Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

ХРАНИТЕЛЬНИЦА ТРАДИЦИИ ПРЕДКОВ (02-32)

10 ноября 2017
ХРАНИТЕЛЬНИЦА ТРАДИЦИИ ПРЕДКОВ (02-32)

Культура народа жива, пока существует традиционный уклад их хозяйственной деятельности. Елена Дамбаевна, 1947 г.р. Она родилась и проживает в местности Бурэнгол,  Окинского района. Мама – сойотка, отец –бурят. Елена Дамбаевна - одна из тех, кто сохранила свое этническое самосознание, возрождает забытые ремесла, как выделка шкур, пошив одежды из меха и кожи, изготавливает самобытные сувениры, также делится рецептами приготовления национальных блюд, бесценным опытом таежных жителей.

Елена Дамбаевна неоднократный участник ВВЦ (Всероссийского  выставочного центра) в г. Москве. С 2007 по 2009г.г.  участвовала во Всероссийской выставке-ярмарке мастеров умельцев России «Сокровище Севера» коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.   

Помнит рецепты приготовления блюд от своей матери Нуртаевой Дышен Балдановны,1900 г.р., которой передала рецепты ее мать - Пастыкова Сэбэн, 1876 г.р..В памяти сохранились такие блюда готовились дома в ее детстве. В то время Окинский район был труднодоступным, продукты доставлялись в зимнее время на санях, электричества не было, телевидения и современных бытовых приборов. Часто в летнее время помогала бабушке по хозяйству: особенно помогала в выделке шкуры крупных животных и овчины. Научилась шить унты, суму для вьючивания на лошадей, шить одеяло и делать потники для лошадей, овечьи матрацы. В зрелом возрасте увлеклась поделками сувениров из костей и рогов крупного рогатого скота. 

У Елены Дамбаевны две дочери, которые стараются перенять опыт по выделыванию шкур разных животных, умеют готовить блюда, заготавливать мясо по рецепту матери.

Летнее время проводят в местности Улзета, где нет электричества, поэтому нужно как то сохранить мясо. Внучки и внуки  Елены Дамбаевны тоже интересуются традициями предков, чтят и выступают на НПК различных уровней. Очень нравятся детям делать сувениры по камнеписи, обрабатывать кости, рога животных.

В моем видении сейчас важно решить проблему кустарной промышленности, основанной на ручном труде, которая может явиться основой для развития различных видов народного творчества. 

Выделка шкур

Выделкой шкур занимаются женщины. Буряты прежде были звероловами, а потому все необходимое из одежды, обувь, постельные принадлежности и другие домашние предметы приготовлялись из звериных шкур, которые у них были под руками. Следовательно, выделка звериных шкур — самое старое ремесло, а выделка кож домашних животных появилась позднее, с того самого времени, как здешние буряты стали заниматься скотоводством.

Выделкой шкур занимаются женщины. Буряты прежде были звероловами, а потому все необходимое из одежды, обувь, постельные принадлежности и другие домашние предметы приготовлялись из звериных шкур, которые у них были под руками. Следовательно, выделка звериных шкур — самое старое ремесло, а выделка кож домашних животных появилась позднее, с того самого времени, как здешние буряты стали заниматься скотоводством.

  • 1 этап: Шкуру крупного рогатого скота, лося, изюбра выделывают следующим образом.  Сначала мажут м у р а б о з о т у сторону шкуры, которая покрыта шерстью. Через день-два, когда шкура совсем высохнет, тогда ее кладут на шударга и острым ножом или косой осторожно, чтобы не попортить кожи, снимают шерсть.
  • 2 этап: После обрабатываем костным мозгом, который берут  путем кипячения трубчатых костей. Смазав всю поверхность, оставляем для полной пропитки шкур на 2-3 дня.
  • 3 этап: Затем обрабатываем шкуру в «барабане»-«эрьюлга», предназначенной для отделки шкур. кладут в эргюлгэ три большие или четыре поменьше кожи. В «эрьюлгу» заправляют вола, если нет вола, то несколько человек  крутят пока  шкура не станет мягкой. Один человек выделывает 3-4 кожи в течение 7-8 дней. Затем кожи вынимают из эрьюлгэ и смотрят, насколько они выделаны; если хорошо, то снимают подкожную плеву деревянной лопатой. Этим выделка кожи кончается.  
  • 4 этап: После используем  «гутаарай нухэ» ( это яма диаметром 30-40 см, высотой 70-80 см), в яме разжигают сухие еловые шишки, труху старого дерева. Шишки и труха  медленно горят и дают много дыма. Над этим дымом помещают кожу, зашивши мешкообразно, нижним концом ставят плотно на яме, а верхний конец зашивают наглухо. Таким образом происходит «дубление» кожи,  до приобретения желтовато-коричневого цвета. Если из кожи собираются делать обувь, подошвы и переметные сумы, то ее дымят.

Из готовой кожи шьют: «ута» - сума для  вьючных лошадей, «гурьбал», «туша»- мориной зэмсэг (для стреноживания коней), «хазар» - уздечка, «жолоо» - поводья. Также вьют кожаные веревки для использования в хозяйстве.

Для каждого вида шкур технология выделки разная. Чтобы выделывать шкуру барана или косули  нужно использовать прокисшее молоко и сгнившую  печень любого животного. Сперва смазывают мазью, которую делают из муки, прокипяченной в воде. Образуется жидковатая мазь. Ею смачивают шкуру , которую кладут в эргюлгэ, в которой держат от 2 до 3 дней. После этого шкуру вынимают из эрьюлгэ и продолжают обрабатывать ее на другом снаряде — мушхурга – в продолжение 3-4 дней. Во время этой обработки кожа немного белеет (с а л з а х а). После этого берут кал бурунчика и теленка, кладут в молоко и смешивают, отчего образуется густая мазь, которой смазывают шкуру, а потом складывают наверху, чтобы кожа сделалась мягче и рыхлее (х ө х ө). Так кожа лежит в продолжение трех суток, по прошествии которых шкуру обрабатывают на хэдэргэ в течение 3-4 дней. 10 кож на хэдэргэ выделывают в течение 3-4 дней, а 20 кож – в течение 8 дней и редко 9 дней. Процесс выделки вручную, путем прокручивания. Из готовой овчины шьют одеяла, спальные мешки. Во время обработки кожи через хэдэргэ от нее отстает оставшееся мясо и подкожная плева, которые по мере возможности осторожно и тщательно отдирают.

Для выделки шкур пушных зверей использовали густо заваренный чай, заварку, в котором смачивали и тоже прокручивают, мнут  вручную.

Лисьи шкурки продают слегка обработанными. При выделке лисьих шкурок их смачивают молоком или в воде мешают муку и этой смесью смачивают и кладут. Через день шкурка вымокнет и ее выделывают на руках, чтобы была немного помягче и пышнее.

Для шитья изделий из кожи использовали сухожильные нити, сделанные из сухожилий задней конечности кабарги. Сухожилия кабарги тонкие и эластичные.        

Блюда

Кулинарные рецепты созданные народом, не случайны, не произвольны. Нетрудно заметить, что суровые местные условия, которые требовали выносливости от человека, наложили свой отпечаток на бурятскую национальную кухню.

Сушение мяса – «борсо». Для его приготовления нужны только мясо, вода и соль. В те времена, когда не было возможности для хранения свежего мяса, наши предки вялили и сушили баранину, говядину, которые можно было хранить в  течение нескольких месяцев. Обычно его заготавливают в ноябре - декабре из мяса хорошо упитанного рогатого скота.  Для приготовления «борсо мясо» освобождают от слоя жира и сухожилий и нарезают на полоски длиной 30 см, толщиной в 2-5 см. Желательно сушить сразу после забоя скота, чтобы сохранился сок в мясе.  При сушке мяса на холоде жидкость постепенно улетучивается, а все питательные вещества остаются в мясе. Качество «борсо»  во многом зависит от того, как порезано мясо, при какой температуре оно вялится, сухое ли место. Готовое «борсо» хранят в матерчатом, холщенном мешке, нельзя в целлофане хранить. 

При правильном хранении «борсо» можно использовать в течение целого года. Перед употреблением размачивают в воде, при этом он разбухает, впитывая воду, и его объем увеличивается в 2-2,5 раза, после чего его варят в обычном порядке. Используется также «борсо» в истолченном виде, использовать для приправы в суп. В наше время родители часто отправляют «борсо» студентам, которые учатся далеко от дома.

Консервированное мясо (Хуурhaн мяха». Порезанное на кусочки мясо прожаривают в собственном соку, до полного испарения сока. При этом не добавляют приправы, лук, чтобы консервы долго хранились.

Готовую продукцию хранили в берестяных туесках, трамбовали плотно, сверху заливали топленным жиром.  Длительность хранения полгода, т.к. береста обладает антисептическим свойством. Для недолгого хранения можно наложить в бидоны, в современных условиях жители нашего района возят такое мясо,  когда отдыхают на источниках, где нет условий хранить мясо. Достаточно 2-3 ложек, чтобы сварить наваристый ароматный суп. Мясо  туши  одного барана можно утрамбовать при таком  консервировании в  3-х или 5-ти литровый бидон.

Молочно-растительные блюда

Аарюул. Получают из творожной массы, не сливая сыворотку, кипятят до испарения сыворотки. Оставшуюся часть сушат на солнце, печке, в духовке, при этом часто перемешивают. Готовая продукция имеет кисло-сладкий вкус. Раньше использовали вместо сладких конфет. Можно смешать с обжаренной пшеничной мукой, заправить топленным маслом, добавить сахар по вкусу и получается очень сытное, вкусное блюдо.

Биhaлиг, брынза (домашний сыр). Готовиться следующим образом. Свежее цельное молоко в деревянной посуде ставиться в прохладное место. Через двое-трое суток оно обычно сквашивается, а на поверхности застаивается густая сметана. Сметана снимается, а из простокваши приготавливается домашний сыр, вкусный и питательный продукт.

Простокваша на медленном огне кипятится в продолжении 5 минут. В творожную массу добавляли соль. Получившаяся творожная масса процеживается, затем раскладывается лепешками, прессуется с помощью деревянных дощечек и выставляется для сушки.

Из 10л молока получается около 2 кг сметаны и 3-4 кг сыра.

В современных условиях добавляют чеснок, перец, яйца.

Зеленый чай (Ногоон сай), беленный ядрышками кедровых орехов. Истолочь очищенные ядрышки в ступке, до получения массы.

В холодную воду засыпают измельченный зеленый чай из брикета и кипятят, помешивая, для удаления горького привкуса.  Сварить зеленый чай  и заправить полученной массой и снова кипятят, непрерывно помешивая 5-7 минут. Некоторые пьют его слегка подсоленным.   Этот чай часто варили в сойотских семьях.

Тибhэн. Используют луковицы растений лилии кудреватой оранжевого цвета. Выкапывали в горах в летнее время, после того как цветы отцветут. Луковицы очищают от земли, и кипятят в молоке. Готовая продукция превращается в кашицу, на вкус очень сладкая. Этот продукт очень полезен детям.  Хранение: всю зиму можно сохранить, если держать луковицы в песке.

Судя по происходящим сейчас в обществе процессам, пришла пора возвращения к истокам. Вновь занять свое место должны незаслуженно забытые традиции питания. Ведь главное достоинство пищи скотоводов-кочевников состояло в ее экологической чистоте. Это здоровая, богатая микроэлементами белковая пища, так необходимая и молодым, и пожилым людям.

СУВЕНИРЫ ИЗ РОГОВ

Елена Дамбаевна очень любит работать по изготовлению сувениров. Чтобы обработать рога крупного рогатого скота или других животных, нужно очистить после долгого кипячения. Используют при очистке стекло, либо наждачную бумагу. Нужно отшлифовать и отполировать рога, чтобы приобрели ровную поверхность.

«рог изобилия» пользуется популярностью среди населения, для  вручения подарков на юбилеях и свадьбах.
«стаканчики», подставки для канцелярских  изделий.
«ложки» для обуви

Также занимается обработкой клыков  кабарги и кабанов. Они служат как обереги и используются при различных религиозных обрядах.

Елена Дамбаевна активно сотрудничает с Бурунгольской СОШ им. С.Г.Дугарова, много материалов предоставляет для краеведческого музея школы. Школа готова создать летнюю школу по практическим навыкам в уникальной местности «Водопад Сайлак» по приобретению опыта в приготовлении национальных блюд, создать музей для туристов. Научим детей изготовлять сувениры. На сегодня у всех у нас одна задача: возродить многие традиции культуры коренного населения. Сохранить и передать свой опыт потомкам ныне живущего поколения.

Презентация по ссылке

При цитировании и публикации материалов (фотографий, презентаций и др.) КОНКУРСА «ТРУДОВЫЕ И МАСТЕРОВЫЕ ТРАДИЦИИ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ»  прямая активная ссылка на selorodnoe.ru обязательна.

Автор: Модератор
Просмотров: 8206

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -