Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

История Атаган-Дырестуйского дацана

1 января 1970
История Атаган-Дырестуйского дацана

В числе первых  дацанов, возникших у селенгинских бурят, был Атаган Дырестуйский или Джидинский дацан. По одним источникам годом основания считается 1749 год, по другим – 1770 год. Тибетское название дацана – Лхундуб Дэчинлинг. Дацан был построен на средства рода атаганов на левом берегу Джиды около священной горы Номто уула.

С началом распространения буддизма атаганы приняли новую религию и в 1749 году поставили войлочный дацан, а в 1774 году открыли большой дацан, названный в честь рода Атаган дацан.

В 1872-1875гг. была составлены  и определены приходские границы 34 дацанов Восточной Сибири. Границы Атаганского дацана :

С востока: от Верхнебомского утеса вверх по левому берегу р. Селенги до Цаган-Усунского караула;

С юга: от Цаган-Усунского караула по Китайской границе( ныне монгольской границе) до Басинского караула( ныне Боцинская застава).

От запада: от Басинского караула через р.Джиду до хребта Кугут по вершинам оного, далее по западной отрасли хребта Дабхар по реке Эрен- Убур (ныне речка Бурдунка)и по правым покатам оно до впадения ея в речку Боргоя откуда к северу вверх по правому берегу последней и по южноц оконечности урочища Шабарту до Судутуйского хребта.

С севера: граничит по южной границе прихода Гусиноозерского дацана, от Судутуйского хребта до Верхнебомского утёса. 

Сюда вошли населенные пункты (улусы) Дырестуй, Тасорхой, Дабхар, Хотого, Боргой, Экирыт, Номто, Билюту, Болдогой тала, Нянга( Наанди) Джида, Толто, Дархан ола, Жучжир Нига, Баин Дзурхэ, Енхор; 2- й атагановский род построил Ацайский дацан. Сумэ- 9.

Первым ширетуем Атаган дацана был лама  Ломумба родом из Тибета, на этом посту находился 50 лет(1749- 1799гг). После него ширетуями были:

1788-       Пунцог-Жамсо Тангадун, гэбшуй-ламой был Лубсан-Гомбо Тангадун., также были 2унзада, 2нирбы, 2тахильчи, 2дуганчи.

1.  1837- 1951гг.  Чагдуржап Вампилун.

2.  1851-1852гг. Намжил Гомбоев.

3.   1852- 1858гг. Чойжи- Жалцан Хандажабон.

4.  1858-1860гг. Гомбоин.

5.   1860- 1891гг. Цырен-Доржи Цынгунов.

6.   1892-1902гг. Самдан Намидунов.

7.   1902-              Данзан Цыденов.

8.  1912-       Цынгун- Дагба Цыбиков.

Гылун ламы: Доржи Хундужапов, Даба Дычинов, Бадма-Дабажалцан Шамбаев, Цыден Вампилов, Батожап Буянтуев, Цыдуп Жамбалтаров, Цырен-Ендон Дашицыренов, Цыван- Доржи Токтохоев, Цыбик- Жигмыт Цыдыпов.

Бандий -  Даши-Монлам Бужуев. 

(данные на 1912г).

В последующие годы ширетуями со слов служителя дацана Сандакова Султэма были:

9.Пахалашха  ламахай.

10 .Самдан Цыремпилов.

11. Дагба Умадун.

12. Сырен-Доржи Дондоков.

13. Жимба Нандагийн.

14. Даба-Жалсан Ампашийн.

15. Самданов ламахай.

16. Цыденов Сокто 19..-1931гг.

На 1851год по отчету приходилось: штатных лам –237, прихожан родовых мужчин  -1061, женщин- 1301, казаков- 735 и женщин- 876. Число сумэ составило- 16.

Данные на 1893  год: штатных лам –320, прихожан- 5113, число сумэ достигло- 17.

Названия сумэ Атаган дацана:

1) Майдарин-1771г;

2) Докчитов- 1772г;

3) Гунрика- 1773г;

4) Шакьямунин- 1774г;

5) Курдунай 1-й – 1775г;

6) Ламарима-1776г;

7) Минтугбы-1777г;

8) Дара Эхэ –1778г;

9) Сандуйн-1779г;

10) Номон-Хагана- 1780г;

11) Оточин- 1803г;

12) Цындомынь-1804г;

13) Найдана- 1805г;

14) Дымчока-1805г;

15) Арья-Бала – 1807г;

16) Курдунай-2 – 1809г;

В архивах известного этнолога-собирателя 30-х годов ХХвека Нацова Г.Д. имеются данные о Дырестуйском дацане,( записано 15 января 1935г.со слов габжа-ламы Атаганского дацана Сандакова Султэма)..: « На его территории находились 16 дуганов:

1. Цокчен дацан, каменный, двухэтажный.

2. Чой Ра дуган, деревянный(на западной стороне).

3. Дуган Ламрима, деревянный(на восточной стороне).

4. Дуйнхор дуган (на юго-восточной стороне).

5. Дара Эхэ, дуган Джуд( на юго-западной стороне).

6. Дуган Мамба( на юго-западной стороне).

7. Гандан Шанган( на западной стороне).

8. Дуган, посвященный найдан-архатом(на западной стороне).

9. Дэмчок дуган( на северо-западной стороне).

10. Дуган Арьябала(на северо-западной стороне).

11. На северной стороне –дуган Хангал ( Дэважан дуган был возведен местными –дарханами, так же, как Гандал Шангад).

12.Дуган Гунрик(на северо-восточной стороне).

13. Джуд дуган( на северо-восточной стороне).

14. еще один деревянный дуган(на восточной стороне).

15. Мамба-дуган-большой дуган рядом с доогой(на юго-западе).

Костюмы цама: около 70-80, в хорошем состоянии, книги нартанской печати(бар), по одному экземпляру,также рукописные книгина древней синей бумаге, написанные тибетскими письменами, но неизвестно, где и кем были записаны. Также была книга «Драгоценный Ганжур»(Эрдэнийн Ганжур)на очень хорошей черной бумаге .О других книгах дацана мне неизвестно. В Атаганском дацане жил очень известный чой жинчи, которого называли Атаган Лодон.

В 1929г. он был арестован за так называемые контрреволюционные действия и заключен в тюрьму, после чего никаких слухов о нем не было.

Имена ширетуев, которых он знал: 1. Пахалашхын ламахай. 2.Цыремпилов ламахай по имени Самдан. 3. Гулваин ламахай, сын Сэдэн гулваа. 4. Умадун ламахай по имени Дагба. 5. Дондоков ламахай по имени Сырен-Доржи. 6. Нандагийн ламахай по имени Жимба. 7. Ампашийн ламахай по имени Даба-Жалсан. 8. Самданов ламахай, последний ламахай, до какого времени он был ширетуем не знаю».

В дацане было развито книгопечатание, иконопись и культовое зодчество. Проходили молебны, обучение послушников и лечебное дело. В печатне издавали книги на тибетском и монгольском языках до 52 наименований. От дацана до священной горы Номто-уула стояли субурганы.

Последний молебен состоялся в 1936г.(1938г.) После ареста  всех лам дацан был превращен в машинно-тракторную станцию. В 1992г. около Номто-уула построен субурган, в 1996г. построен дуган.

В 2002 г. в  Атаган дацан посетил духовный глава буддистов России Пандидо Хамба-лама Дамба Аюшеев и увидев, сохранившиеся стены и здание дацана обещал помощь в восстановлении одного из старейших дацанов Бурятии. Для первоначальных работ он выделил 200 тыс. рублей. Назначен ширетуй дацана Баради-лама ( Чойнзонов Баради Васильевич).

В 2011 г. Ширетуем дацана назначен Жаргал лама (Норбоев Жаргал Сынгеевич). Сейчас дацан зарегистрирован как самостоятельная организация, в дугане проводятся молебны и другие службы, ведутся работы по возрождению дацана.    

Автор: lida1967
Просмотров: 6048

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -