Продолжим наш экскурс в историю родного края. Теперь о той версии, что за золото спрятано в горе, которую мы гордо называем «Алтан уула» или «Хан Алтан уула».
Наша священная гора называется Алтаном сравнительно недавно. Наши предки времен Николая 1 начали называть свою высокую гору, густо поросшую лесом, алтаном не, потому что в ней спрятано золото, а совсем по другому поводу.
По рассказу Дашапыл Арья нашего земляка старшего поколения, современника революционера Ранжурова, в основе названия горы «Алтан» лежит даже не легенда, а самая настоящая быль. Быль, конечно с годами обрастала разного рода небылицами, так бывает когда, быль передается из уст в уста.
Так почему мы называем свою священную гору Алтаном?
Во времена, когда кочевая жизнь уступала свое место новому образу жизни - оседлости, когда пришлые западные буряты осваивали покинутые монголами земли на западном склоне высокой горы, которая нынче называется «Алтан- уула» расположилась усадьба очень богатого Халмакшана - бурята из пришлых. У него был единственный сын (гарhаар ганса), которого звали Табита. Мальчик на радость родителям рос трудолюбивым и смышленым. В 6 лет ездил уже верхом, а в 10 пас коров, да так пас, что другого пастуха не надо было желать. Прошел год- другой. Однажды, когда весенний снег только начал таять, бешеный волк напал на Табиту в тот момент, когда он спешил, чтобы справить нужду. Хищник буквально разорвал мальчика на части.
Удивительным было то, что разъяренный волк напал на человека, хотя недалеко паслись коровы. Нетрудно представить, какая беда обрушилась на голову родителей. Отец собрал останки сына и привез домой. И еще, что было непонятно: волк оставил останки мальчика нетронутыми. Отец положил останки сына в сундук, который постоянно находился в летнике. Халмакшан с женой горевали, не торопились тело сына предать земле. Днем и ночью родители сидели возле открытого сундука и поглаживали тело сына.
Прошел месяц, а Халмакшан с женой все сидят у сундука, их плач далеко окрест раздавался эхом. Уставшие родители в первый раз решили лечь спать до утра. Закрыли сундук на замок и уснули. Родители утром, открыв сундук, опешили - в сундуке сидел живой петух, не простой, а золотой. Тут же петух встрепенулся и взлетел, оставив в сундуке золотое перо. Халмакшан с женой устроили «похороны» этого пера, то есть закопали его на горе со словами: «Пусть оно лежит в этой земле озолачивая гору до тех пор, пока не станет золотой. А если ему суждено быть найденным, то пусть его найдет (гараhаар ганса) единственный сын достойного человека».
А золотой петух, наверное, и есть хозяин горы, сменивший старого хозяина. Он иногда попадается людям в глаза. Говорят, даже Муухяан Дугар его видел, во сне хозяин горы постоянно звал его к себе, но петух не выкинул для него золотое перо, наверное, грешок был в его роду. (А вообще- то он был гарhаар ганса хубуун).
Значит, в недрах нашей священной горы лежит золотое перо, а не пакованное золото для 77 верблюдов, как гласит ошибочная версия. (Это золото, как говорилось выше, находится под Мунханами и не только под одним Харганатским Мунханом).
Вот почему наши предки нарекли свою священную гору Алтан, Нарекли в честь золотой птицы с ее пером золотым, а не ради восхваления золотого тельца навьюченного.
Из рассказа Бадмажапова Додок Раднаевича
Комментарии