Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Топонимика села Амгаланта

1 января 1970

Топонимика села Амгаланта

Введение

Если мы хотим знать историю жизни своего народа, мы должны интересоваться названиями местностей. Наш народ, не забывая о своей малой родине, названия своей местности, место рождения, пребывания передает из поколения в поколение.

Местности все имеют названия. Сколько озер, рек, сел, городов насчитывается в необъятной нашей Бурятии. И все они с давних времен имеют свои названия. Большинство людей не задумываются над тем, почему эта или иная местность названа так или иначе, не знают, когда получено это название местности. Называют не задумываясь. А в действительности, нет просто названий, все они имеют исторические корни.

Изучением названий местностей, определением его значений занимается наука – топонимика (от греческого языка «топос» - место, земля, а «онима» - имя, название, то есть «имя местности») – составная часть ономастики, и ее образно называют «языком земли».

Топонимический словарь

Название села Амгаланта происходит от бурятского слова «амгалан», что означает «благополучный, спокойный, безмятежный, мирный».

Наше село располагается в долине реки Нахала. Название ее происходит от бурятского слова «нахал» - 1) хрящевидный нарост на глазах крупного рогатого скота и 2) заболевание глаз у лошадей и овец.

В нашем селе три улицы: Интернациональная, Орголинская и Шулутинская. Название улицы Интернациональная связана с историей села и страны. До 30-х годов ХХ века Амгаланты как таковой еще не было. В дореволюционные годы в окрестностях будущего села проживало 25 семей. Семьями проживали в местностях Дарька, Бильчир, Нахала, Үндэр Майла, Д үбгэр, Шулуута. В 1929 году при массовой коллективизации возникло ТОЗ (товарищество обработки земли). Вступили в ТОЗ не все, в первое время 12 семей объединились и образовали одну улицу. Через 6 месяцев ТОЗ преобразовался в сельхоартель, а в 1931 году эта единственная улица стала фундаментом колхоза имени ІІІ Интернационала. Позже улица получила название Интернациональная.

Постепенно село застраивалось и появились еще две улицы: Орголинская и Шулутинская. Эти улицы получили свое название от местностей «Орголи» и «Шулуута».

Говоря о топонимике села, нельзя обойти и названия окрестностей села: рек, падей, гор, степей.

Степь Булган тала и священная почитаемая гора Шэбээтэ. Названия этих местностей связаны с легендами о могучем Бабжа-Барас-баторе. Послушайте сказание о великом баторе: «Он был таким батором, что с семи лет дразнил, играл со свирепыми собаками и, будучи обкусанным, изодранным до крови, не чувствовал никакой боли. Во время охоты на зверей он чаще и чаще сталкивался, соперничал и ссорился с тунгусами. Тем временем он прославился как Бабжа-Барас-батор. Могучий Батор не раз защищал свой народ от набегов врагов. Однажды, чтобы отразить натиск маньчжуров, вынужден был укрыться на горе.

По преданию жителей Амгаланты, Бабжа-Барас-батор дожил до преклонного возраста. Однажды в туманное утро Батор вышел из укрытия, чтобы обойти родную землю, посмотреть, не посягает ли кто на ее мирную жизнь. И вдруг издали увидел он далеко движущуюся фигуру. Старик-батор уже был преклонного возраста, и зрение его ослабло, но итак он сумел разглядеть, что вдалеке на его родную землю надвигается отряд конников в предводительстве вожака. Заметил их Бабжа-Барас-батор около нынешнего села Булум

Недолго думая, Бабжа-Барас-батор схватил оружие, чтобы защитить Родину. С вершины горы пустил стрелу прямо в предводителя и прогнал врагов».

Так, гору, которая была укрытием легендарного Бабжа-Барас-батора, стали называть Шэбээтэ, что означает «укрытие».

Проходя через одну бесконечную степь с многочисленным войском Баторов, Бабжа-Барас-батор получил известие о том, что недруги готовят нападение. Тотчас же могучий батор с войском поскакал на защиту родного края от набежчиков. В это время с его головы упала соболиная шапка, которую подобрать не было времени. С тех пор стали называть эту степь «Булган тала», что означает «Соболиная степь».

Недалеко от нашего села находилось селение Булаганск. Сейчас это селение не существует. Оно осталось только в воспоминаниях. Название происходит от бурятского слова «булаг» - родник. И в действительности, в этой местности очень много родников.

Во многих названиях можно выделить топоформант –то, -тэ, -та, который может передавать идею изобилия.

Недалеко от Амгаланты находится местность Шэнэһэтэ – от бур. слова «шэнэһэн» - лиственница; изобилующий лиственницами.

Местность Хасуурта – от бур.слова «хасуури» - ель; изобилующий елями.

Модото – покрытый лесом, лесной.

Обоото – обо, насыпь, курган. В этой местности раньше проводили обряды «обоо».

Местность Дабаата – в переводе означает гористый, имеющий перевал.

Как известно, до ХVІІ века буряты в основной своей массе придерживались шаманской веры. В своих хрониках Тугулдур Тобоев указывает: «Среди хоринских бурят религия Будды не была широко распространена. Вследствие этого до того имелось лишь незначительное количество людей, знавших грамоту. Большинство их все же ее знало и исповедовало исключительно шаманскую веру».

Возникновение шаманизма связано с первобытными религиозными представлениями об окружающем мире. Как указывает П.Т.Хаптаев, шаманисты делили мир на три части: верхнюю – небо, среднюю – землю и нижнюю – подземное царство. Последователи шаманской веры поклонялись различным явлениям природы, вечному синему небу (Хүхэ мүнхэ тэнгэри), земле (Улган эхэ), они также почитали различных природных духов, а также души умерших предков и родственников. По их представлению, каждое место имеет своего хозяина – в лесу, в горах, в водных источниках. Поэтому с давних времен, проезжая мимо таких священных мест необходимо оказывать знаки почитания их хозяевам.

У нас такими почитаемыми местами считаются «Шэбээтэ баабай», «Орголи бүмбэгэр баабай», «Тудхалта баабай», «Баян хаан», «Шулуута хүгшэн эжы».

Баян хаан – «баян» от бурятского слова, означает богатый.

Дэлгэр хаан – слово дэлгэр означает пространный, обширный, широкий, открытый, а также изобильный.

Даша хаан – слово даша означает обет.

Орголи Бүмбэгэр баабай – огромная гора. Слово «Орголи» встречается в тексте эпоса «Гэсэр»: Орголи эреэн гүрөөhэ – огромный, как гора, черно-пестрый тигр. «Бүмбэгэр» переводится как «круглый, шарообразный».

Тудхалта баабай – от бурятского слова означает «препятствие, преграда».

Шулуута хүгшэн эжы – слово «шулуута» - обычное название каменистой пади.

К Амгаланте относится местность Yндэр Майла, слово «үндэр» означает «высокий», «майла» в переводится как «южная сторона сопки».

Сагаан Хүнды – слово «сагаан» - белый, слово «хүнды» означает «пустой, полый» или это слово произошло от монгольского «хөндий», что означает «долина, ущелье».

Улзытэ переводится как  счастливый, приносящий счастье.

Название местности Дархи произошло от бурятского слова «бурелом, валежник».

Название пади Бильчир – от бурятского слова «место слияния двух рек».

Местность Хүреэтэ означает окруженный изгородью, огороженный.

Шонын нүхэтэ – переводится как «волчье логово». В этой местности раньше водилось много волков.

Хүхэ шулуун переводится как «синий камень». Горы в этой местности названы так, потому что они скалистые, а камни покрыты мхом. А издали камни синеют.

Заключение

Историю названий местностей села необходимо выяснить до конца. Ведь это не только интересно, но и важно, т.к. топонимы содержат важные сведения исторического, географического и языкового характера.

В процессе выполнения своей работы я поняла, что уже сейчас в селе нет такого человека, который мог бы объяснить названия местностей нашего села и его окрестностей. И людей, которые могут что-то рассказать становится все меньше и меньше. Также нужно сказать, что по названиям можно изучать не только историю нашего села. Ведь название – явление очень сложное. Оно связано и с языком, и с исторической эпохой, в которую возникло, и с географическими особенностями изучаемого объекта. И самое главное – сколько же еще неизведанного и интересного предстоит еще выяснить.

 

 Ринчинова Л.М.

 

 

Автор: Natalya
Просмотров: 5270

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -