Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Республика БурятияБаргузинский районБаунтовский районБичурский районДжидинский районЕравнинский районЗаиграевский районЗакаменский районИволгинский районКабанский районКижингинский районКурумканский районКяхтинский районМуйский районМухоршибирский районОкинский районПрибайкальский районСеверобайкальский районСеленгинский районТарбагатайский районТункинский районУлан-УдэХоринский район
Дополнение к материалу Цонгольский (Мурочинский) дацан

Цонгольский (Мурочинский) дацан

28 июня 2017
Цонгольский (Мурочинский) дацан

Старейший и первый по важности центр буддизма в Западном Забайкалье, расположенный на территории современного Кяхтинского района Республики Бурятия.

Год его официального признания - 1741-й, когда буддизм в России стал государственной религией. Дацан расположен в с. Мурочи, на правом берегу реки Чикой, в 60 км от города Кяхта. Поэтому его называют также Чикойским или Мурочинским дацаном. Этот дацан также именуют и Хилгантуйским, в соответствии с названием местности, где прошла первая буддийская служба.

Новое место для дацана "Балдан Брэйбун" в 1912 году указал XII Пандито Хамбо Лама Итигэлов, это сакральное место обитания бодхисаттвы Арья-Балы (санск. Авалокитешвары), который воплотил в себе сострадание Будд трех времен.

В середине XVIII века, по одним источникам - в 1738 году, по-другим - в 1741 году в местности Хилгантуй сначала установили огромную войлочную юрту, в которой стали проводится первые буддийские службы.

История Цонгольского дацана тесно связана с именем Дамбы-Доржа Заяева - первого бурятского ученого-монаха, получившего полное классическое буддийское образование в крупнейшем буддийском монастыре-унивеситете "Балдан Брэйбунлинг" в Тибете, и полномочия распространять Дхарму лично от Далай ламы.

Дамба-Даржай Заяев, вернувшись на родину, приложил немало усилий для распространения буддизма в Ара-Монгол, постепенно добиваясь разрешения на легальную деятельность дацанов у российских властей.

В 1741 году он смог добиться аудиенции императрицы Елизаветы Петровны, которая благосклонно отнеслась к его просьбе разрешить сводобно распространять буддизм среди бурятских племен. В том же году Елизавета Петровна узаконила 10 имевшихся дацанов и 150 лам и хувараков, находившихся при них. С них были сняты повинности и налоги. Им разрешалось обучать буддизму местных кочевников. Это был первый важный шаг на пути признания буддизма в России. 

Следующим шагом, который замыслил Лама Заяев, было создание большого монастырско-университетского комплекса, дацана, какие существовали в Монголии и Тибете, который стал бы центром развития буддизма у бурят.

5 марта 1741 года с разрешения коллегии иностранных дел первый войлочный Хилгантуйский, или иначе Цонгольский дацан был установлен "главной за Байкалом кумирней". В 1746 г., год огненного тигра, на берегу Чикоя был построен деревянный дацан, а его первым настоятелем был утвержден лама из тибетского монастыря Чжонэ - Агван-Пунцок.

По данным "Путевых заметок", "в 1753 году, все, и ламы, и миряне, обратились к вышестоящим властям с просьбой назначить Дамбу-Даржая Заяева настоятелем-ширетуем монастыря, на что через контору селенгинского воеводы был получен приказ о назначении его ширетуем. Тем самым было положено начало назначения бурятских ширетуев".

Император Петр III, внук Петра I, за свое недолгое правление создал целый ряд важных и передовых для России того времени законов. В их числе он объявил свободу вероисповедания для всех своих подданных: "пусть они молятся, кому хотят, но - не иметь их в поругании или в проклятии". После того как число хувараков и монастырей в Бурятии увеличилось, в 1755, Его Высочество Петр III издал указ о том, чтобы все дацаны возглавлялись ширетуем и цорджи. В 1758 г., год земляной зайчихи [1759], через канцелярию селенгинского воеводы было отправлено прошение о строительстве дацана, на которое был получен ответ Его Высочества, разрешающий возведение храма. Это был первый указ, разрешающий строительство дацанов в Бурятии. Дацан построили в местности Хилагантуй.

Дамба Доржи Заяев, став настоятелем дацана, составил Устав, регламентировавший жизнь в монастыре, по примеру Гоман дацана в Тибете. В 1758 году в Цонгольском дацане был построен деревянный главный храм Цогчен-дуган, и шесть малых храмов - сумэ.

Дацан возводился по проекту Хамбо-ламы, храмы расписывали бурятские мастера, а строили русские плотники. В 1760г., мужской год железа-дракона, был заложен фундамент каменного храма.

Он стал первым значительным монастырско-университетским комплексом, назывался в честь тибетского монастыря, где учился Заяев - "Балдан Брэйбунглинг", и был известен в народе также как Хилгантуйский дацан,в соответствии с местностью Хилгантуй. Он стал первым крупным центром буддизма в бурятских степях.

Дацан возводился по проекту Хамбо-ламы Д.Д.Заяева, храмы расписывали бурятские мастера, а строили русские плотники.

Строительство нового храма было завершено в год огненной собаки, на пятьдесят шестом году жизни святого ламы Заяева [1766]. 15-го числа шестого месяца этого года было совершено освящение храма и пожаловано ему имя Балдан Брайбунг-линг.

Ламы дацана

Бандидо Хамбо-лама Дамба Бадмаевич Аюшеев, уроженец села Бурсомон Красночикойского района Читинской области. С 1991 по 1994 годы являлся шэрээтэ-ламой дацана «Балдан-Брэйбун». Ныне глава Буддийской Традиционной Сангхи России.

Дамчой-Жамц лама – шареев Бато Дашинимаевич, уроженец села Энхэ-Тала, окончил Улан-Баторский буддийский университет им. Дзанабазара. является шэрээтэ-ламой дацана.

Агван-Нима лама – Батомункуев Баир Михайлович, уроженец села Мурочи. Окончил Улан-Баторский буддийский университет им. Дзанабазара. является цоржи-ламой дацана.

Дамчой-Гэлэг лама – Гомбожапов Зоригто Валерьевич, уроженец села Усть-Кяхта, окончил Улан-Баторский буддийский университет им. Дзанабазара. состоит в должности умзад-ламы.

Данзан-Чоймпэл лама – Цыбенов Геннадий Пурбаевич, уроженец села Шергольджин Красночийкойского района Читинской области. Окончил Улан-Баторский буддийский университет им. Дзанабазара.

Лубсан лама – Бат-Жаргал, уроженец г. Улан-Батор. Окончил Улан-Баторский буддийский университет им.Дзанабазара.

Жалва-Жамцо лама – Бадмацыренов Геннадий, уроженец села Ноехон, окончил Иволгинский буддийский институт «Даши-Чойнхорлин». Является настоятелем дугана в с. Ноехон.

Санжай-Жамцо лама – Дайндаров Солбон Сергеевич, уроженец села Харлун. Окончил Иволгинский буддийский институт «Даши-Чойнхорлин». Состоит в должности гэбгы-ламы.

Цыден-Доржэ лама – Гармаев Николай Митапович, уроженец села Бурдуны. Окончил Улан-Баторский буддийский университет им. Дзанабазара.

Лубсан-Жамсо лама – Аранжапов Владислав – уроженец с. Бурсомон Читинской области, окончил Философский факультет Гоман-дацана в Индии. Состоит в должности Засаг-ламы.

Еши-Жимба лама – Рантапов Виталий Викторович – уроженец с. Кудара-Сомон, окончил философский факультет Гоман-дацана в Индии.

Эрдынеев Баир Лхасаранжапович – уроженец г. Кяхта, окончил факультет Иконописи Буддийского университета им. Занабазара г. Улан-Батор. Является штатным художником дацана.

Баинов Самбу Мартович – уроженец с. Хилгантуй, окончил Буддийский университет Даши-Чойнхорлин при Иволгинском дацане.

Источник: sangharussia.ru

Просмотров: 8266

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал

Популярное

Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -