Раскол в русской православной церкви – не случайность. Это явление – следствие непримиримых внутренних противоречий различных общественных сил того периода. В результате церковной реформы 1653–1660 гг. было официально принято так называемое «нововведение» патриарха Никона.
Раскольники – староверы, старообрядцы – это та часть русского населения, которая отказалась принять «нововведение» и продолжала придерживаться старых обрядов и молиться по неисправленным церковным книгам, за что начала подвергаться репрессиям. Гонение на староверов дошло до того, что их духовных наставников держали в монастырских поварнях на цепях, усмиряли батогами.
Преследование раскольников усиливается в конце XVII века (1685 год) при Софье Алексеевне. В её приказах говорится: «….те, кто хулит господствующую церковь и придерживается старых обрядов в зависимости от глубины преступления: сжечь в срубах, казнить смертно, бить кнутом и ссылать в далекие места». Скрываясь от преследования, староверы должны были уходить со своих мест и селиться подальше от Москвы.
В эти годы старообрядцы тайком поселяются на Дону, Волге, Урале и даже пробираются в Сибирь. Но, где бы не скрывались староверы, их находили и подвергали нечеловеческим пыткам и наказаниям: жгли на кострах, резали им языки, рубили головы, удары кнутов раздавались в застенках и на площадях.
Тюрьмы и монастыри были полны раскольниками. Они были поставлены вне закона. За соблюдение старых обрядов предавали суду и часто – смерти. Им не позволяли жить ни в городах, ни волостях.
Преследование вызвало массовое бегство за границу. Большое количество старообрядцев в конце XVII века бежало в Польшу. Там они поселись в двух районах: в Стародубье и в Ветке. В основном были из Московской, Тульской, Орловской, Рязанской губерний.
В начале царствования Екатерины II стал вопрос о заселении Сибири. В Указе от 14 декабря 1762 года говорится: «Всем живущим за границей российским раскольникам объявить, что им позволяется выходить и селиться особливой слободой не только в Сибири, на Барабинской степи и других порожних отдаленных местах, но и в Воронежской, Белогородской и Казанской губерниях».
Но раскольники на Указ не среагировали и продолжали жить в Польше. тогда по Указу Сената началось массовое насильственное переселение староверов из Польши в Восточную Сибирь. В долину р. Хилок раскольники прибыли в 1768 году.
Заселение старообрядцами происходило на протяжение двух десятилетий, т.е. до конца 80-х годов XVII века. В Забайкалье староверы живут в Бичуре, Мухоршибири, Тарбагатае, Заиграево, Баргузине, Селенгинске, Кяхте, Хоринске. Многие староверы живут в г. Улан-Удэ.
Часть семейских живет в Читинской области и на Дальнем Востоке, на Амуре, в Якутии, в Китае (Маньчжурия), в Аргентине, Боливии, Бразилии, Уругвае, США, Канаде, Аляске, в Новой Зеландии и Новой Австралии. И везде свято чтят обычаи и нравы, предания и заветы предков, сохраняют русский язык, одежду, веру, обряды.
По разному складываются их судьбы. В США они достигли высокого жизненного уровня. В штате Орегон их проживает более 5 тысяч человек. Есть села Николаевское, Вознесеновка, Малиновка на Аляске. Многие староверы – казаки – в Бичуру пришли с Урала, после крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева (1773 – 1775 гг.).
Комментарии