Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Республика БурятияБаргузинский районБаунтовский районБичурский районДжидинский районЕравнинский районЗаиграевский районЗакаменский районИволгинский районКабанский районКижингинский районКурумканский районКяхтинский районМуйский районМухоршибирский районОкинский районПрибайкальский районСеверобайкальский районСеленгинский районТарбагатайский районТункинский районУлан-УдэХоринский район

Фофоновская гора

4 мая 2013

Фофоновская гора – археологический историко– культурный памятник нашего края. Как говорится : «Каждый человек должен знать свои корни и чем они глубже, чем сильнее уходят в прошлое, тем сильнее и мощнее сам человек». А Фофоновская гора также является показателем, определением наших корней – ведь именно там находится знаменитый на весь мир «Фофоновский акрополь» – древний могильник. 

Фофановская гора- археологический памятник древней культуры Бурятии и Сибири. С 1920 по 1960гг научные экспедиции под руководством академика А. П. Окладникова, М. М. Герасимова и других открыли здесь стоянку древнего человека и могильник эпохи палеолита и неолита, бронзового и железного веков. Местные находки – скребки (рис 1), наконечники для стрел, нефритовые топоры, медные ножи в виде клинков, гарпуны, керамические сосуды, останки древних людей и их наскальные рисунки- петроглифы оказали большое влияние на представления о жизни в то время. Экспонаты из раскопок на Фофановской горе хранятся в Эрмитаже (г. Санкт- Петербурга), в Государственном историческом музее Р. Ф. (г. Москва) и конечно же, в научных музеях городов Улан- Удэ, Иркутска, Новосибирска. «Фофановский могильник был открыт А. П. Окладниковым в 1926 г. Ему тогда было всего 18 лет - рассказывает руководитель экспедиции, кандидат исторических наук Е. Д. Жамбалтарова - здесь найдены погребения трёх разновременных древних культур. Древние люди хоронили здесь людей на протяжении четырех тысячелетий! Горы у древних людей являются сакральными местами. Возможно, древних людей привлекала необычная форма Фофановской горы. Они считали, что души умерших уходят вниз по течению реки Селенги и подняться вверх не смогут. Здесь расположены и гора, и река (устье реки Селенги). Мы нашли погребения, относящиеся к китойской культуре ». 
   Впервые при  раскопках Фофановского могильника был применен особый прибор - георадар, который использовали в целях обнаружения таящихся в грунте захоронений. Учёные- физики из БНЦ тщательно, при помощи электромагнитной волны, обследовали склоны гор. Полученные данные анализировались на компъютере и отмечалось место возможного нахождения могилы.
«Раньше, чтобы найти археологический предмет применялись такие методы раскопок, которые требовали больших человеческих усилий, но всё равно можно было пропустить ценную находку, - говорит Елена Жамбалтарова, а теперь работает точная техника, которая словно «видит » сквозь землю. Однако, и с использованием этой техники, бывают проблемы: Учёные из БНЦ, впервые столкнувшись с таким методом определения  места положения археологических предметов, не сразу освоились. Дело в том, что георадар фиксирует не только места захоронения, но и любое другое уплотнение в земной толще (это могут быть различные палки, корни деревьев и т.д.), и были реальные случаи, когда люди раскапывали места, указанные георадаром, а там не было ничего кроме корней или других предметов. Теперь, когда физики знают, как «выглядит» корень, работа идёт быстрее, и промахов будет меньше.
В одном из указанных георадаром мест почти на метровой глубине, археологи нашли захоронение человека. В погребении было найдено перламутровое кольцо. Но особый интерес вызывает обнаружение черепа другого человека рядом с бедром усопшего.       
Вообще, нахождение в могиле чужих костей- это отличительная черта древней китойской культуры, получившей своё название от реки Китой, где в позапрошлом веке впервые найдены аналогичные захоронения. Китойцы присыпали могилы красной охрой, а труп клали так, что ноги у него были согнутыми. Оттого скелеты китойцев выглядят жутковато - как будто скорчившиеся от ужаса. Зачем они клали туда чужие кости - тоже непонятно. Например, в одном из ранее раскопанных погребений обнаружено семь скелетов, и только один из них был с черепом- вот ему- то, скорее всего ,и принадлежала могила. В других захоронениях найдены лишние руки, позвонки. Представители китойской культуры- это не однородное племя. В разных уголках мира находят китойцев и с монголоидными, и с европейскими признаками.
«Пока пол и расовая принадлежность погребеного не определены. Часть костного материала мы отправили генетикам в г. Новосибирск, которые попытаются  определить, кем же всё- таки мог быть этот человек  », надеется Елена Жамбалтарова. 
Впервые подобные захоронения были найдены в Иркутской области на реке  Китой ещё в 1880 году. Характерные признаки, особенности погребального обряда позволили говорить о целой археологической культуре – китойской.
Сведений о китойцах, их верованиях, обычаях, укладе жизни, миропредставлении немного. Судя по всему, китойцы были неплохими охотниками. Об этом говорят найденные в могилах кости животных, охотничий инвентарь. Важную роль в их жизни играло рыболовство  Изменение черепных костей, развитые длинные кости показывают, во – первых, что китойцы употребляли  в пищу рыбу и, во – вторых, вели активный образ жизни. Их конечности испытывали длительный холодовой стресс, им приходилось долго стоять в холодной воде, видимо, добывая рыбу. Нет ничего случайного и в погребальных обрядах. Инвентарь, найденный в могилах, - рыболовные крючки, костяные вкладышевые кинжалы, заготовки из камня и костей животных, украшения – позволяют говорить о том, что умершего человека снаряжали в мир мертвых, соблюдая определенный ритуал. Тем самым  в материализованных свидетельствах погребального обряда отражаются представление древних о загробном мире. Нередко в могилах находили намеренно сломанные вещи, видимо таким образом вещь тоже «умерщвляли». 
  Летом 2008 года археологами были найдены три погребения. Первое – небольшое, похоронен только один череп, по – видимому животного, причем черепная коробка отдельно от раздробленной челюсти, рядом – пятно охры. Следует сказать, что китойцев отличало особенное отношение к телу умерших, особенно к голове. Типичным для них являлось погребение тел без голов. Они разделяли тела умерших на части и хоронили по отдельности. С чем это связано и что означает, кого именно «разбирали» таким образом – спустя тысячелетия найти ответы на эти вопросы очень не просто. В 2007 году экспедиция под руководством Е.Д. Жамбалтаровой нашла здесь необычное погребение человека с лишним черепом (с помощью радиоуглеродного анализа установлен его возраст – 5800 лет до н. э.) 
Второе погребение нашли с помощью георадара. В могиле был обнаружен скелет мужчины, на боку с согнутыми ногами, головой на юго – восток (это типичное для китойской культуры положение и ориентировка тела). Яркая деталь этого погребения – у целого скелета неестественным образом вывернута стопа. Пальцы правой ноги были как – будто вырваны, а потом вывернуты в вертикальном положениии. По мнению Е.Д. Жамбалтаровой сделать такое с костями возможно только при жизни или сразу после смерти.Над вывернутой стопой был положен камень. Могилу  присыпали охрой (ей древние придавали большое значение, в погребальных обрядах она служила эквивалентом крови, её часто так и называют – «кровь мертвых»), затем грунтом и сверху, по – видимому развели ритуальный костер – археологи обнаружили мощные следы огня.
   В области лопатки было найдено большое количество инвентаря – костяные орудия, небольшое остриё, кости животных. На черепе находились кольцо из кальцита, украшения из расщепленного клыка кабана, нашитые на головной убор. Кроме этого, были найдены костяные пластинки с четырьмя игольными отверстиями. Непонятно как при помощи таких примитивных орудий китойцы смогли сделать  такие мелкие отверстия.
Третье погребение – пожалуй, самое яркое и интересное (рис 2) Могила была небольшой, размером со столешницу. Каково же было удивление археологов, нашедших коллективное захоронение! В могиле находились четыре скелета, головой ориентированные на юго – восток. По бокам- скелеты взрослых людей, предположительно мужской и женский. На «женщине» покоились останки двух детей, предположительно 5 и 8 лет. Вся
могила сплошь засыпана охрой. Левая рука женщины вытянута, в правой – составной вкладышевый  кинжал. Головы взрослых украшены перламутровыми кольцами, рядом по - человеческому зубу. Самый богатый инвентарь у мужчины: украшения на шее, костяной гарпун, кости животных, пластина из халцедона, каменные орудия. На груди у него нашли интересный предмет- трубчатая кость длиной в тридцать сантиметров, раздвоенная с одной стороны и с отверстием с другой. Как она могла использоваться- на этот вопрос постараются найти ответ специалисты- трассологи.
Как умерла эта предположительно «семья»? В пользу насильственной смерти говорят несколько фактов. Во- первых, это люди в расцвете сил. Во- вторых, в лобной части черепа одного из детей зияет отверстие звездообразной  формы. Что явилось причиной их смерти- нападение или несчастный случай- сказать сейчас трудно …
Археологические материалы будут отправлены в институт этнологии и антропологии РАН (г. Москва), где специалисты- антропологи постараются найти ответы на многочисленные вопросы о китойцах. В частности, до сих пор идут споры, к какому антропологическому типу относятся китойцы? Кто- то из учёных видит присутствие монгольских признаков, кто- то европеоидной. Существует мнение, что это «переходный вариант»: китойцы жили в период становления, формирования рас.
Возможно, находки бурятских археологов прольют свет и на эти вопросы. И мы узнаем больше о людях, когда-то живших на нашей Кабанской земле.         
Из всего приведенного выше, мы можем сделать точный вывод о том, что люди, которые жили и ходили по той же самой земле, на которой живём и по которой ходим сейчас мы не были неразвивающимися, а скорее, наоборот, они многим интересовались, они уже умели многое делать, и именно их умениями пользуются сейчас люди нашего времени в изготовлении рыболовных крючков, это они придумали способы различной «нарезки» ножами изготовленными из камня, это они придумали, скажем так «технологии» изготовления вкладышевых кинжалов и так называемых нефритовых топоров и у них тоже, как и у нас, были различные украшения. 
Но самым главным их достоинством было то, что они умели рисовать- их наскальные рисунки поражают весь мир, там и сцены из охоты древнего человека, и другие эпизоды, которые древний художник решил изобразить.
Всё это указывает на то, что древние люди были необычайно умны, талантливы.
  И, наконец перейдём к заключению, почему же всё- таки Фофаново имеет право называться шестым чудом Кабанского района? – Да потому, что здесь из- за историко - религиозно- культурных памятников   можно открыть места для их посещения туристами, ведь сколько интереса со стороны других людей может вызвать перспектива посещения историко- культурного памятника  Бурятии, о котором  люди из других городов даже и  не слышали, какой интересной возможностью представится узнать ещё много нового об окружающем вас мире, своими глазами увидеть всё это, своими ушами услышать пение здешних птиц- всё это дорогого стоит, как в познавательном смысле, так и в материальном (это уже для нас, нашего развития (Кабанского района)). Представьте себе, какие толпы туристов нахлынут сюда, и какой это обернётся прибылью для нашего района. Ведь в нашем святом краю имеется великое множество достопримечательностей, которые мы должны открыть для себя и для всего окружающего нас мира, потому что мы должны зарекомендовать себя как развитый район, в котором есть талантливые, умные и приспособленные люди, знающие и выполняющие свой долг перед отчизной. Тут есть ещё и замечательная природа, любоваться и описывать которую можно до скончания века. Здесь и горы, покрытые пышной растительностью, и водные просторы величественной реки Селенги, в глубинах которой обитают множество различных видов рыб, используемых «по назначению», то есть в качестве пищи, и огромные бескрайние леса тайги, животный мир которых настолько просторен и разнообразен, что об этом можно написать великое множество книг. В нашем районе, именно по реке Селенге проходит на нерест знаменитая по своей уникальности промысловая  рыба- байкальский омуль, и «гигант», исполин, гордость Бурятских рек и озёр- байкальский осётр, иногда в этой реке встречаются «сибирские крокодилы»- красавцы таймени.
Но я не мог не затронуть экологических проблем, ведь истинный патриот должен заботиться и о животном и растительном мире своего района. Итак, как же всё это сохранить, как сберечь весь этот уникальный животный и подводный мир от различных экологических проблем нашего тысячелетия? Ведь ежедневно в воду реки Селенги и в воды озера Байкал выбрасываются промышленные отходы в огромных количествах, что губительно влияет на среду обитания видов рыб, живущих в этой реке. Выбросы дыма с различных предприятий также отрицательно воздействуют на экологический фактор. Сразу напрашивается вопрос, а почему собственно промышленным предприятиям не построить для себя комплексы очистных сооружений, как это сделано у Селенгинского ЦКК? Почему не установить фильтры на «трубах» промышленных предприятий, ведь мы своими руками разрушаем свой собственный мир! Мы должны сохранить всё это, все наши природные богатства для будущих поколений, для наших собственных детей. Я думаю, ни один истинный патриот не захочет, чтобы обо всех природных богатствах нашей малой родины в ближайшем будущем говорили в прошедшем времени.           

 
 
Автор: Модератор
Просмотров: 6440

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -