В октябре 2005 года вблизи улуса Барун-Хасурта произошло знаменательное событие, которое встряхнуло округу и вызвало огромный интерес религиозных деятелей и любителей истории. На вершине горы Ундэр-Баян ламами и жителями Барун-Хасурта была вскрыта старинная каменная насыпь на месте древнего обоо.
В октябре 2005 года вблизи улуса Барун-Хасурта произошло знаменательное событие, которое встряхнуло округу и вызвало огромный интерес религиозных деятелей и любителей истории. На вершине горы Ундэр-Баян ламами и жителями Барун-Хасурта была вскрыта старинная каменная насыпь на месте древнего обоо. Настоятелем Анинского дацана Дарижаповым Еши-Лэгсэг ламой были найдены артефакты: полуистлевшие листы бумаги и 316 глиняных статуэток богов – шаса. Они находились в сгнившем деревянном ящике, но листы, оказавшиеся между статуэтками, уцелели. Предположительно глина впитала сырость, что позволило сохраниться бумаге. Половина документа уцелела, сохранив только листы с подписями. Делается предположение, что это протокол какого-либо собрания, съезда.
Во-первых, часть документа представляет собой перечень фамилий на двух языках: старомонгольском и русском. В числе прочих стоят подписи последнего тайши Эрдени Вамбоцыренова, хамбо-ламы Восточной Сибири Чойнзона Иролтуева и 9 глав родов : Худанай, Галзууд, Батанай, Хуасай, Гучитай, Харанайт, Шарайт, Сагаанай, Бодонгуудай .Кроме того здесь присутствовали чиновники Степной Думы: выборной, зайсан, шуленга, заседатель Думы, помощники, а также волостной и мировой судьи. Знаменательно, что тут были представители и семейских общин. Об этом говорит надпись «участок Унэгэтэйский».
Во-вторых, в конце текста есть надпись «тут писал», что свойственно ведению протокола официального документа.
Документ ориентировочно может относиться к периоду с 1898 г. – времени прихода к власти Эрдэни Вамбоцыренова – и до 23 апреля 1903г., когда он был снят с должности Хоринского тайши.
Поскольку находка была обнаружена на месте древнего обоо, то предполагается, что обоо на Ундэр-Баян являлось главным местом поклонения хоринских бурят.
Если взглянуть на карту республики, то улус Барун-Хасурта находится на стыке земель трех районов: Хоринского, Кижингинского и Заиграевского. Это имело скорее всего сакральное значение.
«Обоо – это местопребывание самого сильного савдака в одном районе». Следовательно обоо на Ундэр-Баян и является главным, именно сюда съезжались представители Степной думы, 11 родов ради процветания и благополучия родного края.
Комментарии