Соседнее село Тохой, отделение совхоза «Оёрский», расположенное в правом берегу реки Джида с самого основания в составе России оказалась отрезанной от административных и хозяйственных центров. Данное положение создавало определенные трудности, как населению, так административным и хозяйственным центрам. Перед населением и властями стояла острая проблема по возведению моста на реке Джида. Эта задача была решена только в 80-е годы прошлого столетия. Летописи села строительства моста датировано 1986 годом.
Мост нужен был по многим причинам
1.Село Тохой и Укыр_Челон в ХХ веке, в советский период и по сей день относятся к одному из крупных хозяйств республики совхозу «Оерский». На территории наших сел есть богатые сельскохозяйственные угодья для скота, а также пашни. Для обработки и возделывания пашней нужно было круглый год поддерживать связь с Оером. Организация сельскохозяйственных работ требует доставку горюче-смазочных материалов: бензина, дизельного топлива, мазута и т.д. доставка на лодках и по рекам неэффективно и небезопасно
2.Кроме хозяйственных нужд на селе жило тысячи населения, функционировали школа, клуб, медпункт, магазины, почта. Нужно было каждый день людям ездить по различным вопросам в Оере, Петропавловку. Функционировали паром, держали лодку для населения, но эти мероприятия не решали проблем.
3.Население села снижалось. До строительства моста было много человеческих жертв, особенно среди молодого населения, которое рисковало переплыть реку, чтобы скорей попасть домой. Люди семьями покидали родные места после такого горя.
4. Молодежь стремилась устроить свою жизнь за пределами Тохоя
Все эти причины стали определяющими при строительстве моста.
Инициаторами строительства моста были директор совхоза «Оерский» - Филиппов Степан Матвеевич, председатель сельсовета Ванкеев Жигжит Цындеевич.
Так как население села небольшое, автомобилей у населения не было, в селе нет пограничного застава как в Желтуре, решили построить небольшой подвесной мост.
Висячий мост- мост, в котором основная несущая конструкция выполнена из гибких элементов (кабелей, канатов, цепей и др), работающих на растяжение, а проезжая часть подвешана. Висячие мосты часто называют «подвесными». Мосты такого типа выглядят очень гармонично.
Основные несущие тросы (или цепи) подвешивают между установленным по берегам пилонами. К этим тросам крепят вертикальные тросы или балки, на которых подвешивается дорожное полотно основного пролета моста. Основные тросы продолжаются за пилонами и закрепляются на уровне земли. Продолжение тросов может использоваться для поддержки двух дополнительных пролетов.
Длина моста около 150 метров, Ширина 1,50 см. Строила бригада ДРСУ Джидинского района. Состояла на балансе совхоза. Мост был как пешеходный, можно бы ездить гужевому транспорту. Но со строительством моста, население стало приобретать автомобили марки «Запорожец», «Москвич». Автомобилей у населения было до 2000 года около 10. Мост был сильно поврежден из-за эксплуатации не по назначению. Пешеходам было страшно пройти.
В 200О году силами хозяйства и населения был произведен ремонт. Деревянные перила были заменены железными. Стало намного безопаснее ездить. Население стало приобретать «Жигули»
С 2005 года он относится к сельскому поселению, с 2009 года силами населения и спонсорской помощи был произведен ремонт, население старается сделать мост пошире в силу возможностей моста.
В настоящее время поток автомобилей, проезжающих по мосту участился. Каждый день ездят учителя из Оера, ветслужба, население по частным делам ит.д.
И.Ф.Галсанова, учитель истории
Комментарии