К сожалению, в начале 90-х годов происходит смена традиционных устоев жизни общества, что оказало отрицательное влияние на сознание учащихся школы.
В ученической среде происходят негативные явления и ситуации:
- Наблюдается утрата чувства гордости за свое Отечество;
- Происходит деформация ценностных ориентаций учащихся;
- Коллективные и общественные интересы вытесняются индивидуальными;
- Можно столкнуться с равнодушием, эгоизмом, цинизмом, агрессивностью, неуважением к старшим, друг к другу.
В этих условиях стала очевидной неотложность решения проблемы воспитания гражданственности, патриотизма.
Ведущую роль в нравственно-патриотическом воспитании играет школьный музей. Он способствует формированию общей культуры личности на основе воспитания гражданственности и любви к Родине.
Для выполнения этой цели определены следующие задачи:
- воспитать у учащихся чувство патриотизма, сплотить ученические и преподавательские коллективы общим делом;
- привить навыки работы в музее среди детей, склонных к гуманитарному образованию;
- повысит общественную активность ученического коллектива через деятельность актива школьного музея;
- превратить музей в центр идейно- патриотического воспитания учащихся;
- придание деятельности музея общественной значимости.
Материалы для музея собирали в течение ряда лет учащиеся школы под руководством ветерана Афганской войны Григорьева А.Н. и учителя
Романовой С.Ф., которые стояли у истоков создания музея. Сейчас пополнением музея материалами в основном занимается поисковая группа. Но привлекаются и родители, и учащиеся школы, и ветераны. Источники комплектования музейного фонда разнообразны: от направленных планомерных розысков до случайных поступлений.
Сегодня музейный фонд включает в себя более 4000 экспонатов, из них 150-основной фонд. Это, прежде всего, рукописи, письма с фронта, документы, книги, образцы оружия, награды, предметы личного пользования воинов-интернационалистов.
Руководит работой, планирует её и направляет в русло патриотического воспитания совет музея, который состоит из учащихся 7-11 классов, ветеранов ВОв и воинов- интернационалистов.
План музея - часть общешкольного плана работы и стержень патриотического воспитания школьников.
Так как главное направление в работе – патриотическое воспитание, основные материалы музея- события в Афганистане (1979-1989) и подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны.
На стендах музея развернуты экспозиции:
- «Герои Афганской войны» (о новосибирцах, Героях Советского Союза: Демакове А.И., Шурникове А.Н., Амосове С.Н.);
- «Мемориальная стена» с фамилиями новосибирцев, погибших в Афганистане;
- «Дислокация Советский войск в Афганистане» (1979-1989);
- «Солдаты Афганской войны»;
- «Они шагнули в бессмертие»;
- Экспозиции, посвященные Великой Отечественной войне.
По всем этим направлениям ведется экскурсионная работа. С учетом возрастных особенностей ребят проводятся беседы, обзоры, выставки, тематические встречи.
Каждый вещественный и письменный экспонат работает.
Наша главная задача состоит не только в том, чтобы как можно больше собрать материала, но, главное- через него воспитывать у ребят чувство патриотизма, гордости за свое Отечество, вырабатывать у них навыки работы с историческими документами и умение излагать свои мысли.
Музей организует свою работу на основе самоуправления. Душой школьного музея и организатором всех дел является Совет музея. В сентябре, на первом заседании Совета музея, утверждается план работы на год, в конце учебного года происходит подведение итогов работы и делаются выводы о перспективах дальнейшей работы музея на следующий год.
Часто, побывав в музее один- два раза, ребята «заболевают» музейной жизнью и работают в нем до выпуска. Одни с интересом занимаются поисковой работой, у других лучше получается организация мероприятий, а третьи - мы их называем эрудитами - готовят материалы не только для выступления в школе, но и на радио, на телевидении. Тем самым расширяют аудитории своих слушателей, проводят просветительскую работу среди населения района, города, области.
При оформлении экспозиции, посвященной нашим землякам, участникам Афганской войны, Великой Отечественной, ветеранам труда, широко привлекались родители, так как письма, награды военных лет- это семейные реликвии.
Надо видеть, как загораются глаза детей. Когда они видят фотографии и воспоминания своих прадедушек, бабушек и родных на стендах музея.
За прошедшие 13 лет у нас не было проблемы с поисками тем. Нет недостатка и в посетителях. Ежегодно через его зал проходят тысячи наших школьников и гостей из других школ района, города, области. Только в текущем учебном году проведено 64 экскурсии, 9 предметных уроков, 10 уроков мужества, 12 встреч. Собраны материалы о новосибирцах - ветеранах Вов, участниках Афганской и Чеченской войн, о тружениках тыла.
Решая воспитательные задачи через работу музея, ми стараемся воспитать истинных патриотов своей страны, обеспечить живую связь поколений и приобщить ребят к истории семь, района, края, страны, тем самым обеспечить духовный рост и высокую гражданственность подростков.
Традиционным в музее стало проведение декад памяти учащихся нашей школы, погибших в Афганистане (Зубов В., Козлюк И.).
В рамках декады проводятся встречи, экскурсии к экспозиции их памяти, спортивные соревнования старшеклассников по силовой гимнастике, «Уроки памяти», «Круглые столы» на патриотическую тематику, передвижные выставки.
Ежегодно 15 февраля отмечается Всероссийский день памяти воинов- интернационалистов и участников локальных войн, военных конфликтов, погибших в период военных боевых действий. В музее организуются показы хронко - документальных, художественных фильмов, встречи, концерты, выставки, уроки мужества и др. К этой дате члены Совета музея готовят рефераты, сочинения, фотоальбомы и другие творческие работы по теме «Боль моя- Афганистан…Чечня…».
В этот день воины- интернационалисты и родители погибших солдат и офицеров посещают музей и вместе с учащимися у Монумента Славы проводят траурный митинг с возложением цветов и венков. Совет музея организует благотворительные акции: «Посылка солдату», «Игрушки - детям Чечни», «Декада добра и милосердия».
Школьный музей «Афган» ежегодно принимает участие в районном, городском и областном смотре- конкурсе музеев, занимает призовые места.
Члены Совета музея участвовали в научно- практической конференции, посвященной 60-летию Великой победы, заняли призовые места. Двое из них стали лауреатами.
Ветераны Вов участвовали в проведении школьных мероприятий, посвященных подготовке и празднованию Великой Победы по темам: «Мои земляки», «Героическая страница Вов», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Эхо войны», «Непокоренный Ленинград», «Нам дороги эти позабыть нельзя», «И помнит мир спасенный…», «Музы не молчали».
Конечно, неисчерпаема тема военно-патриотического воспитания. Школьный музей стал средством реализации творческих способностей детей, привития им навыков исследовательской, источниковедческой, музееведческой деятельности, местом создания и деятельности многопрофильных детских объединений. В школьном музее в наибольшей степени осуществляется идея сотворчества детей.
Работа над созданием музея велась с 1988 г. Собраны уникальные экспонаты по истории Афганской, Чеченской, Великой Отечественной войн.
В 2001 году музею было присвоено звание «Школьный музей».
Активизация памяти, воздействие на эмоциональную сферу позволяют включить ребят в диалог с музейным предметом, через который он сам познает прошлое, перекидывая мостик в настоящее. Школьный музей выступает в данном случае как экспериментальная площадка, где у учащихся есть возможность сделать свое собственное, пусть даже маленькое открытие.
Уже стало традицией ежегодно первого сентября проводить экскурсии для первоклассников и их родителей. Выпускники, приходя в школу, в первую очередь посещают музей.
На базе музея проводятся районные семинары учителей и руководителей школьных музеев.
В музее дети учатся работе с документами архива, ведению интервью, сбору информации, работе с фотоаппаратом, видеокамерой, обработке собранного материала. Они обращаются за помощью не только в местные военкоматы, архивы, но и делают запросы в воинские части, архивы других городов. Собранные материалы обрабатывают и сдают в музей.
Учащимися написано более ста исследовательских работ на военно-патриотические темы. Вот несколько из них: «Истоки подвига героя Советского Союза Александра Демакова», «Афганистан в судьбе Новосибирска», «Чтобы помнили», «Афганистан - наша боль и наша память», «Опаленные Афганом», «Они вернулись из пекла Афганской войны».
Большинство исследовательских тем выбирают сами учащиеся. Работают увлеченно, организуют встречи с ветеранами войн, создают фотоэкспозиции, видеофильмы. Все работы хранятся в школьном музее.
О своих находках и исследованиях ребята рассказывают в радиопередачах, выступают перед учащимися, родителями, проводят уроки в музее. Работа нашего школьного музея и проводимые в нем мероприятия освещались местным радио и телевидением.
На основе собранного материала по периоду Вов, разработаны и проведены в музее уроки мужества: «Спасенное поколение», «Девчонки, победившие войну», «И в тылу ковалась победа», «Они сражались за Родину» и другие.
Участие в научно-практических конференциях, олимпиадах, исследовательской работе, работа в школьном музее, несомненно, приносят большую пользу. Ребята, которые хотя бы хоть раз соприкоснулись с музейным делом, стремятся узнать как можно больше о героическом прошлом нашей Родины.
Материалы, собранные в музее, представляют познавательную ценность и регулярно используются на уроках истории, литературы, изобразительного искусства, а также во внеклассной работе.
Через Совет музея за 13 лет прошло более трехсот учащихся. Они работали в поисковых группах, были оформителями, экскурсоводами, лекторами, редакторами, операторами, вели научно- исследовательскую работу.
Для них эта деятельность не прошла бесследно: она развила творчество, инициативу, коммуникативность, но самое главное, они учились сочувствовать, сопереживать, они поняли, как важно хранить память, быть благодарными и благородными людьми.
Изучая биографии ребят, немного старше их по возрасту, на деле постигали нравственные истины- верность долгу, любовь к Отечеству, жертвенность ради Родины.
Комментарии