Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Дополнение к материалу "Край, в котором я живу"

исследовательская работа "Народные умельцы и умелицы села Нижний Торей"

Актуальность нашего исследования заключается в том, что жизнь шагает вперёд, появляются новые технологии и с каждым годом становится всё меньше народных мастеров. Если мы поближе познакомимся с народными умельцами, то мы узнаем больше о нашей малой родине, о секретах мастерства людей. Ведь они не только хранят и приумножают наследие народного края, но и вносят что-то новое, меняют формы, совершенствуют виды изделий. Пообщавшись с такими мастерами, мы приобретем новые знания, умения, навыки, которые помогут нам сохранить традиции умельцев нашей деревни. Тема данной работы очень значима, так как необходимо бережно хранить и развивать богатые традиции народных мастеров, так как мы можем ими по праву гордиться.
Цель исследовательской работы: узнать о народных умельцах и умелицах села Нижний Торей, познакомиться с ними и выяснить, какими ремеслами они занимаются.
 Задачи: 
- собрать и систематизировать информацию о народных умельцах и умелицах нашего села; 
- оформить и издать альбом «Народные умельцы и умелицы села Нижний Торей»;
Методы исследования: 
Посещение библиотек;
• экскурсия в музей родной школы;
 • изучение и анализ научной литературы и источников Интернета; 
• интервью с народными умельцами. 
Гипотеза: если в нашем селе есть люди, которые владеют секретами народных ремёсел, значит, возможно, сохранение этого мастерства в современном мире. 
Объект исследования: мастера-ремесленники села Нижний Торей Джидинского района. Предмет исследования: творческая деятельность народных умельцев нашего села. 
Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования ее в учебном - воспитательном процессе средней школы, проведения классных часов, как материал для публикации в газете, на школьном сайт, в сети интернете на портале «Родное село», на сайте Инфоурок.
I.
Каждый человек, который хочет быть духовно развитым, должен знать о промыслах и ремеслах своей страны, своего края. Народные промыслы – неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие традиции, отражающие самобытность культур. Промыслы являются одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества.
Свою исследовательскую работу я начала с того, что решила узнать в сети Интернет, в литературе, кто такие народные умельцы, что такое ремесло. Народный умелец –человек, который занимается народным ремеслом. Народные промыслы – это дна из форм народного художественного творчества (в частности, изготовление изделий декоративно-прикладного искусства).
Издавна люди занимались промыслами – занятиями, которые могли обеспечить доход для жизни крестьянской семьи. Промыслы, в которых производилось что-либо, назывались ремёслами. Слово «ремесло» произошло от слова «ремес» – плотник. Это слово обозначает разные виды работы, по преимуществу ручной. В толковом словаре Владимира Ивановича Даля оно объясняется как «рукодельное мастерство, ручной труд» и как «уменье, коим добывают хлеб, промысел, требующий по большей части телесного, чем умственного труда». А человека, который занимается профессиональным изготовлением предметов, называют ремесленником. Существует огромное количество видов народных ремесел. В зависимости от материала, из которого изготавливается предмет, выделяют следующие виды ремесел: кузнечное, плотницкое, ткацкое, гончарное, столярное и др.
В свободной энциклопедии «Википедия» дается такое объяснение: «Наро́дные худо́жественные про́мыслы (народное ремесло) — изготовление изделий из простых подручных материалов при помощи несложных инструментов. Этот традиционный вид промысла разнообразен творческими видами деятельности, где вещи создаются собственноручно.
Народное ремесло берёт некоторые начала от сельского ремесла, благодаря которому создавались предметы первой необходимости, включая сложные конструкции. Сельские ремесла известны ещё с древних времён, фактически, появившись в тот момент, когда человечеству потребовались новые инструменты и предметы для быта.» 
Мне стало интересно узнать, какие изделия народных мастеров находятся в школьном музее. Для этого я посетила школьный краеведческий музей. Эту интересную и познавательную экскурсию для нас провела учитель русского языка и литературы Семенова Л.К. Она показала нам предметы быта наших предков и изделия, созданные руками местных жителей. 
Следующим этапом моей работы стало проведение опроса среди учащихся. В опросе приняли участие учащиеся 10, 9,5 классов – всего 34 человека. Вопросы были следующие:
1. «Кого из народных умельцев нашего села вы знаете?» и «Каким ремеслом они занимаются?» .2. «Какому ремеслу вы бы хотели научиться?» школьники ответили следующее: народных умельцев знают 4 человека. На второй вопрос ответили так: хотели бы научиться   выжигать, выпиливать.
Таким образом, из анкетирования следует: 
1. Большинство школьников знают о существующих видах народных ремесел и хотят им научиться. 
2. Учащимся мало известно о народных умельцах, проживающих на территории села.
Чтобы уточнить полученные результаты мы решили побеседовать с жителями села.
Нами были опрошены жители нашего села разного возраста. Заданы были следующие вопросы: «Каких мастеров-умельцев нашего края вы знаете?», «Каким ремеслом они занимаются?» Благодаря проведенной анкете нам удалось узнать об народных умельцах, проживающих на территории моего села. Также выяснилось, что в деревне распространены следующие виды ремесел: 
- вышивка; 
- вязание крючком;
 - плотницкий промысел;
 - бисероплетение;
- изготовление изделий из газетных трубочек;
- изделия из бересты;
-изделия из капа;
-кладка печей.
Таким образом, нам удалось узнать и систематизировать информацию о мастерах-умельцах, проживающих на территории моего села.
II.
Знакомство с мастерами-умельцами их творческой деятельностью.
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ. 
O Руси родной умельцах
 На весь мир молва идет.
К счастью, не перевелись ещё в российской глубинке мастеровые люди. Они не только хранят и преумножают наследие народного творчества, но и вносят что-то новое, меняют формы, усовершенствуют виды изделий, а также передают свой опыт родным, близким и подрастающему поколению.  В нашем селе живы традиции прикладного искусства. Можно встретить предметы прикладного творчества, сделанные из шерсти, дерева, газет, бересты, фантиков. Для начала я пошла в библиотеку, где библиотекари Куренкова Наталья Викторовна и Никонова Юлия Ивановна рассказали о умельцах нашего села. Собрав краткую информацию о народных умельцах нашего края, мы решили лично встретиться с ними, взять у них интервью, познакомиться с работами, сделать фотографии. Из бесед мы узнали, что большинство мастеров – самоучки. Умельцами стали благодаря увлечению любимым делом. Для многих из них ремесло, которым они занимаются – это увлечение, хобби. Знакомство с народным творчеством я начала со своих родственников. 
Прадедушка Москвитин Федор Васильевич, родился 13.06.1936г.он троюродный брат моего прадеда Москвитина Ивана Семеновича, родился в селе Хулдат Джидинского района. Работал геологом, потом учителем в Нижнеторейской школе 32 года. « В нашем селе все мужчины занимались изготовлением туесков, этим занимался мой отец Москвитин Василий Лаврентьевич. И я подумал, а почему бы не научить этому ребят. Детей ходило на кружок около 30 человек. В 1998 был создан кружок для детей «Народные промыслы». Ребята учились мастерить из бересты туески. Работы детей были представлены на различных конкурсах, на выставке в Якутии, Монголии , ВДНХ в городе Москве. Учиться приходили даже взрослые: Москвитина Л.М. Никонов Г.Н, который в дальнейшем продолжил обучение детей   туесочному делу. В 2000 году школа участвовала в Международной программе обмена сельских школ США и России. Принимали делегации из США.И участники с удовольствием учились мастерить туески. Потом занялся изготовлением домашней мебели , занялся резьбой по дереву. » 
Москвитина Галина Ивановна родилась 09.12.1962 году в Укыр - челоне. Работала швеей в комбинате бытового обслуживания, который работал в нашем селе до перестройки. Как ушла на пенсию, стало больше свободного времени, увлеклась плетением из бумажной лозы. Увидела в интернете и решила попробовать. Изделий было много. Раздарила. Сейчас делает заготовки для плетения, заниматься этим делом нравится. Еще она занимается вязанием, лоскутным шитьем, бисероплетением.
С Никоновым Геннадием Николаевичем мы встречались на уроках изобразительного искусства. Он работал в нашей школе учителем технологии, черчения и ИЗО.В данное время находится на заслуженном отдыхе. Но свои увлечения он не забывает. Занимается рисованием картин, расписывает камни, выпиливает красивые узоры, из бересты мастерит красивые туеса. Еще увлекается садоводством, выращивает яблоки, различную ягоду в своем саду, занимается прививкой плодовоягодных  культур, прививает полукультурку, яблочки. Любит выращивать цветы.  Свое мастерство он передает своим детям и внукам, своим ученикам.
Федотова Людмила Ивановна 27 лет проработала воспитателем в детском саду. Человек очень увлеченный. Заниматься флористикой, оригами начала заниматься случайно, увидела изделие у своей сестры. И продолжает заниматься этим по сей день. Людмила Ивановна Активный участник клуба «Селяночка», который был создан по инициативе Ламухиной Татьяны Андреевны, библиотекаря сельской поселенческой библиотеки. .В данное время находится на заслуженном отдыхе. В клубе «Селяночка» все женщины талантливы. Они вяжут, вышивают. Это Лидия Николаевна, Евдокия Алексеевна, Людмила Тимофеевна. Участвуют в различных конкурсах и выставках. В этом году клубу исполнилось 8 лет. Людмила Ивановна собрала большой материал о учителях школы, о своей семье. Пишет стихи.  Людмила Ивановна человек с активной жизненной позицией. 
Добрецкая Надежда Николаевна родилась 04 01.1978 году в Нижнем Торее. Росла в семье где мама, Мария Осиповна, занималась шитьем. У нее и научилась этому ремеслу. Теперь мастер на все руки: шьет, вяжет, вышивает, используя современный материал изолон мастерит красивые цветы, светильники. Сестра Ольга Николаевна занимается вязанием.
Будаева Соёлма Санжижаповна родилась 09.05.1976г. в многодетной семье в селе Верхний Торей.   Мама Соелмы Санжижаповны, вязала, пряла и шила очень много. По образованию Соёлма Санжижаповна - повар.  Вязанием занимается с 5 класса, научил брат. Потом стала ходить на кружок «Вязание».  Вяжет в основном по схемам. Свое мастерство передает своим детям, которые тоже вяжут.
Семёнов Алексей Васильевич родился 02.04.1983г. в селе Шартыкей.. Мастер самоучка. Занимается резьбой по дереву, строительством домов, палисадников, изготавливает ворота, печник.
Заключение.
 В результате данного исследования нам удалось узнать много нового и интересного о народных ремеслах своего села и о жителях нашего села. Мы узнали имена народных умельцев, проживающих на территории села и убедились, что в нашей местности много талантливых и творческих людей. Мы познакомились с местными умельцами, хранящими секреты и тайны мастерства, которыми они не побоялись поделиться с нами. Побеседовав с ними, мы пришли к выводу, что всех их объединяет одно – увлечение, желание самому научиться и радовать окружающих своими творениями. Выяснили, что самый распространенный вид рукоделия — это вязание, плетение из бумажной лозы, работа с деревом. Оригами. Создали альбом «Народные умельцы и умелицы села Нижний Торей» и видеоролики о  народных умельцах и умелицах.
Гипотеза исследования подтвердилась. И самое главное, мы доказали, что мир красоты, созданный руками людей, должен объединить всех нас. Мы надеемся, что учащиеся нашей школы заинтересовались народными ремеслами, с удовольствием будут общаться с талантливыми мастерами, перенимать их опыт, знания, сохраняя традиции и культуру своей деревни для будущих поколений.
Просмотров: 17

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -