Республика Бурятия

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Топонимика с.Дутулур

25 февраля 2012

 

Происхождение  названий местности, святые места ламаистсткого, шаманского обрядов.

 

Дутулур. В основе этого названия лежит бурятское слово «дутэ-близкий, ближний». По записям родословной Гэсэла, приехавшего из Тунки охранять границу, основателя Зэмхэ, местность оказалась близкой к границе с Монголией. Поэтому  стала называться Дутулуром.

 

Арангата. В переводе на русский язык означает «помост». Когда Гэсэл оказался в Дутулуре, в тот день пошел дождь и он построил аранга т.е навес от дождя. Он укрылся под ним от дождя, отдохнул, не промочил свое имущество.

 

Татлиин жалга. Жалга - лощина, ложбина. Назван по имени богача Татли - ложбина Татли и находится между святыми горами Бунхан уула и Шулуун обоо.

 

Мойhото- Мойhон-черемуха. Черемуховая падь- весной обильно цветет и благоухает. Находится на правом берегу реки Джида. А напротив на левом берегу на ровном месте проводится праздник «Сурхарбаан».

 

 

Святые места ламаистского обряда.

  • Бунхан уула. Происходит от тибетского слова «Бун-хан-гора». Так стали называться горы с принятием  ламаистского вероисповедания.  Такие топонимы встречаются во многих местах республики, в Тыве, в Тибете. Раньше назывался Баршан Бамбараа по имени женщины – хозяйки горы. Находится к северо-западу от села, способствует улучшению благосостояния.
  • Шулуун обоо- Каменная гора. По рассказам старожилов раньше поклонялись жители с.Улентуй. по преданию Болхой из рода хурхууд заложил на вершине горы священный сосуд- бумбэ с золотом. Шулуун обоо охраняет благополучие села, но особенно покровительствует домашним животным. Находится к северу от села.

Святые места шаманского обряда.

 

Жалга- лощина, которая находится на правой стороне от Ундэр губоо. Раньше это было местом поклонения улентуйцев. А теперь жителей Дутулура.

Особое значение имеют местности «Хурэн шулуун»- коричневые камни, «Гурбан шунэhэн»- три лиственницы. Эти места находятся по обе стороны дороги от перекрестка дорог Закаменск  и Дутулур. По рассказу Алексея таабай (Норбоева  Алексея Шойжолжаповича) лиственниц не 3, а 7. просто 3 лиственницы стоят рядом друг с другом. Обряд молебна совершают Гена таабай из Улентуя. По рассказу Алексея таабай здесь собираются хозяева природы- Ороной эзэд и устраивают игрища, протянув нить устраивают бег.

 

Обряд поклонения местных жителей тайлган.

 

Шаманизм- это древнейшая религия в основе, которой лежит почитание природы и окружающего мира. По шаманизму Природа есть всеобъемлющий храм, где все равны. Человек как частица природы, выражается в обряде  поклонения- тайлалган, а по местному «тайлган». Обряд проводится  в астральный день «9» (по местному «юhэлхэ», который определяет   таабай.

 

На обряд тайлган отправляются «чистые» люди т.е. люди, которые не участвовали в похоронах. С собой берут молоко, масло, водку, чай, кондитерские изделия. Их сдают старшему, который собирает в одно место и обкуривает  hангизай(санзай). Затем ставят  воду для чая и мяса. Притом воду для  мяса ставят на таган с четырьмя «ногами». Варят еще саламат. В это время молодежь разделывает барана, которого берут с собой живым. Перед разделыванием преподносят молоко. Разделывают  барана и варят  по определенному обряду. Шкуру отделяют от мяса руками и не пользуются ножом. Мясо освобождают от костей и кости  должны быть все целы и сохранены все суставы. Затем готовили из веток деревьев сооружение в виде стола, на которой складывают кости в виде барана, по 4 углам ставит « ганзага»- небольшое количество мяса и начинают сжигать- « шатааха». Молодые парни во время сжигания должны успеть выхватить мясо по углам и должны раздать по маленькому кусочку всем присутствующим. Шкуру ставят рядом с костром и проводят обряд « гороо» т.е. круговые движения 3 раза по движению солнца.

 

Молочную пищу чай, водку, кондитерские изделия преподносят хозяевам местности перед преподношением мяса. Все обряды преподношения совершают мужчины, женщины не принимают участие. Еще молятся « зуулэгшэндэ» т.е. на восток «Ундэр баабай» черным чаем и просят благополучия, « баруулагшанда»- т.е. запад в сторону Монголии Даян Дээрхи и просят детей. После всех обрядов преподносят деньги тому, кто привозит барана и тому, кто на будущий год привезет. Устраивают 3 игрища мужчин. Такие обряды проводятся, летом, осенью с бараном, перед Сагаалганом только с молочной пищей. Обязательно на ветки деревьев развешивают «зурам»- полоски цветных тканей.

Шаманские боги- ороной эзэдууд, заяанууд зовут к миру и дружбе, требуют соблюдения заветов далеких и близких предков.

 

Базарова С.Б.

Автор: Очирова54
Просмотров: 2590

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте
Добавить материал

Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Яндекс.Метрика
Создание сайта -