Вторая версия связана с прохождением войск Чингисхана, воины которого охотясь на черную лису в наших местах, сломали луку седла «буургэ» и назвали в сердцах памятное место «Буургэ», которое затем утратило долготу корневого гласного и стало «Бургэ».
Третья версия основана на происхождении «Бургэ» от «Буургэ» - лука седла. На этот раз гипотеза построена на подобии западных гор луке седла. Действительно Бата-Сагаан обоо, которая провожает, встречает и оберегает своих жителей, напоминает очертание седла.
Для культовых мест, называемых уула или унэр и имеющих шаманистское происхождение, характерно сохранение преданий о владыке культовой горы или местности, которого называли «таабай» (дедушка) или «тооби» (бабушка). Например, следующие предания: «В верховьях реки хамней расположены святые горы. На одной из них жил Залан - боо, представитель рода тэртэ, а на другой – Жабартын – тооби. Оба обладали великой божественной силой. У Залан – боо было три сына, у Жабартын –тооби - единственная дочь. Вот решил Залан - боо женить одного из своих сыновей на дочери Жабартын – тооби и сказал ей об этом. Та ответила отказом, объяснив, что не хочет родниться с тем, кто думает, что все в его власти, если он обладает божественной силой. С тех пор между ними началась вражда. Стали они напускать напасти, никто не хотел уступать. Однажды Залан-боо, обратившись в собаку, напал на Жабартын-тооби, прокусил ей ногу и повредил ей глаз. За это она прокляла весь его род и сказала: «У тебя в роду будут хромые и слепые на один глаз». Это проклятье до сих пор над родом Залан –боо».
Род hойhо составляет большинство населения Бургуя . Наши края, являясь северной окраиной монгольского ареала были слабо вовлечены в исторические события тех времен и являлись как бы местом укрытия отклоняющихся от таких волнений. Так, во времена Сайхановских Бочиктохановских междоусобных войн произошло переселение народов, приведшего к заселению наших краев.
Долог и кружен был путь наших предков: Добайкалье – берега Ангары, Прибайкалье – Тунка, Гусиное озеро и наконец Закамна. Три семейства прибыли в наши края: Минаахай со своими сыновьями Бата, Балахи, Бимбахай, осел в Хуртаге; Алтай с сыновьями Онтон, Октон, Баяа, Гэлэн, Башали расселились по Хамней речке в местности Тарбагатай; Ухин осел в пади Унилга в правом берегу реки Джида.
Переселившись из Хуртаги, они выбрали местом своего жительства живописную местность Улзыто гол, на одном из притоков Хамнея. Бурэнгут hойhо разделилсь от рода Минаахай, проживающих в Хуртаге . Известно , что людям одного края нельзя заключать браки между собой и когда ветви этого рода достигли седьмого колена, они устроили большой совместный праздник, который имел следующее значение «долоон уе хусэжэ хари болободи», т.е. «достигнув седьмого колена, мы станем чужими, можем быть сватами». Следующеие представители двух ветвей могут заключать между собой браки. Бурэнгут hойhо расселились по долине реки Хамней, в местностях Самсал, Номтогол, Санхир - Азарга.
Своим трудолюбием они достигли материального благополучия. Каждая семья имела по несколько десятков голов скотов косяки табунов. Держали сотни овец и изготавливали из шерсти матрацы и одеяла. Издавна у них сложились торговые отношения с золотодобытчиками верховьев Хасурты и казаками. Многие мужчины в межсезонье подавались на заработки на золотые прииски. Во времена политических репрессий начала 30-ых годов многие семьи были обезглавлены, имущество конфисковано. Многие не вернулись из мест ссылок, некоторые вернувшиеся подвергались повторной высылке в конце 30-ых годов.
По историческим данным Бургуйская община образовалась еще до заключения Буринского договора 1723 года. В Закаменском районе село считается самым старым. Дореволюционный Бургуй. Нет, это не село, его в то время еще не было. Это просто местность Бургуй, где одинокие пяти-шестистенные деревянные юрты местных жителей были разработаны в значительном отдалении друг от друга по падям и распадкам. Основным занятием населения – 16 семей – родов – скотоводство и охота.
С 1930 года стали образовываться колхозы, артели. По Хасуртай – речке образовались 2 колхоза «Улаан - Туяа» в местности Шэбэртын Добо и «Улан - Одон» в местности Харганай. Первым председателем этих колхозов были Дансарунов Аюр и Дамбаев Дондок – Нима. В 1931 году оба колхоза объединились в один под названием «Улаан Батор», председателем был избран Дансарунов Аюр. В эти же годы по Хамней – речке образовались такие колхозы, как «Улаан - Хамней» в местности Хулзурга, председатель Дондоков Цырен; колхоз «Манай хусэн» в местности Самсал, председатель Ашатуев Гуржап Сынгунович; колхоз «Артюхин» в местности Хойтогол, председатель Жигжитов Дари-Цырен Бадмаевич; колхоз им. Ленина в местности Санхир-Азарга, председатель Галданов Вампил, в Бургуе образовался колхоз им.Сталина, председателем был Дылыков Бадма. В 1934-35 годах все эти колхозы объединились в колхоз им. Ленина с центром в Бургуе. Председателем стал Хандажапов Данзан Салдатович.
Еще раньше, в 1928 году, в Бургуе стали валить лес, чтобы построить школу. Она строилась в течение 3 лет, среди строителей были и местные, и приезжие. Проект был подготовлен местным мастером – строителем Дымбрыном Тугутовым, (он же стал составителем проекта старого Хамнейского моста) впоследствии был сослан в ссылку. В этой школе обучались дети из Усановки, Шабартуя, Унилги, Хамнея, Хасурты. Директором начальной школы много лет проработала Тарбаева Мария Дамдиновна, Заслуженный учитель БурАССР.
Начался активный застрой Бургуя, впоследствии он стал Центральной усадьбой хозяйства. В 1936 году был построен небольшой клуб, в котором впервые было показано кино «Потомок Чингис – Хана». Начали разносить почту, первым почтальоном стал Очиров Бадма-Даша. С 1940 года начали строить контору, детский сад, баню. Вся работа велась вручную, тяговой силой лошади и волов. В 1941 году работы были приостановлены, началась война. ушли на фронт 134 человек. Из них домой, к родным очагам не вернулись 63 односельчанина. В 1949 году колхозы «Улаан Батор» и им. Ленина объединились в колхоз им.Сталина, который в дальнейшем был переименован в колхоз им. Молотова, под председательством Будажапа Соктоевича Соктоева. Возобновилось строительство, которое было прервано войной, и уже в 1955 году в Бургуе насчитывалась 100 дворов. В этом же году от парового локомотива провели электричество, освещались мельница, контора, клуб, школа. В 1959 году от Баянгольской ТЭЦ было проведено электричество в каждый дом.
В конце 50-х годов колхозы Хуртаги, Хамнея и Бургуя объединились и был организован колхоз им. XXII партсъезда с центральной усадьбой в с.Хамней. Управляющими Бургуйского отделения колхоза работали Б.С.Соктоев, П.Т.Соктоев, А.Ц.Батуев и другие. В 1962 году была открыта библиотека. Первый библиотекарь - Тудунова Мария Жимбеевна. Первым фельдшером в Бургуе стала Батуева Дарижап Шагдуровна, которая начала свой трудовой путь с местности Шэбэртын Добо. В 1968 году была построена головная подстанция РЭС.
1973 году колхоз им. XXII партсъезда был преобразован в совхоз «Хамнейский».
С 4 января 1994 года образован Бургуйский сомонный совет. Первым главой был назначен Тудунов Михаил Жимбеевич. С первых дней до 2009 года секретарем работала Батуева Людмила Соктоевна.
С 1999 по 2005 год Бургуйской сомонной администрацией руководил избранный глава Тогмитов Василий Санжиевич.
В 2005 году главой «Бургуйского» сельского поселения избрана Санжеева Лариса Владимировна.
С октября 2008 года главой работает Батуев Зоригто Александрович.
В 1973 году распахнул свои двери новый Дом культуры. Первым директором работала Павлова Екатерина Александровна. С 1976 до 1996 года на этой ответственной должности проработала Бальжитова Галина Лубсановна.
С 1996 года директором ДК работает Ринчинова Галина Цыбиковна.
Использована работа Использована работа Шагдуровой В. В. (Бургуйская СОШ)
Комментарии