Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Минеральные источники Улекчина

25 марта 2012

Автор: Дамдинов Баясхалан, ученик 8-го класса

Руководитель: Дамдинова Б.Б., учитель химии

 

На территории Улекчинского сельского поселения расположены несколько уникальных целебных источников, которыми пользуются не только жители села Улекчин, но и близлежащих сел района, соседних районов. Были сделаны несколько попыток, сделать анализ этих источников кружковцами вместе с учителем химии Дамдиновой Б.Б.

 

Источники аршааны, которыми пользуются мои земляки:

 

Ундэр Баабайн аршан

 

Хатан Уулын аршаан

 

Зуун Бэеын булаг

 

Сайханай аршаан

 

Хонгор уулын аршаан

 

Первый источник - Ундэр Баабайн аршаан 

 

Гора Ундэр Баабай – одна из главных святынь Закаменского района. Согласно легенде один молодой русский казак вместе с беременной женой-монголкой был настигнут преследователями на этом перевале и убит. Дух убиенного казака превратился в хозяина священной горы. Ундэр Баабай благоволит всем служивым людям и тем, кто находится в пути. И еще гора Ундэр Баабай уникальный природный памятник с тремя одинаковыми отвесными скальными сопками над самой рекой Джидой.

 

В середине первой скальной сопки имеется пещера, на второй сопке Барисаан – встречают и провожают всех гостей Закамны. К подножью третьей сопки ведет узкая козья тропка. С одной стороны – отвесная скала, ухватиться не за что, а с другой стороны бездна, где далеко внизу, у самой скалы стремительно несется река Джида. Но когда, наконец, доберешься до подножия, из-под огромной скальной ниши, где на густых кустарниках висит большое количество полосок разноцветных тканей ленточек – зурам, в двух местах бьет минеральный источник – аршан.

 

Первый аршан помогает от болезней желудочно-кишечного тракта, а второй – слева, что капает как слезинки, - исцеляет зрение. Между расщелинами скал имеются глиняные отложения, употребив которые в определенных дозах лечатся от язвы желудка.

 

Второй источник - Хатан Уулын аршаан

 

Этот исочник расположен недалеко от села, примерно 0,6-1 км  у подножия горы,  в ложбинке. Раньше гору, которая напоминает бурятское седло, называли Далха уула, затем переименовали в Хасаг уула, так как здесь обосновались казаки приехавшие на службу. В последние 80-90 лет стали нарекать Хатан уула. Хозяйку этой горы жители воспринимали в образе женщины. В переводе «Хатан» - означает «царица».В народе называют Хатан эжын аршаан. Гора святая, совершают обряды – молебны в июне месяце.

 

В 1940-ые годы у подножья этой горы жили животновод Баиров Мархай с женой Хандой. Его жена вылечивалась от кашля, гриппа ключевой водой святой горы. С тех пор жители стали употреблять аршаан при гриппе и непременно вылечивались без приема лекарств. Также в народе бытует мнение, что аршаан помогает от женских заболеваний.

 

Круглый год бьется целебный источник и жители набирают святой целебный воды от разных недугов и хворей.

 

Софья Дымбрыловна Жамбалова, отличник народного образования РФ долго не могла вылечиться после запущенного гриппа. И однажды ее заинтересовал рассказ бабушки Ханды Баировой и она решила испробовать аршаан из источника. Совершив все необходимые обряды поклонения горе, поговорив мысленно с царевной хозяйкой попросила целебную воду в свою посуду и аршаан помог ей. С тех пор люди начали круглый год употреблять воду источника от разных болезней. Особенно при гриппе, кашле.

 

В 1990-х годах химики кружковцы изучали источник. Химическим анализом было обнаружено большое количество ионов кальция, гидрокарбонатов, но точного анализа в условиях школы не смогли провести.

 

Третий источник - Зуун Бэеын булаг

 

Родниковая вода не замерзает круглый год. Люди, проживающие поблизости этого источника, употребляли воду и был сделан вывод, что она помогает при поносе, т.е. при болезнях желудочно-кишечного тракта. Это стало известно в 1960-ых годах.

 

Четвертый источник. Сайханай аршаан

 

На северо-западе в 17 километрах от села, на правом берегу речки Барунгол располагается живописная местность «Сайхан» с целебным источником. Падь «Сайхан» раньше назывался «Муухай жалга». Однажды по рассказам Отличника народного просвещения РФ, главы сельского поселения «Харацайское» Гармаева Жамсарана Цырендоржиевича: - дедушка Гомбын Гончик и Тугулдуров Цыбик зимой обнаружили, что там пробился ключ, а над ключом летали мошки. С тех пор барунгольские бурят-монголы поправляли свое здоровье на этом аршане.

 

Родник берет свое начало в глубине узкого горного ущелья, где до середины лета сохраняется наледь, создавая прохладную температуру. Особенно приятно в летнюю жару. Раньше жилища для отдыха строили временные: шалаши, крытые берестой или корой лиственницы. Сейчас рубленые домики, туристические палатки, шалаши, крытые брезентом.

 

В середине 20 века здесь был колхозный пионерский лагерь «Огонек»,  теперь стараниями нашей школы Здесь строится спортивно-оздоровительный лагерь «Олимпийские надежды». Ежегодно многие жители нашего села, района и республики в одиночку и семьями приезжают в местность «Сайхан», чтобы отдохнуть, набраться сил, испить целебной воды.

 

Вот уже 5 лет осуществляется проект лагеря «Олимпийские надежды». Старшеклассники летом работают и отдыхают на этом аршане, пьют целебную воду, принимают ванны, души. Через 3-5 дней у всех ребят повышается аппетит, становятся бодрее и энергичнее. Из отдохнувших детей большинство за учебный год не пропускают учебу по болезни.

 

Наша выпускница Жамсаранова Валентина проводила вместе с учителем химии Бальжитмой Баяновной диагностику здоровья и исследовательскую работу по изучению химического состава аршана, его целебных свойств.

 

В июне 2005 года в Бурятском Государственном Университете на химическом факультете преподавателем Ульзетуевой Ириной Дабаевной, к.г.н был проведен анализ химического состава аршана «Сайхан» по просьбе учителей нашей школы. По результатам анализа минеральный источник является гидрокарбонатным магниево-кальциевым. Имеются специфические компоненты радон и фтор. Ионы натрия, калия, силиката будут исследованы в следующий раз.

 

Какими же целебными свойствами обладают компоненты аршана «Сайхан»?

 

Кальций – обладает противовоспалительным действием, влияет на рост и плотность  костной ткани,сосотояние зубов, снижает склонность к кровотечениям из слизистых оболочек. Усиливает сократительную силу сердечной мышцы, активирует ряд жизненно важных ферментов, повышает устойчивость организма к инфекциям. Кальций является элементом  внутриклеточной стабилизации, поэтому его значение и постоянство для организма велико.

 

Он участвует в передаче нервных импульсов, обеспечивает равновесие между процессами возбуждения и торможения в коре головного мозга. Участвует в работе клетки, стабилизируя мембраны, влияя тем самым на проявления аллергического воспаления. Снижает холестирин крови.

 

Магний – хорошо усваивается организмом. Ионы магния минеральной воды способствует устранению спазм в желчного пузыря и желчевыводящих путей, снижает уровень холестерина в крови и желчи. Магний благотворно влияет на нервную систему, являясь антистрессорным элементом, особенно в сочетании с витамином В6.

 

Микроэлемент магний входит в состав около 300 ферментов организма человека, что определяет его участие в энергетических процессах всех органов и тканей, прежде всего активно работающих. Расширяет сосуды, что способствует снижению артериального давления. Способствует расширению бронхов  и снятию бронхоспазма, обладает противоаллергическим действием, антиоксидант.

 

Гидрокарбонат регулирует секреторную и моторную функции желудка, обладая понижающим или повышающим эти функции действием (в зависимости от времени употребления минеральной воды относительно приема пищи), уменьшает спазмы желудка и кишечника, способствует растворению слизи в желудке. Гидрокарбонат в комплексе с сульфатом влияет на липидный и углеводный обмены, нормализует инсулиновую активность ферментов.

 

Фтор необходимый компонент питьевой минеральной воды.фтор влияет на углеводный, липидный и электролитный обмены, действуя противовоспалительно, способствует прочности костей и профилактике кариеса.

 

Аршан «Сайхан», как было выявлено, является гидрокарбонатным магниево-кальциевым. Значит из всех его лечебных свойств преобладают целебные свойства именно этих элементов: прием аршана благотворно влияет на органы пищеварения, развивает аппетит, способствует излечению болезней верхних дыхательных путей, гриппа, опорно-двигательного аппарата.

 

Пятый источник - Хонгор уулын аршаан

 

В 20-25 километрах вверх от Улекчина возвышается священная гора Согто Баян Хонгор Уула. У подножия горы есть минеральный источник – аршаан.на тонких длинных жердях сделаны желоба, по которым прозрачная вода аршана весело струится, перекатывая с одного слега на другой. Здесь лечатся, отдыхают местные жители, гости из города Улан-Удэ. Отдыхающие вместе со своими детьми огораживают источник, чтобы дикие животные, домашний скот не затоптал. Еще в далекие времена этот источник был известен своими целебными свойствами. Лечились аборигены этих мест эвенки (хамниганы) или еще как их называли в пушкинские времена – тунгусы.

 

Перекочевавшие сюда из Северной и Западной Монголии бурят-монголы расселялись по всем падям и лощинам долины Улекчина. Они спрятали под берегами реки Улекчинка Бумба – запечатанные кувшины с молитвами, зернами злаков, подношениями Лусууд (богу воды) и вода спокойно протекала по своему руслу. Рядом с Хонгор Уула в местности Хутэл были летники аймака аршаантан из племени hойhо первый. Один лама этого аймака возвел каменную насыпь возле источника и сказал, что в будущем здесь будет аршан, исцеляющий всех страждущих.

 

Потом все это какое-то время было предано забвению, и люди перестали отдыхать и почитать местную святыню. Через некоторое время после длительного дождя река Улекчинка вышла из берегов. С верховьев катились большие валуны камней, повсюду были раскиданы коряги. Два рукава реки сошлись смыв плодородный слой земли и обнажив огромный пласт песка и гальки, тем навсегда уничтожив зеленый покров земли. Встревоженные жители Улекчина обратились за советом к ламе. Лама астролог вынес следующий вердикт, что люди забыли священную гору Хонгор, которой покровительствует Лусууд (бог воды).

 

Здесь берет начало источник –аршаан Развилка аршаанной магистрали

 

Можно аршаан направить в резервуар для подогрева, также в сторону ручья, где набирают в емкости.

 

Примерно лет 120 назад местный житель по имени Еэхэрэй Нима из аймака аршаантан из племени hойhо первый решил возродить святой источник. Да илетник его родичей находились неподалеку. Вот он вместе со старейшинами, ламами поехали вверх по реке Утукту километров 20-25. По пути следования от своего стойбища (бууса) до минерального источника Еэхэрэй Нима обкуривал и задабривал все родники и ключи.

 

Священная гора встретила паломников звоном литавров (сан) и боем барабана (хэнгэрэг). Это духи местности (уулын эзэд) сами самостоятельно совершали положенный молебен. Слышали, конечно не все, а избранные. Приехавшие ламы освятили и обкурили благовониями аршан. В это время на друго стороне Хонгор Уула, в долине речки Улятуйка, одна бабушка по имени Пилтуханай тооби сказали своим: «Слышите звон литавров и бой барабана,идет освязение Хонгор Ууклы» (сан хэнгэрэгдугарна, Согто Баян Хонгор Уула тахигдана).

 

Естественно,никто ничего не слышал, не обратили внимания на слова старушки. Через какое-то время узнали, что действительно в тот день и вто же время освящали святой источник. С тех пор каждый год 13 числа среднего месяца лета жители улуса совершают религиозный обряд и приносят жертвопринишения. На молебен на гору поднимаются только представители сильного пола.

 

Не доходя до вершины метров 500 есть развалины шестиугольного будийского дугана,возле которого целая плантация черемши (халяар). На вершине имеется большая  площадка. Ровно посередине огромный конусообразный шатер из сухих стволов валежника. А вокруг двенадцать курганчиков – обоо на одинаковом расстоянии друг от друга.

 

По звуку Дунгара – крупной морской раковины, начинается молебен. Все присутствующие сидят в полном молчании и в полном единении с природой. Дети, сопровождающие своих родителей, бабушек, дедушек, воочию убеждаются в красоте родной природы. Трепетное отношение старших к святыням, лучше всяких слов наполняют наши сердца чувством восхищения и умиления родной природой.

 

Начиная уважать и поклоняться родовой горе, мы тоже уважительно относимся к священным местам других гор. Высоко над головой тихо шелестят кронами кедры – кормилицы сибирской тайги. К северу от обоо есть неглубокое лесное озеро. Наверное, это водопой диких животных. В ясную погоду видны северные гольцы, знаменитая гора – Хан Уула, а с южной – село Улекчин.

 

Наши предки со стародавних времен поправляли свое здоровье на местных минеральных источниках – аршанах. Целебным источникам в нашем селе поклоняются как культовым местам.

 

Значения и свойства аршанов

 

«Ундэр Баабай» (в переводе высокочтимый отец) – рекомендуется для лечения желудка, болезней глаз;

 

«Сайхан» лечит болезни кишечного тракта, заболевания суставов, бронхит;

 

«Хонгор» хорошо лечит ангину, кожные заболевания, бронхит;

 

«Хатан» - грипп, бронхит, женские заболевания.

 

Рядом со священной горой в местности Хутэл (Перевал) заботливо огорожены деревья дружбы (эб модод) – береза (хаhан), лиственница (шэнэhэн), тополь (уляаhан), растущие слитно, как одно целое.

 

Мои земляки воспевают в своих стихах красоту нашей природы. О каждом из сказанных мною аршанах, святых местах сложены стихи.

 

hайханай аршаан

Хухэрэн байгаа

Хубшэ тайгын дундаhаа

Хадые хундэлэн бурьялан мандаhан,

Булагай уhандал hаруулхан

Булта зондо туhатай

Улэгшэн нютагайм hайханай аршаан.

Алтан наранай элшэ доро

Арюун агараар амилжа,

Аяга сайгаа ургэжэ,

Арюухан аршаанда хуртэжэ,

Амаржа байхада зохид.

Эртэ сагhаа нааша

Эсэгэ убгэдымнай

Энхэрэн хуртэдэг

Энэ нютагаймнай аршаан.

Элдин ногоогн дэлхэйн

Шэмэг болоhон,

элуур энхэ байдал сахигша

Энхэ мунхэхэн hайханай аршаан.

 

Хонгор уула

 

Улэгшэн годой эхиндэ

Ундэр гоеор харагдадаг,

Ульгэр домогто оропон,

Хойто бэедээ нууртай

Хонгор уулын сэжэпээ,

Харьялан халипан

Булта зондо тупатай,

Булагай упандал паруулхан

Бурьялдаг Хонгорой аршаан

 

 

 

Хатан уулын аршаан

 

Наранай гараха зугтэ,

Нарпата жалгын адагта

Налгай зохидоор харагдадаг,

Наада таладаа хабсагайтай

Нариихан жалгапаа дэлгэрпэн

Нангин  пайхан аршаан.

Ханяада, уушханай убшэниие

Хобхор татажа хунгэруулдэг

Хунэй бэедэ тупатай

Хатан уулымнай аршаан.

Элдин сагаан дэлхэй дээрэ

Элдэб янзын аршаан бии –

Элуур энхэ ябахадаа

Этигэн найдан хуртэел.

 

 

Информацию об источниках получили из работ Очирова П.Т., Очировой Ц.Ц., Гармаева Ж.Ц., работы по исследованию аршанов Жамсарановой В.С., туристическо-исследовательский поход школьного туристического отряда в 2004 году, бабушки Буянтуевой Долгор (хирург Доржын эжы). Исследовательская работа проведена под руководством Дамдиновой Б.Б.

Автор: Moderator
Просмотров: 5835

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -