В красивом Окинском районе живут сойоты. Сойоты – коренные жители Оки. Они берут свое начало в Восточных Саянах и принадлежат к самодийской группе народов. Оставшись на своей прародине – Окинском районе Бурятии они подверглись тюркизации, приняли другой язык, а затем обурятились. «Исчезновение» этой народности с этнографической карты Бурятии приходится на советский период.
Актуальность темы данного доклада определяется необходимостью изучения быта и традиции малых народов, с целью воссоздания их роли и значения. Она во многом обуславливается тем, что история сойот не была предметом специального исследования, оставаясь фактически белым пятном не только в этнической истории Бурятии, но и самим народам Оки. Письменные источники исследования ХVIII-XIX вв. и даже начало XX века отсутствуют, и остается изучать лишь современный срез.
Сойоты, как и многие другие малочисленные народы, занимались хозяйственной деятельностью. Основным видом хозяйственной деятельности сойот являлось кочевое скотоводство и оленеводство. Скотоводство имело ярко выраженный пастбищный характер с круглогодичным нахождением скота в степи на подножном корму. Сойоты не практиковали зимней подкормки и не строили помещений для стоянок скота. Перед каждым переходом на другое место у сойот была основная традиция - поклонение местным духам. На месте стоянки они разводили маленький костер и благодарили духов за место, «кормили» огонь вкусной едой. В течение зимы они должны был несколько раз менять пастбища. За скотом передвигалась его семья. В холодные многоснежные зимы хозяйству постоянно грозила бескормица и падеж, от которого особенно страдал молодняк. В течение круглого года олени содержались на подножном корму. Летом их отгоняли высоко в горы, зимой пасли в долинах. Сойоты практиковали дойку оленей, для этого они привязывали молодняк на день около жилища, и оленухи сами приходили из стада к телятам. Оленей использовали только для верховой езды и транспортировки грузов. Оленье седло было подобно седлу для лошади. Зимой на оленях уходили далеко в тайгу промышлять пушнину, и чтобы охота была удачной, поклонялись горам: «брызгали» молоком в знак преподношения хозяинам гор. До конца XIX в. лук и стрелы были основным охотничьим оружием сойот. В дальнейшем они стали охотиться с ружьем. Пуле они дали название «тобшо», т.е. стрела, а охотничьему поясу с пороховницей и патронташем - «хомонуд». Охота в основном имела промысловый характер: били белку, соболя, горностая. На охоте или при большом снеге для передвижения применяли лыжи, обычно сделанные из ели и подбитые камусом.
В истории человечества есть такие люди, где они в современном времени сохраняют свой быт и традицию. И это имеет весьма глубокое значение и играет немаловажную роль в сохранении традиций народа.
Мой отец Дондоков Цырен-Доржо Сыренович, коренной житель Окинского района, сойот. Большую часть своей жизни он проработал в родном колхозе «50 лет Октября». У него много наград и грамот за добросовестный труд. Также дважды был награжден путёвками в ВДНХ и Будапешт.
Родился в далёкой местности Хан Модон, в многодетной семье. Он с малых лет был приучен к труду. Он свято верит и поклоняется священным местам своих предков. Местность Хан Модон находится севернее от улуса Сорок. Это место также считается священным местом его предков. Сохраняя быт и традиции сойотского народа, он занимается скотоводством, зимует в местности Уроо, а летом переезжает в верховье Сорок в местность Сахюурта, где жили его родители. Он отличный охотник и рыболов. На охоте он соблюдает правила предков, и поэтому он один год охотится, а следующий год отдыхает, чтобы увеличить число животных.
Также он занимается кузнечным делом. У него своя кузница - мастерская. Умело делает подковы и разные предметы быта: шарниры для дверей, щипцы для печки и многое другое. Подковы куёт из самого твердого железа, чтобы служили долго на благо людям, и даёт со словами: «хабирга хабшажа ябахаар, морёо тахалаад ябагты».
Еще работает с деревом, из дерева делает сани, лыжи, коромысла, сушилки для шкур. В свободное время он делает туески из бересты, туески у него получаются отличные, внутренняя сторона без швов.
В летнее время выделывает кожу на своей деревянной кожемялке и из них плетет узду и треноги для лошадей, шьет сумы и прочие вещи.
Для лечения от разных недугов мой отец использует лечебные травы: рододендрон ( сагаан дали), зверобой (урмэ шаралзаан), мумие ( борогшоной бааhан), каменное масло (шулуунай тоhон) и другие полезные травы.
Каждый раз, когда он куда-то уезжает, молится горам, преподносит на костре белую пищу и сладости. Мне кажется, что для моего отца очень важно сохранить быт и традиции нашего народа, и поэтому он часто дает нам наказы. Он хочет, чтобы его народ жил очень долго, при этом сохранив свои традиционные ценности.
В данном докладе была поставлена задача, описать быт и традиции коренного населения. И рассказать об одном из хранителей сойотского быта и традиции.
В заключение хотелось бы сказать несколько слов о сойотах. Сойоты – коренные жители Оки. И именно они должны сохранить свой быт и традиции своего народа, передавая своему поколению все знания о нашем народе. Мы не должны терять связь с нашими предками, потому что, как в народе говорят, без прошлого нет будущего.
Я верю и надеюсь, что молодое поколение, несмотря на современное время, где каждый год появляются интересные новинки, будут чтить память о своих далеких предках, соблюдая традиции нашего народа.
Презентация по ссылке
Текст по ссылке
При цитировании и публикации материалов (фотографий, презентаций и др.) КОНКУРСА «ТРУДОВЫЕ И МАСТЕРОВЫЕ ТРАДИЦИИ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ» прямая активная ссылка на selorodnoe.ru обязательна.
Комментарии