Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

История семейских

Немало упоминаний о семейских находим мы в записках и в дневниках декабристов. Они отмечают трудолюбие староверов, их цветущие сёла и нивы. Наиболее подробно о жизни и быте семейских пишет А. Е. Розен. Во время перехода декабристов из Читы в Петровский завод в 1830г. «Избы и дома у них, - писал Розен, - не только красивы углами, но и пирогами» [Розен А. Е. Записки барона. «Отечественные записки», Иркутск, 1876].

 

В 1861г. Их посещает крупный этнограф прошлого столетия С. В. Максимов. Он также отмечает зажиточность староверов, описывает некоторые подробности выдворения их за Байкал. По этому случаю, он записал от семейских следующее предание: «Казна дедам нашим не помогла. Привёл их на место чиновник… стали его спрашивать, где жить? Указал в горах. Стали пытать: чем жить? Чиновник сказывал, а вот станете лес рубить, полетят щепки; щепы эти и ешьте! Поблагодарили его, стали лес рубить; на другой год исподволь друг около друга стали кое-чем займоваться, запасаться нужным. На 8 дворов одна лошадь приводилась.

 

Поселились. Земля оказалось благодатной. Ожили, повеселели. Приехал знакомый чиновник и руками развёл: «Вы де ещё не подохли? Жаль – очень жаль, а вас, чу! – затем и послали, чтобы все переколели» [3]. Сообщает он также  об этапах переселениях, о количестве семей, пришедших в Бичуру. Перечисляет и фамилии пришедших в село. 

 

Забайкальские семейские отличались и известной обособленностью, выделившись в своеобразную этнографическую группу русского населения Сибири. Семейские принесли в Забайкалье богатые трудовые традиции, многовековый крестьянский опыт, наблюдательность и смекалку земледельцев, прилежание и любовь к земле, выносливость в борьбе с природой и стойкость перед невзгодами,  деловой практицизм и трезвый расчет.    К грамоте у семейских  отношение было неприязненным, но под влиянием уставщиков и начётчиков в 1914 г. в Бичуре была открыта первая школа, а в1923г. – в  Большом Куналее. 

 

История семейских Забайкалья – это неотъемлемая частица славной летописи нашего отечества. Приметы рождались из долголетнего народного опыта. По ним крестьяне предугадывали будущее и старались подготовиться к нему. 

 

Большое место в святочной обрядности занимали гадания, или ворожба.   И приметы и гадания связывает единство цели – узнать будущее. Но в сути их большая разница. Приметы возникают в результате наблюдений над причинно – следственными связями жизни человека и явлений природы, происходящих независимо от его воли. В гаданиях же делается попытка вызвать будущее воображением и при помощи колдовских приёмов. Гадания основаны на вере в сверхъестественную силу и производятся с реальными предметами, символика которых устойчива и прозрачна. Гадание и ворожба пользуются  не малым интересом у нынешней молодёжи. 

 

А вот с праздниками и обрядами дела обстоят сложнее. Большинство из них утратило своё значение, не оставив и следа. Несмотря на это, существуют такие праздники, как активно отмечаемые, которые до сих пор почитаются не только старшим поколением, но и младшим. Однако существует ещё одна группа, о которой не упомянуть было бы непростительно, это частично забытые праздники. Они остались в памяти у некоторой части населения, но, как правило, им нет логического объяснения.  

 

В силу своих религиозно-этнических убеждений семейские сохранили  в своём образе жизни привлекательные черты: крепость нравственных устоев, культ семьи и почитания старших и завидное трудолюбие. Старообрядцы являются не только хранителями русской старины, но и носителями тех русских традиций, благодаря которым Россия сохраняет своё лицо. Семейские, как своеобразная этническая группа, включена во всемирную организацию ЮНЕСКО.                                                                                                                                                           

 

Возникновение календаря 

 

«Подлинным героем освоения Сибири был русский крестьянин, который принёс туда свою многовековую земледельческую культуру, открывшую новую страницу в развитии производительных сил этого края». Сравнительно быстрому освоению края семейскими способствовал ряд факторов. Чтобы выжить, старообрядцам нужно было приспособиться к новым условиям и развить в этих местах земледелие либо подобно коренному населению заняться скотоводством или же отступить перед трудностями и обречь себя на вымирание. Другого выбора не было. Поэтому все свои знания, богатый земледельческий опыт они приложили к скорейшему освоению забайкальской земли. Здесь старообрядцы первыми начали применять новое для этих мест земледельческое орудие – плуг. 

 

Однако приноровиться к почве, к климату, к погодным условиям – это ещё не всё. Нужно было свой хозяйственный год соорентировать и во времени, т. е. установить сроки сельскохозяйственных работ, учитывая новые климатические и природные условия, соотнести их с определёнными календарными датами. Поэтому немалую роль в развитии производительных сил на новом месте сыграл усовершенствованный семейскими устный народный календарь. Он был значительно пополнен местными приметами и учитывал местные климатические условия, на что потребовалось не одно десятилетие. 

 

Календарь семейских – вариант общерусского народного календаря. Изучение хозяйственной жизни и народного календаря семейских имело познавательное значение и практическую пользу. Оно позволило выявить многовековый народный опыт, сельскохозяйственную мудрость земледельца. Народный календарь семейских основывается на общерусском земледельческом календаре. В XVII – XVIII вв. народный календарь старообрядцев Забайкалья претерпел изменения из-за особых метеорологических, бытовых, религиозных и других условий, в которых он создавался.

 

 Стабильная часть календаря 

 

Новый год. Один из любимых праздников в мире, отмечающийся во всех странах мира. Новый год семейские не встречали и ёлку не наряжали. Они отмечали его обильной едой. Богатый стол в Новый год должен был обеспечить круглогодовой достаток. Существует поверье: если Новый год начинается с понедельника, то он будет тяжелым для людей (много народу умрёт). Вероятно, понедельник считается тяжелым днём потому, что в глубокой древности он был посвящен темным силам природы: ведьмам, русалкам, душам умерших, и другим мифологическим существам, связанным с царством смерти. В этот день нельзя было начинать какие-нибудь важные дела или отправляться в далёкую дорогу. С субботы на воскресенье под Новый год гадали и по воде. В стакан наливали 3-5 ложек воды, если вода убывала за ночь то кто-то «убудет» из дому. В прорубь опускали рукав курмушки (верхней женской одежды) и наблюдали: если рукав замёрзнет без инея, то жених будет бедный, если появиться куржак, то – богатый.

 

Святки. Первый праздник, которым  завершается старый и начинается новый год. Святки семейских начинались с сочельника. Их происхождение уходит в дохристианские времена и связано с основным занятием древних славян – земледелием. Люди старались «заглянуть» в будущее и даже «повлиять» на урожай при помощи заклинаний, магических действий и обрядов. 

 

Сочельник. Завершая пост, отмечается весьма скромной трапезой. Вечерами подростки бегали по улицам сёл, стучали в окна домов и спрашивали у хозяев: «Суженого – ряженого как зовут?» и те в ответ называли самые нелюбимые имена или прозвища. Среди обрядов существовал обряд ношения «курицы». Кого – либо из колядующих наряжали курицей, которую перетаскивали из дома в дом, она, квохча, ходила по избе. Некоторые хозяева подпускали к ней курочку из курятника и, обращаясь к «курице», просили: «У нас нет цыпляточек, так посодействуй, голубушка». 

 

Рождество. В первый день рождества не гуляли, сидели дома. Готовили обильную еду. На второй день рождества начинались гулянья молодежи. Парни катали девушек на тройках вкруговую по улицам села. В доме солдатки или вдовы устраивали игрища. Каждая девушка за использование жилища приносила хозяйке дома по ведру зерна, а в большие праздники – ещё по куску мяса и сала. А парни снабжали дом дровами.

 

Крещение. Завершались святки крещением. Рано утром, «чтобы никакая птичка ещё не напилась», брали воду из проруби. Если воду святил поп или уставщик, то брали её из молитвенного дома или из церкви. После того как отслужат «часы», такой водой «разговлялись» все члены семьи. О крещенской воде говорили: «Светина идёт». Затем эту воду ставили в туеске в подполье, где она и хранилась до следующего крещения. Применяли её в случае, когда необходимо было что-нибудь очистить. Например, если мышь попала в бочку с разносолами, то считали, что бочку нужно выбросить. Но не каждый хозяин мог расстаться с посудиной, поэтому её внутри выжигали зажженным пучком соломы и ополаскивали святой водой. В наше время на крещение некоторые люди ночью набирают воду в проруби и привезя её домой, и вдоволь напившись ею разливают её по бутылкам и ставят на хранение в подполье. В старину некоторые старообрядцы с целью очищения купались в прорубях. Сейчас это даже считается особым видом спорта, который стал называться моржеванием. Ещё в дохристианское время огонь и вода считались лучшим средством очищения от разной нечисти. Например, древние славяне для этой цели в купальские праздники прыгали через костёр. 

 

Сретенье. Считалось, что на сретенье «зима с летом встретилась» ; «солнце на лето – зима на мороз». Если сретенье тёплое – весна хорошая. 

 

Власьев день. «Власий  - след от полозьев как маслом мажет». Власий считается покровителем крупного рогатого скота. 

 

День Касьяна. Этот день семейские не отмечают, но о нём сохранились воспоминания. «На что Касьян глянет, то и вянет, на лес глянет – лес умрёт. 

 

День Евдокии. По этому дню старались предугадать, какой будет весна. Крестьяне примечали: какова Евдокея – такова и весна. Евдокея тёплая – весна тёплая. 

 

«Сороки». День памяти сорока великомучеников. На «сороки» прилетают птицы. Сороки и галки прилетали – к теплу. «Сороки» тёплые – сорок дней будут тёплыми. На «сороки» день с ночью равняется. Если синица запела – тепло ворожит. 

 

День Алексея. Алексей – божий человек – воду с гор пригнал. Если бывает холодно, говорят, что Алексей дров не припас. Алексей холодный – потерял огниво. Если на Алексея воды нет – лето плохое. 

 

День Дарьи. Начинали белить холсты. В Бичуре холсты стелили для отбеливания с того времени, когда пустят воду по канавам. 

 

Благовещенье. С этого дня – начинаются многие весеннее - летние работы; окончательно «весна зиму поработала». Но всё же примечают: «Если благовещенье холодное – жди сорок морозов по утрам. С благовещенья, по поверью крестьян, змеи и медведи выходят из своих лежбищ и берлог. Щука хвостом лёд разбивает. 

 

День преподобной Мати Марии. С этого времени начинается половодье. «Марья, зажги снега – заиграй овражки». 

 

Егорьев день. В Бичуре начинали сеять с Егорьева дня, брали сок берёзы.

 

Ильин день. Начинались сенокосы, нанимали рабочих. 

 

День Арины – рассадницы. Сеяли капусту в рассадниках. 

 

Никола вешний. Бедные и обиженные ходили в церковь и просили: «Дай, батюшка Никола, счастья, доли, здоровья моему детёнку, отнеси его от всякой беды». 

 

День Богородицы – порушницы. Сеяли гречиху, редьку. В Урлуке высаживали огурцы в гряды и ходили в монастырь, где пили принесённое с собою вино. 

 

День Ануфрии. Сеяли гречиху. 

 

День царя Константина. Начинали сеять овёс и ячмень. 

 

Еремей – распрягальник. К этому времени с севами в основном покончено. По зиме определяли лето. Снежная зима – дождливое лето. Зима морозная – лето жаркое. 

 

Петр – солнцеворот. Сорняки срубали косами, а чаще вырывали их руками. Поэтому существовали пословицы: «поле полоть, руки колоть, а не полоть – так и хлеба не молоть; походишь рабой, так поешь госпожой». 

 

Аграфена Купальница. Начинали заготавливать лекарственные травы. В этот день нельзя стирать бельё. 

 

Иван – травник (Купала). В ночь  немногие храбрецы отправлялись на поиски папоротника  цветка, которым можно открыть клады несметные. Люди старались предохранить свою усадьбу и скот от происков нечистой силы.

 

Петров день. Этот последний летний праздник считался девичьим. 

 

Прокопьев день. К нему приурочивали вторую стрижку овец. К этому дню относятся ряд примет. Например, кукушка кукует с Николы до Прокопия. После Прокопьева дня исчезает червяк, который уничтожал лес. 

 

День Кирика и Улиты. Женский праздник. По верованию семейских, эти святые являются заступниками женщин перед богом. 

 

День пророка Ильи. Повелитель гроз. Коль загремит гром и засверкают молнии, - так это, по церковной легенде, Илья – пророк в золотой колесницы, запряженной белыми или огненными конями, громыхает «по тверди небесной». 

 

Первый спас. Сенокос в разгаре. Недаром говорили: «Придёт спас – не будет нас». На первый спас заморозков нет – до успенья не будет; успенье без заморозков – до Ивана постного морозов не будет; придёт спас – не будет комаров у нас. 

 

Второй спас – преображенье. К этому дню приурочивали массовый выезд по грибы и ягоды. 

 

Успенье. Сенокос окончен, поспел урожай хлебов и кедровых орехов. Рассказывали, что «иногда на успенье шалила нечистая сила». 

 

День Натальи и Андриана. В этот день проводили народный обряд взаимопомощи. Зажиточные крестьяне кормили бедных. 

 

Иван постный. Богачи завершали уборку хлеба. Бедняки на страду выезжали всей семьёй, в том числе и молодые женщины, которым приходилось брать с собою в поле люльку с ребёнком. Укладывали его в тени, а сами работали допоздна. 

 

Рождество богородицы. К этому дню картошка «свой жар завела». В Бичуре заканчивали уборку лука, начинали дёргать морковь. 

 

Семенов день. В это время начинали убирать все овощи на огороде, оставляя только капусту. «Семён день пришел, всё подряд вали». 

 

«Сдвиженье». Убирают капусту и брюкву – последнее из огородных культур. 

 

Покров. Говорят: «На покров последний воз с поля сдвинулся; лови, Вавила, последний сноп на вилы; кони на поле, сами на волю, снопы все свезены с поля». Покров – первое зазимье. «Батюшка покров, избушечку покрой добром и теплом».

 

Дмитриев день. Рекостав. В это время скот забивают на мясо. 

 

День Кузьмы и Демьяна – покровителей кур. В этот день кур закрывали в тёмном месте и не давали им смотреть на солнце, особенно молодняку. Для чего это делали – выяснить не удалось. 

 

Введение. В народе говорят: «Наложило введение на воду толстое ледениние, замостило реки». 

 

День Саввы и Варвары. Об этих святых говорили: «Саввы – Варвары ночи урвали, кур воровали, под печку клали». 

 

Спиридон – солнцеворот. По народным приметам, солнце на лето – зима на мороз; после солнцеворота хоть на воробьиный скот да прибудет день. 

 

 

Подвижная часть календаря

Масленица. Масленица была одним из любимых, шумных и весёлых народных праздников. К этому дню пекли горы блинов на сливочном масле, ели обязательно яичницу, пекли шаньги с творогом, пирожки с яйцами и крупами и т.д. В прощеный день старухи ходили одна к другой – прощались. Парни девушки катались на лотках с гор. В последний день масленки гулянья во второй половине дня прекращали – начинали прощаться. Свои родные и кто на кого обижался, сердился. Делали прощанья с полным земным поклоном.

               - Прости меня.

               - Бог простит. Меня прости.

               - Бог простит. 

 

Спасовский или Успенский пост. Говорят, что он оторван от великого поста. 

 

Большой мясоед. Люди в этот день ели много мяса. 

 

Троица. Один из любимых и почитаемых праздников. Это был праздник весны и молодого деревца – берёзки. Девчата рубили берёзку и приносили в село. Её наряжали лентами. На второй день водили хороводы вокруг березки, пели песни. Затем берёзку топили в речку. Если троица совпадала со цветением черемухи, то девушки носили в руках пучочки черёмухи, а молодухи украшали ею кичку.

 

Забытые праздники 

 

На основе исследованных материалов можно сделать некоторые выводы. Праздники, отмечавшиеся в то время, сохранились не все. Некоторые из них забыты, а некоторые просто потеряли своё значение. Например, возьмём праздник возьмём Семёнов день. В это время начинали убирать все овощи на огороде, оставляя только капусту. Женщины мяли пеньку. Продолжалась страда. Семёнов день – важная сельскохозяйственная дата в Забайкалье. Считалось, что к этому сроку созревали все сельскохозяйственные культуры. Даже буряты говорили: «Семён день пришел, всё подряд вали», т.е. всё коси, собирай.  При опросе и анкетировании членов своего класса, я пришла к выводу, что этот праздник давно забыт.

 

Результаты опроса среди пожилых людей показали, что 9 из 10 - и уже не помнят такого праздника. Праздники передаются из поколения в поколение. От отца к сыну, от матери к дочери. Но время всё же делает своё. Люди сами того не подозревая утеривают в памяти всё то, что им было завещано их родителями, все  священные традиции, обряды. Нынешнее поколение не подозревает даже о том, как много праздников отмечали их предки, а те, о которых они и знают что-то, то не понимают их  смысла. Сейчас многие задают себе вопрос: «Зачем на свете праздники, что будет, если мы не будем их отмечать?». Несмотря на то, что вопрос распространен, до сих пор не найден на него ответ.

 

Ещё раньше сами участники каких-либо обрядов, увеселений не осознавали смысла совершаемого ими ритуала. Религиозный смысл обряда к тому времени в большинстве праздничных церемоний был утрачен, а обрядовые действия носили, как правило, игровой характер. 

 

В современную пору среди отдельной части семейских ещё сильны религиозные представления и верования. Это характерно для людей старшего поколения. Современные же люди, не всегда зная истинной истории праздников, следуют лишь традиции. 

 

 

Народный календарь семейских 

 

 

Название праздника

месяц

Число

1

Святки

Декабрь - январь

25-6

2

Сочельник

Декабрь

24

3

Рождество

январь

7

4

Крещение

январь

19

5

Сретенье

февраль

2

6

Власьев день

февраль

11

7

День Касьяна

февраль

29

8

День Евдокии

 

 

9

«сороки»

март

9

10

День Алексея

март

17

11

День Дарьи

март

19

12

Благовещенье

Март (апрель)

25 (7)                

13

Преподобная Мати Мария

апрель

1

14

Десятникова пахота

апрель

8-9

15

Выезжала последняя соха

апрель

14-17

16

Егорий, Егорьев день

Апрель(май)

23(6)

17

День Арины-рассадницы

апрель

16

18

Никола вешний

май

9(22)

19

Федосья – Колосница

май

29

20

Богородица - Колосница

май

11

21

Сидор - огуречник

май

14

22

день царя Константина

май

21

23

Еремей - распяльник

Май (июнь)

31 (13)

24

День Ануфрии

июнь

12

25

Петр – солнцеворот

июнь

12

26

Акулина

июнь

13

27

Иван-травник (Купала)

июнь

24

28

Аграфена – Купальница

июнь (июль)

23 (6)

29

Петров день

июнь (июль)

29 (12)

30

Прокопьев день

июль

8

31

Ильин день

июль

20

32

День пророка Ильи

июль (август)

20 (2)

33

День Кирика и Улиты

июль

15

34

Первый спас

август

1 (14)

35

Второй спас-преображение

август

6 (19)

36

Успенье

август

15 (28)

37

Успенский пост

август

1 - 14

38

Иван постный

Август (сентябрь)

29 (11)

39

Рождество Богородицы

сентябрь

8(21)

40

Семёнов день

сентябрь

1 (14)

41

«сдвиженье»

сентябрь

14

42

Покров

октябрь

1 (14)

43

Казанская Богородица

октябрь

22

44

Дмитриев день

октябрь

26

45

День Кузьмы и Демьяна

ноябрь

1

46

Введение

ноябрь

21

47

Михайлов день

ноябрь

8

48

День Саввы

декабрь

3

49

День Варвары

декабрь

4

50

Никола Зимний

декабрь

6 (19)

51

Спиридон - солнцеворот

декабрь

12 (25)

52

Масленица

 

 

53

Большой мясоед

 

 

54

Филиппов пост

 

 

55

Троица

 

 

 

 

Выполнила: Кулакова Ирина Константиновна,

Ученица 5 класса Бичурской СОШ № 5.

Руководитель: Ульянова Ольга Николаевна,

учитель начальных классов, высшей категории  

Просмотров: 7306

Дополнения

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -