Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Нюхэтэй шулуун

20 марта 2012

В окрестностях села Улюн с северной стороны на пригорке есть святое место НУХЭТЭЙ ШYЛYYН: ХОРИ МОНГОЛ УДХАТАЙ, ЕХЭ БАЙСАТАЙ, УЛАНАЙ ЭДЛЭЭШЭ. Это древнее место обитания монголов на землях БАРГУДЖИН-ТОКУМА, родина прародительницы чингисидов, Алан-гоа.

Само название   БАРГУДЖИН-ТОКУМ переводится как родина замужней женщины. Считается, что покровительницей этой земли является женщина. Традиционно каждое новолуние жители села проводят обряд «МYРГЭЛ», а также в любое время года сюда приходят местные жители, выходцы из этих мест, живущие далеко за пределами района; они приходят со своими проблемами, чтобы поклониться родной земле, получить благословение, исцелить душу и уходят с надеждой на благополучие.

 

Перед отъездом в дальнюю дорогу, перед любым важным мероприятием (выезд на учёбу, проводы в армию) нужно помолиться.

Каждую весну, в новолуние совершается традиционный обряд моления. Для совершения обряда приглашают шамана или пожилого человека, который знает обычаи и правила обращения к местным духам, так как каждое место имеет своих хозяев (эзэн). Поклонение происходит в праздничной форме. Каждая семья готовится к этому обряду как к празднику, для этого определяется благоприятный день (тэгшэ гарик).     

 

Родственники, соседи договариваются между собой и берут продукты – это водка, желательно молочная., собственного приготовления, молочная пища, чай, конфеты, печенье, топленое масло. Нужно взять мелкие монеты, спички, сигареты, разноцветные ленточки (сэмэлгэ) несколько штук (по количеству членов семьи и на два больше). Нельзя брать ленточки красного и черного цветов. Этот обряд называется МYРГЭЛ – полонение хозяевам Улюнской горы.

 

Перед жертвоприношением все участники называют свой род. Например: hэнгэлдэр, Шоно, баяндай, абзай и т.д., затем мужчины разжигают костер, и все участники угощают огонь пищей, кладут монеты в специально отведённые места, зажигают лампады (зула) и ставят в установленное  место на скале, сопровождая словами благопожелания всем живым существам. Принесённые с собой сэмэлгэ развешивают на  молодых, зелёных  веточках, что означает благополучие и процветание.

 

Приглашенный для проведения поклонения пожилой человек (YБГЭН) приступает  к исполнению обряда. Он собирает небольшие порции водки и молока (эдеэнэ дээжэ) у всех присутствующих в одну ёмкость и в сопровождении нескольких мужчин идёт «брызгать», то есть угощать эзэнов местности, причем все мужчины должны быть с покрытой головой и с ремнём на поясе (малгатай, бэhэтэй). При этом все остальные участники сидят, обратившись в сторону восхода солнца, с молитвенно сложенными руками. Каждый мысленно обращается к духам местности, испрашивая благополучия. Брызгая сэржэм, Yбгэн перечисляет все рода, имена присутствующих и просит их благословить.

 

Он обращается к предкам, духам местности с просьбой, чтобы все жили в достатке, дети росли здоровыми, домашний скот размножался, все начатые дела осуществлялись и т.д. В конце обряда все мужчины синхронно бросают блюдца (тоорог) в сторону поклонения эзэнам. Если при падении блюдца не переворачиваются, то это означает, что всех ждет благополучие и год будет удачным. После молебна полагается убрать мусор и пустые бутылки унести с собой.

Автор: UsosSchool
Просмотров: 3067

Дополнения

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -