Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Памятники природы и культовые места Курумканского района

2 марта 2012
Памятники природы и культовые места Курумканского района

В Курумканском районе очень много памятников природы. В данной работе дана краткая характеристика некоторых памятников природы и культовых мест. 

Памятники природы и культовые места

 

Особенностью Курумканского района считается наличие уникальных природных памятников и священных для буддистов мест. Место захоронения бурятских шаманов, священная гора Бархан-уула, священный чум, скрывающий от посторонних глаз столп, испещренный молитвами на санскрите, многочисленные аршаны издавна привлекают сюда туристов.

 

Согласно тибетским текстам, в Бурятии и Монголии имеется 5 главных «сабдаков» - мест, где живут главные духи. Самое северное из них – гора Бархан-уула охраняет буддистское чтение с севера.

 

Бархан – уула по праву считается главным культовым объектом в Баргузинской долине. Считается, что человек, поднявшийся на эту гору, устанавливает связь с таинственной силой этого места и становится единым с богом. Только люди, ведущие праведный образ жизни, могут увидеть на скалах этой горы огромное изображение Будды. По мифологии бурят, гора Бархан – уула – место пребывания Бархан Баабай и Хажар Сагаан – нойона, хозяев Баргузинской долины, небесных повелителей; спустившихся на землю с неба.

 

Из-за трудностей подъема на вершину утеса (2585 м.) шаманские, а затем и буддийские обряды проводились внизу, где впоследствии был построен Баргузинский (Барагханский) дацан в 1818 году. Женщины на моления не допускались. Последнее из предыдущих восхождений лам на Бархан – уулу местные старожилы относят к 1920-м годам. Последний обряд жертвоприношения с участием буддийских священнослужителей проходил в 1997 году, в канун открытия Всероссийского буддийского международного ретрита в селе Курумкан. В 2000 и 2002 году учителя Барагханской средней школы совершили восхождения на вершину Бархан-уула в рамках программы «Альтаир». При этом на площадке Тэптээхэй ими обнаружено крупное каменное обо (высотой 1 м 10 см, диаметром 2 м 7см). А также ламаистский скрещенный знак, обозначающий вечность и бесконечность мироздания, при этом характер жертвоприношений остался неопознанным, ибо в 4 -6 м к северо-востоку расположена ямка, в которой находятся различные боевые доспехи: ствол от дробовика 1901 года выпуска, два затвора от ружей, три пики разных размеров, сабля – хортом, бурятских символический знак, изображающий соембо, из листового железа. По словам К.М.Герасимовой, «Хозяину» Бархан горы буряты молились наверху, на площадке Тэптээхэй, где, по преданию жил предок Чингисхана.

 

Возможно, данное культовое место стало сакральным еще и потому, что в давние времена, как гласит предание, из Монголии в Баргузин, спасаясь от беды, прибыл некий Буртэ-чино. В Баргузине он жил на склоне горы Бархан, на широком скальном выступе, где сохранились остатки его стойбища.

 

С вершины Тэптээхэй открывается величественная и прекрасная панорама большей части Баргузинской долины. Это и понятно, ибо хозяин места эжин и сабдак не могут не жить там, откуда они могут обозревать свои владения.

 

Пеший маршрут «Восхождение на Барагхан» (протяженность: 15 км., продолжительность 1-2 дня, рекомендуемое время: май – октябрь). Начало маршрута от с. Барагхан по лесной дороге, вверх по долине реки Епишка, затем крутой подъем по тропе до каменного обо. С небольшого плато перед самой вершиной открывается вид на Баргузинскую долину и грандиозные вершины центральной части Баргузинского хребта.

 

Куйтунские дюны

Процесс усиленного разрушения и изменения минералов и горных пород в условиях земной поверхности под воздействием физических и химических атмосферных факторов, грунтовых поверхностных вод привел к образованию в местности Сагаан-Нур на левом берегу реки Аргада на Куйтунах интересного геологического объекта – песчаных дюн. Площадь песков занимает примерно 3 гектара.

  

Курумканский дацан

 

Курумканский дацан «Гандан Ше Дувлин» является местом духовного поклонения верующих всей Баргузинской долины.

 

Дацан Баргузинской долины по сравнению с другими бурятскими дацанами является, пожалуй, одним из молодых и одним из самых северных. Согласно историческим данным, первый дуган был построен в 1818 году в местности Борогол без официального на то распоряжения властей. В 1824 году был построен ещё один дуган в местности Хасхал. И, наконец, в 1832 году по распоряжению Иркутского гражданского губернатора был построен большой дацан в деревянном исполнении в местности Борогол. Это распоряжение  затем закреплено указом Верхнеудинского земского суда № 2568 от 1 марта 1832 года. К этому дацану были причислены и два дугана, построенные ранее.

 

Именно в те годы началось официальное признание властями все более распространяющегося среди народа Учения Будды. В распространении  и укреплении буддизма Баргузинская долина большей частью обязана лацаб-ламе Сонгольского дацана (хамбын-хуре) Нимайлану. Почти все баргузинские ламы, принимавшие монашество, давали клятвы именно Нимайлану.

 

Большой вклад в распространении буддизма в Баргузинской долине внесла династия тайшей Сахаровых. В 1879 году группа Баргузинских бурят во главе со своим тайшой Цыдыпжапом Сахаровым купила священную буддийскую сутру «Ганжур», содержащую подлинные изречения самого Будды Шакьямуни состоящую из 108 томов, оцененную 1600 рулей.

 

В истории нашей страны был, к сожалению, печально известный период гонений на религию, когда многие дацаны были разрушены, в том числе и Баргузинский. После демократических преобразований произошедших в нашей стране, в Баргузинской долине началось возрождение буддизма, и в 1991 году был построен  первый дуган нынешнего Курумканского дацана.

 

По сравнению с другими дацанами у Курумканского большое будущее. Здесь открыт с 1996 года  Всероссийский  международный медитативный ретритный центр по инициативе Геше Джампа Тинлея, и не случайно сюда приезжают  Джецун Дамба Хутукт 1Х (Богдо  Гэгэн) и другие высокие духовные лица со всех концов России. Досточтимый  Геше Джампа Тинлей  выбрал Курумкан  как ретритный центр, прежде всего, как родину знаменитого йогина именуемого Соодой лама. Кроме того, вся природа долины, расположение гор способствует достижению внутренней гармонии людей, избравших нелегкий путь духовного совершенства.

 

Субурга (ступа) Соодой – ламы

 

На высоком холмистом отоге Куйтуна, над долиной находится субурга (ступа) знаменитого буддийского священника, настоятеля Баргузинского дацана Цыдена Соодоева, прах которого по буддийским традициям был замурован в субургу.

 

Величественная панорама Баргузинской долины открывается взору с Субурги. Вдоль подножия хребта раскинулись села Элэсун, Барагхан, утопающие в зелени и белом черемушнике. Под крутым куйтунским обрывом серебристая речка Аргада, впадающая в Баргузин. Верх по реке зеленеют Харганайские, Туракинские, Арбунские урочища, гористые леса Зун и Баран Зарматы, в синей дымке, желтеют пески Верхнего Куйтуна. А если перевести взгляд вниз по реке, открываются просторы Баянгола, Хилганы, Улюна и видны склоны гор Бодона, Уро и Читкана. Удивительное место в сердце долины! Внизу, у почти у ног урочища Хахи, Адал, Улааза, урда Гол … Лицом Субурга строго обращен на юг, где далеко – далеко лежит родина Будды – Тибет, Индия, Цейлон.

 

Знаменитый проповедник буддийского учения, известный йогин, признанный перерожденец индийского философа и йогина Нагарджуны, 9-й настоятель Баргузинского дацана Соодой - лама (в миру Цыден Содоев) родился в Элысуне в 1846 году. В странствиях по Тибету, Индии, Цейлону постигал он великое учение Будды. Семь лет обучался в монастыре Балдан Брейбун (Тибет). В 1895 году Соодой – лама стал ширээтэ – ламой Баргузинского дацана. Был общественным деятелем своего времени. В 1895 году с представителями баргузинских бурят во главе с тайшей Ринчином Сотиевым присутствовал на коронации Николая II в Москве и был удостоен золотой медали. Он был широко образованным и всесторонне развитым человеком, владел русским, японским, японским и тибетским языками, знал тибетскую медицину. Еще обладал необыкновенным даром прорицателя. Все его предсказания сбылись. К примеру, он предсказал, что в 20 веке будет революция и к власти придут «красные». Умер в 1916 году в возрасте 70 лет в Харганайском дацане, на берегу живописного озера Сагаан – Нуур. «Высокий учитель» достиг высочайшего совершенства в йоге: усилием могучей воли он, уходя из этой жизни, бесследно растворился в воздухе.

 

Народная легенда донесла до нас, что пришли провожать ундэр ламхай видные буддисты Востока, все араты Баргузинской долины. Когда впервые люди поднялись на эти высоты, то последние только выходили из дацана. По канонам буддийской и религии прах был замурован в Субургу. Надгробную чугунную плиту в буддийском исполнении отлили и доставили из Санкт-Петербурга.

 

Построенная в честь Соодой  -ламы буддийская ступа стала впоследствии одним из самых почитаемых культовых мест для буддистов, местом паломничества туристов.

 

Ступа в Угнасае, посвященная памяти репрессивных лам из Гарги и Чернин ламе

 

В начале 20 века в Баргузинской долине родился еще один известный священнослужитель – Чернин – лама (в миру Чернин Очиров) «божественный и общающийся с небожителями человек». Этот лама, словно «сотканный из добрых человеческих черт», прошел все круги ада сталинских лагерей, 10 лет отсидел в Краслаге. В1947 году он вернулся в Курумкан, где жил, помогая людям. Служил он и в Иволгинском дацане, имел огромный авторитет среди верующих.

 

11 мая 2007 года прошло освещение ступы посвященная памяти репрессивных лам из Гарги и Чернин ламе в местности Угнасай сельского поселения «Арзгун», на котором присутствовал Хамбо лама Буддийской Сангхи Дамбо Аюшеев из Улан – Удэ. Погода была теплой, безветренной. До обеда прошел молебен, во второй половине дня культурно-спортивные мероприятия. Большое значение Хамбо лама придал 4-м старым колышкам, выкопанным из земли, которые Соодой лама освятил в свое время, предсказав, что в будущем на этом месте будет дацан. Удивительно, этим колышкам свыше ста лет, но они абсолютно целые, без каких-либо следов гнили. Хамбо лама отметил, что в этой местности присутствует дух Содой ламы, и, по его мнению, будущее буддизма в Баргузинской долине будет связано с этим местом.

 

Угнасай – это сакральное место, давшее миру много талантливых людей, прославивших Баргузинскую долину далеко за пределами республики. Возведение здесь субургана – это дань уважения памяти народа, путь к возрождению духовности, милосердия, очищения души.

 

Шаманское культовое место – Хадаагшаан

 

Хадаагшаан находится в 3-х км от села Курумкан и представляет собой останцевые породы камней, заросшие деревьями. Считается, что «хозяин» этого места покровительствует ведению домашнего хозяйства и сельскохозяйственных работ, плодородию и вообще успеху в делах. Обряды жертвоприношений шаманы проводят непосредственно вблизи камней, а в будни местные жители, проезжая мимо, брызгают водкой или бросают сигареты, спички, зерна, монетки в направлении священных камней. Плодородие окружающих полей напрямую зависит от своевременного подношения «духу-хозяину» священного камня Хадаагшаан.

Православные культовые объекты

 

Священными местами русских старожилов в Баргузинской долине были следующие культовые объекты: православные церкви, часовни; сакральные места – сельскохозяйственные и промысловые угодья; священные места, связанные с культовыми предметами – иконы, кресты, божницы и т.д.

 

История миссионерской деятельности на Курумканской земле начинается позднее, чем в Баргузине. 25 марта 1868 года было дано разрешение на строительство в селе Курумкан деревянного Православно-Троицкого молитвенного храма. В 1884 году иркутский купец А.П.Брянских построил храм. Он же положил в банк на вечное время 10000 рублей на обеспечение процентами священника. При церкви 22 октября 1888 года была открыта церковно-приходская школа, в ней обучалось 5 человек. Воспитателями были миссионер Максим Петелин и псаломщик Иннокентий Баранов из местных бурят. В 1910 году учителем был Павел Евгеньевич Коссеньев.

 

В селе Шаманка в 1920-е годы находилась маленькая часовня. По словам информанта А.Н.Распопова 1919 г.р., люди часто приходили и молились в этой часовне. Она находилась между домами Залуцких и Макаровских. Это маленькая церковь – домик и крест. Приезжал из Курумкана поп во время православных праздников. Он всех собирал, кропил священной водой.

В смутные 30-е годы храмы и часовни были закрыты…

 

Православная религиозная организация Свято-Троицкий приход

 

В 90-е годы прошлого столетия в районе начался процесс духовного возрождения. Православный приход был зарегистрирован 18 августа 1999 года. Был установлен небольшой купол с крестом на крыше храма. 21 июня 2001 года в восстановленной церкви прошла первая служба, затем установили охранный крест. Службу провел священник отец Андрей (Леонтьев) из Баргузинского храма Преображения Господня.

С 21 июля 2001г. настоятелем Свято-Троицкого прихода является иерей, отец Сергей Галактионов. В 2003 году была построена первая колокольня. В 2007 году построена новая колокольня. 8 мая были установлены приобретенные новые колокола – малая звонница. 15 мая 07 г. – в праздник Сретения Господня состоялось открытие нового здания для занятий воскресной школы. Администрация Курумканского района выделила землю под строительство церкви на территории бывшего детского сада.

 

21 ноября 2008 года в 10 часов утра в РКДЦ состоялся марафон по сбору средств на строительство нового здания церкви.

 

Староста прихода Богатых Нина Ивановна

Просмотров: 15714

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал
Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Создание сайта -