

Не только пограничная служба определяла значение забайкальского казачества в жизни державы. Шарагольские казаки участвовали в событиях первой русской революции 1905г.,  войне с Японией, а также принимали участие в первой мировой войне 1914г., гражданской войне 1918г.

 

Не осталось без внимания в истории такое событие, как поход наших казаков с путешественниками Пржевальским, Козловым в Центральную Азию.

 

Среди казаков, участвовавших в походах был наш земляк Цокто Бадмажапов- «известный общественный деятель».

 

Нет в нашей станице ни одной семьи, которая не была бы связана с казачеством, с его историей, обычаями, традициями и нравами. И моя семья Игумновых оказалась не исключением. Недавно я задал себе вопрос: «А что знаю я о казачестве, о родных и близких, отдавших за традиции предков свои жизни?». И ответил: «Мало что знаю».

 

Тогда я попросил своего дедушку Степана рассказать о том, как жилось его родителям, его бабушке в то время. Слушая его рассказ, я прошел по страницам истории не только  страны, станицы, но и  своей семьи. Вот что он мне рассказал…

 

Помни, брат, что у казаков: 

Дружба — обычай; 

Товарищество — традиция; 

Гостеприимство — закон. 

 

Основу воспитания любого казака составляли десять Христовых заповедей. Приучая дедушку Степана к соблюдению заповедей Господних, его родители прабабушка и прадедушка по народному их восприятию поучали: не уби­вай, не кради, не блуди, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи  женской честью, помогай бедным, не оби­жай сирот, защищай от врагов Отечество.

 

Из рассказа дедушки я узнал, что и в наши дни  сохранился обычай, связанный с первыми шагами малыша, он назы­вается «распутыванием ног». Как только ребенок начинает делать первые шаги, ему перевязывают ноги ниткой и через несколько шагов разрезают. Смысл этого обряда заключается в том, чтобы малыш, взрослея, шел по жизни твердо и уверенно.

 

Наверное, ни у одного народа, кроме казачьего,  на долю женщины не выпало столько горестей, страданий и мук.  Горькую чашу, которую довелось испить нашей семье в те годы, в большей мере пришлось моей прабабушке-казачке. Постоянный труд и заботы, легшие на руки прабабушки Марии, дали особенный самостоятельный характер и развили в ней физическую силу, здравый смысл, решительность и стойкость характера.

 

За внешней ее застенчивостью зачастую скрывались сильный нрав, сознание хранительницы семейного очага и хозяйки дома. Когда не было хлеба, прабабушке Марии приходилось собирать колоски , молоть их, потом соединять с водой и выпекать лепешки. Это заменяло нашей семье хлеб, и помогло избежать голодной смерти.

 

К сожалению до наших дней мало что дошло, многое забыто, многое не рассказано. Было время . когда за одно слово Казак человека могли посадить в тюрьму. Поэтому люди боялись рассказывать своим родным о прошлом своих предков.

 

Дедушка рассказал ,что  в 1990 году началось возрождение казачества в нашей станице, и  с первых дней он  начал этим заниматься. Был избран Шарагольским поселением атаманом, проработал три года. Затем три года был товарищем (помощником) станичного атамана.

 

С 1997 по 2011гг. был командиром добровольной казачьей дружины по охране границы. Награжден двумя крестами  за возрождение казачества первой и второй степени, двумя медалями «10 лет казачеству» и «20 лет казачеству». В настоящее время работает на заставе и также состоит в дружине по охране границы.

 

Мой прапрапрадед Игумнов Самуил служил в Забайкальском казачьем войске. Дослужившись до чина есаул (майор) вышел в отставку и жил в Шараголе. Где и в каких войсках он участвовал я не знаю. Но награды у него были. Живя в Шарагольской станице несколько раз избирался атаманом станицы. Казаки занимались сельским хозяйством. Участвовали в охране границы, все эти обязанности: организация порядка в поселках и охрана  границы  выполнял атаман.

 

По рассказам стариков Самуил был очень строгим. Например, человека укравшего чужую вещь водили по станице, в руках он носил украденную вещь. После чего суд и совет стариков определял ему наказание: работа на общество или порка нагайками.

 

Мой прадед Игумнов Степан Самуилович тоже служил в казачьем войске. Участвовал в русско-японской войне, принимал участие в обороне Порт Артура. После поражения России в этой войне вернулся домой. И опять война с Германией. И эта война для России окончилась неудачно, началась революция. Прадед мой в революции не участвовал. Жил дома и занимался хозяйством. Потом вступил в колхоз.

 

В начале 30-х годов был репрессирован, отобрали все: дома, имущество, скот. Всю семью посажали на телеги и увезли. Выслали их в поселок Хилок, не далеко от г. Чита. Там жили в трудных условиях и вся семья заболела тифом. Дедушка Степан  вспоминает: « Деду пришлось ухаживать за ними ,лечить. Семью он спас, но сам к сожалению умер.»

 

После смерти прапрадеда им разрешили вернуться и они пешком добирались до дома. Моему прадеду  было три года. Моя прапрабабушка Мария все эти  сотни километров несла его на себе.

 

«По линии моей бабушки  Шангиной Марии Кирсантьевны,- вспоминает дед Степан - также служили в казачестве. Ее родной дядя Шангин Демьян участвовал в экспедиции Пржевальского. Казаки несли охрану службы и разведку местности.

 

Был такой случай : на экспедицию напали бандиты. Казаки трое суток вели с ними бой, дали тем самым отряду выйти на безопасную территорию. За это Пржевальский наградил казаков именным оружием и деньгами. Сын  Демьяна -Шангин Иван Демъянович за русско-японскую войну был награжден двумя Георгиевскими крестами.

 

Глубоко взволновал меня рассказ дедушки, о многом заставил задуматься, многое переосмыслить. Я пришел к выводу , что нам молодым, потомкам наших предков нужно изучать жизнь своих родственников и тщательно хранить память об истории их жизни. Точно говорится в стихотворении моей учительницы Юлии Викторовны Жаркой:

 

Встрепенитесь казаки! 

Ах, деревня ты моя,

Ветхие домишки,

Носятся, росой пыля,

По траве мальчишки.

 

Раньше краше ты была,

Казаками славилась.

Нынче молодежь твоя

В города отправилась.

 

Как им это запретишь:

Перспективы нету…

Приезжают только лишь

Отдохнуть по лету.

 

Встрепенитесь, казаки!

Вспомните былое!

Умирает у реки

Ведь село… Родное!

 

Утром ранним по росе

Не спеша пройдитесь.

Ну, а в городе вы все

Только суетитесь.

 

Навсегда с селом простился?

Разве это искренно?

Где родился – там сгодился.

Прописная истина.

 

Истины на то и вечны,

Чтобы вспомнить маменьку.

Как в мороз топила печку

И сушила валенки.

 

Наливала кислых щей,

Хлеба отрезала.

«Ешь, худющий, как Кащей», -

Тихо улыбалась.

 

Город серый от тоски.

Время собираться.

Встрепенитесь, казаки!

Встрепенитесь, братцы!

 

Казаки воевали удало, но и праздники праздновали очень весело.

 

Народный фольклор

 

Одним из средств передачи традиций является песня. Народные песни впитали .в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро , на счастье человека. Казачий фольклор был тесно связан с военной службой .Поэтому много песен сложено о горечи войны, радости встречи. В нашей местности и сейчас популярны такие песни как: «Мазурочки», «Из-за леса копий и мечей», «Скакал казак через долину» и другие .В 1967 году при Шарагольском доме культуры был  создан казачий хор, который был известен не только за пределами села но и района ,он даже выступал по телевидению и вскоре получил звание «народного».В первом составе хора было 40 человек.

 

Сегодня такого хора не существует, но при Доме Культуры есть вокальная группа которая называется «Мазуры», и которая тоже выступает с концертами и подтверждает свое звание «народной». Они поют как старинные казачьи песни так и современный репертуар.

 

Одним из средств казачьей культуры являются пословицы, поговорки, приметы и частушки. В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приметы , осуждения. Наиболее распространенные пословицы:

 

Терпи казак - атаманом будешь

Казаком быть – не разиня рот ходить

Казак без песен – что виноградная лоза без гроздьев

Казачьи песни слушать – что мед ложкой кушать

Казак с конем и ночью и днем

 

 

Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу казака от рождения до смерти. По этому поводу имеются следующие поговорки:

 

Свой обычай в чужой дом не вноси

Обычай крепче закона

Не сошлись обычаями – не бывать дружбе

 

Обычаи входят в состав традиции вместе с обрядами, т. е. исторически сложившейся системой обязательных ритуальных действий. Они сплачивали народ. Общинный характер принимали радостные праздники: святки, масленица, свадьба и горестные: похороны. Поминальный обряд сохранился и в настоящее время. Столов накрывалось нечетное число. Процедура подачи блюд обязательна в такой последовательности:

 

Горячий мучной кисель со сливочным маслом

Блины горячие блины политые топленным маслом

Каши: гречневая и рисовая

Щи с пирожками

Котлеты с гарниром

Курица с гарниром

Бисквит со взбитыми сливками

Фруктовый кисель

Холодный мучной кисель, политый молоком

Чай с печеньем

 

После окончания поминания рюмки, стаканы и тарелки из под холодного киселя переворачиваются вверх дном . Поминая  человека, обязательно встают, зажигают свечку. Выйдя из-за стола, благодарят родственников умершего, выражают соболезнования, желают здоровья.

 

Заключение

 

Сегодня правомерно су­ществует поговорка "Казачь­ему роду нет переводу". Ныне история не помнит тех людей, которые обрекли казачество на погибель, им нет места в наших сердцах, в то время как казачество суще­ствует и по сегодняшний день служит верной опорой нашей российской государственнос­ти. Действительно, казачьему роду нет переводу, казачество возрождается, оно во все вре­мена было и остается опорой государства Российского.

 

Склоняя сегодня голову перед светлой памятью жертв массовых репрессий против казачества, я верю в то, что наши современники-потомки казаков не только сохранят, но и умножат славные традиции своих отцов и дедов.

 

 

Просмотров: 16012

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -