Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Мастер (народный умелец) Аюшеев Лука Арабданович (01-18)

9 ноября 2017
Мастер (народный умелец) Аюшеев Лука Арабданович (01-18)

Аюшеев Лука Арабданович, 1927 г.р. родился в селе Хойтогол, ветеран тыла. С 12-ти лет, как и все подростки военных лет, участвовал в сезонных работах в колхозе «им. Молотова». В 1948 году Лука Арабданович был призван в срочную службу в пограничные войска, за время службы прошел курсы радиста. В 1954 году был отправлен в Москву на сельскохозяйственную выставку.

Лука Арабданович за все время трудовой деятельности считался активистом, передовым комсомольцем, коммунистом. Окончив советскую партийную школу в г. Улан-Удэ, работал во многих местах – Аларии, Иволгинском, Северобайкальском, Тункинском районах. Он везде и всюду находился на руководящих постах.

Талантливый человек, талантлив во всем. Он являлся народным умельцем по изготовлению изделий из дерева. Одним из его изделий является,  «Люлька переносная – ябаган үүбэй». Ценность этого предмета заключается в том, что его подлинность воспроизведена по рассказам старожилов Ханхалдаевой Долгор Шаглаевны (1925 г.р.,) и по литературным источникам. 

Этот предмет имеет прямоугольную форму, длина 60 см., при его воспроизведении использованы   4 породы дерева: береза, сосна, осина, лоза.

Такой люлькой - ябаган ΥΥбэй буряты пользовались до прихода русских. Люлька была очень удобна при  кочевом образе жизни, так как   при  частых  переездах  всегда была под рукой и не требовала больших приспособлений. Также люлька была удобна тем, что ее можно было держать при себе  при выполнении женщинами разных работ.

Лука Арабданович сделал люльку, соблюдая традиционную технологию и следуя определенной последовательности. Люлька была подарена   нашему музею. Свой дар мастер  сопроводил запиской, в которой подробно описывает технологию изготовления люльки.

Как музейный экспонат этот предмет - переносная люлька был принят в музей 30 декабря 2002 года по акту № 200. 

По словам Луки Арабдановича, основная часть люльки делалась из сосновых дощечек. Над изголовьем было прикрытие из осиновых дощечек (оно закрывало от солнца лицо младенца), а наверху укреплялся (обод) дуга, на которую вешали шкурку зайца как занавеску,  защищавшую  дитя  реально и магически, так как шкурке зайца приписывались магические свойства. От этой дуги протягивался ремешок, «хүбшэ», сделанный из обработанной кожи КРС (hур) и укреплялся в изножье. Хүбшэ – тетива лука.

Хүбшэ в изголовье имело развилку, на которую подвешивали рожок (угжа), изготовленный из рога коровы (үхэрэй үбэр), к концу рожка прикреплялась соска, сделанная из тонкой кожи (hарьhан). Из этого рожка ребенок пил молоко. У люлек, сделанных в Тунке, на дне было устроено отверстие с желобком для стекания мочи. Под низ подставлялась берестяная емкость с плоским дном (уйhан hуняаг). Вместо матраца использовался тюфячок, набитый козьей шерстью, или войлок, или овчина, или хорошо выделанная кожа косули, кабарги, имеющие круглый вырез. Вместо клеенки, под низ ребенка клали мягкую, вываренную бересту.  

«Главным атрибутом обряда первого пеленания ребенка являлась переносная колыбель-люлька, которая изготавливалась к этому времени. Колыбель пользовалась у бурят особым почитанием и  суеверием.  Старую колыбель могли использовать только от родителей мужа - хадам баабайнхиhаань, но не от других родственников, в частности, не от родителей жены. Даже братья не заимствовали колыбель друг у друга. Таким образом, колыбель могла переходить только к потомству по мужской линии.

Если у родителей мужа старая колыбель не сохранилась, заказывали новую   местному столяру - мастеру, причем только после рождения ребенка. Делать колыбель заблаговременно и иметь вещи для новорожденного заранее считалось у бурят греховным. Предварительное приготовление их могли повлечь за собой какое-нибудь несчастье: неудачные роды, недолголетие ребенка». (Басаева К)

По этому поводу у тункинских бурят есть поговорка: «Түрѳѳгүй үхибүүндэ түмэр үүбэй бү түхеэрэ». (Не готовь люльку до рождения ребенка).

«Люлька старая или новая, перед обрядом первого пеленания ребенка «очищалась» (арюулха) огнем и окуриванием дымом вереска (священное растение) трижды вокруг колыбели. Обычай окуривания колыбели, был связан с верой в магическую силу огня, который не только «очищал» колыбель от нечистой силы, но и «обеспечивал» ребенку в будущем его спокойствие, сон и безопасность». (Патаева).

Как же происходил обряд первого пеленания?  Из рассказов наших информантов мы узнали, что к  колыбели приглашались ребятишки 3-х и 4-х лет. До пеленания ребенок лежал на кровати возле матери. Повивальная бабка держала в руках новорожденного, другая – сваренную бедренную кость бычка или барана – берцовую кость (шаата сэмгэ). Около колыбели клали молоток, ковш, или нож, точило, стрелы.

Посаженная мать спрашивает у детей: «Сэмгээ үүбэйдэхэмнай гү, али хүүхэеэ?». («Кого следует положить в люльку: ребенка или кость?» Дети отвечают: «Хүүхэеэ!» т.е. ребенка). Эти вопросы повторяются до 3-х раз, и каждый раз на них отвечают: «Хүүхэеэ!» ( «Ребенка!»).  Затем следовал вопрос: «Вверх или вниз головой положить в люльку ребенка?»,  дети отвечали: «Вверх!». После этого кость отдают детям, съедают мясо с неё. А новорожденного кладут в люльку и пеленают ремнями. Затем у него подстригают немного волос и кладут в мешочек, который вешают на задней стенке колыбели. А обглоданную кость клали или подвешивали к люльке. Считалось, что мозги берцовой кости содержат жизненную силу и являются символом плодородия.

Участники обряда, укладывая новорожденного в колыбель, произносили следующие слова: 

Мальчик только что появившийся на свет, 
Войди в колыбель из чистого дерева,
Войди под покров из рысьей шкуры.
Мальчик, рожденный без своего жилья,
Войди в колыбель из дерева сосны,
Войди под покров из бобровой шкуры.
Мальчик, рожденный множиться, 
Войди в колыбель из гладкого дерева,
Войди под покров лисьей шкуры.
Мальчик, рожденный в паре, войди в колыбель из дерева березы,
Войди под покров из мерлушковых шкур.

(Эти слова были записаны от бабушки Бадмы, жившей в местности Туран в 1940 году. Записал тункинский этнограф Генин-Дарма Нацов).

Собравшиеся на этот обряд одаривали новорожденного. Мальчику принято было дарить мужские принадлежности: нож в ножнах, лук и стрелы. Родители ребенка в свою очередь тоже одаривали гостей. Обряд заканчивался пиршеством и благопожеланиями в адрес родителей и новорожденного. 

Информанты: жители села Хойтогол
          Махарова Дулма Мыжитовна, 1928г.р.
          Майорова Иригзин Аюровна, 1918г.р.
          Ханхалдаева Долгор Шарлаевна, 1925г.р.
          Билдуев Содном Балданович, 1918г.р.


При цитировании и публикации материалов (фотографий, презентаций и др.) КОНКУРСА «ТРУДОВЫЕ И МАСТЕРОВЫЕ ТРАДИЦИИ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ»  прямая активная ссылка на selorodnoe.ru обязательна.

Автор: Модератор
Просмотров: 2507

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -