Аюша Арсаланович Арсаланов родился 25 февраля 1930 года в селе Цокто-Хангил Агинского Бурятского автономного округа Читинской области в многодетной семье колхозника. Аюша был самым младшим, шестым ребенком. В семье все отличались музыкальными способностями. Старший брат Абида, которого природа одарила красивым голосом, впоследствии стал первым тенором – бурятом в труппе Бурятского Государственного театра оперы и балета, удостоенного звания «Заслуженный артист РСФСР».
Первыми музыкальными впечатлениями будущего дирижера явилось пение народных песен и собственная игра по слуху на мандолине, которую подарил ему старший брат. Во время одной из школьных смотров художественной самодеятельности на способного мальчика обратили внимание, и в 14 лет Аюша Арсаланов становится артистом Агинского окружного драматического театра: играл драматические роли, пел в хоре, танцевал, играл в музыкальном ансамбле. С благодарностью дирижер вспоминает своих музыкальных наставников – М.С. Скольчикову и Д.Ж. Жамбалова.
В 1946 году Аюша начинает учебу в Улан-Удэнском музыкальном училище им. П.И.Чайковского на кларнете в класс преподавателя А.П. Кудрявцева.
На Всероссийском конкурсе учащихся музыкальных училищ в Казани (июль 1950 г.), А.А.Арсаланов был отмечен звания дипломанта и получил предложение продолжить образование в Казанской консерватории. В начале он стал заниматься по классу кларнета, а затем на дирижёрско - хоровом факультете в классе известного дирижера и педагога С.А. Казачкова.
Завершающим этапом в профессиональной подготовке дирижера явилась учеба в 1960-1965 г.г. на оперно-симфоническом факультете Ленинградской консерватории им. Н. Римского-Корсакова (класс доцента Б.Я. Тилеса).
После возвращения в Улан-Удэ, А.Арсаланов работает дирижером Бурятского театра оперы и балета, затем становится главным дирижером.
Когда готовилась II декада бурятского искусства и литературы в Москве, молодому дирижеру Аюша Арсаланову была поручена подготовка и проведение оперы «Побратимы» Д. Аюшиева и Б. Майзеля во время открытия декады. С поставленной задачей А.Арсаланов справился с большим успехом, за что был награжден медалью «За трудовое отличие». Его брат Абида Арсаланов исполнял в опере партию казака Демьяна. В центральной прессе вышла тогда восторженная статья «Братья из Цокто-Хангила» («Советская культура» март, 1959).
За годы работы в качестве главного дирижера театра Аюши Арсаланова был восстановлен спектакль «Энхэ-Булат-батор» М.Фролова, «Трубадур» Д.Верди, осуществлены постановки новых работ – оперы «Мазепа» П.Чайковского, «Искатели жемчуга» Ж.Бизе, «Богема» Д. Пуччини, «Аида» Д.Верди, «Тарас Бульба» Н.Лысенко, «Дуэнья» С.Прокопьева. Под его управлением в театре шли следующие спектакли русской и зарубежной классики: оперы «Князь Игорь» А.Бородина, «Евгений Онегин» П.Чайковского, «Русалка» А.Даргомыжского, «Фауст» Ш.Гуно, «Кармен» Ж.Бизе, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Чио-Чио-Сан» Д.Пучини и балеты «Тропою грома» К.Караева, «Эсмеральда» Ч.Пуни, музыкальные комедии «Кето и Коте» В.Долидзе, «Веселая вдова» Ф.Легара.
В 1973 году А.Арсаланов встал за дирижерский пульт оркестра бурятских народных инструментов Комитета по телевидению и радиовещанию при Совете Министров Бурятской АССР. Затем назначается на должность заведующего отделением бурятских народных инструментов (БНИ) Улан-Удэнского музыкального училища им. П.Чайковкого, возглавив учебный оркестр бурятских народных инструментов. Отделение БНИ за двадцать лет руководства А. Арсалановым добилось определенных результатов – открылись новые специальности, стали разрабатываться методические основы преподавания игры на бурятских народных инструментах.
За годы работы в УУМУ им. П. Чайковского Аюша Арсаланов воспитал целую плеяду музыкантов, которые работают в творческих коллективах – оркестре государственного телевидения и радиовещания, оркестровых ансамблей театров песни и танца «Байкал», «Амар сайн» Агинского Бурятского округа, «Степные напевы» Усть-Ордынского округа.
Как знаток инструментальной музыки, Аюша Арсаланович предпочитал сам делать инструментовки исполняемых произведений. Все партитуры подвергались им существенной переработке. Его инструментовки отличаются богатством палитры тембровых красок, колоритностью звучания, тонкостью динамики оркестровых голосов.
А.А. Арсаланов сумел придать народно-инструментальной музыке Бурятии мощное ускорение. По его инициативе был заключен договор между Улан-Удэнским музыкальным училищем им. П. Чайковского и Улан-Баторским музыкально-хореографическим училищем, благодаря которому впервые были открыты классы и приглашены преподаватели по классу морин – хура М. Баасанху и по классу лимбы - С. Ганболд.
За более полувековой период своей плодотворной деятельности А.А. Арсаланов внес значительный вклад в развитие национального музыкального искусства. Заслуги его по достоинству отмечены медалями «За трудовое отличие»(1960), «За доблестный труд»(1970), многочисленными Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Бурятской АССР . В 1996 году, в связи с 50-летием творческой и организационной деятельности, талантливому музыканту Аюше Арсалановичу Арсаланову было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации».
Комментарии