Новосибирская область

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Новосибирская областьБаганский районБарабинскБарабинский районБердскБолотнинский районВенгеровский районДоволенский районЗдвинский районИскитимИскитимский районКарасукский районКаргатский районКолыванский районКоченевский районКочковский районКраснозерский районКуйбышевКуйбышевский районКупинский районКыштовский районМаслянинский районМошковский районНовосибирскНовосибирский районОбьОрдынский районСеверный районСузунский районТатарскТатарский районТогучинский районУбинский районУсть-Таркский районЧановский районЧерепановский районЧистоозерный районЧулымский район

Крестьянские жилища и усадьбы села Ташара: следы былой традиции

16 сентября 2015
Крестьянские жилища и усадьбы села Ташара: следы былой традиции

 

Особое место среди культурных ценностей русского народа занимают памятники народной архитектуры. В архитектуре воплощены не только эстетические и идеологические представления определенной эпохи, но и свойственный этой эпохе уровень материальной культуры, накопленный народом трудовой опыт [4, с. 251].

Исторически сложилось так, что Россия – это огромная страна с разными условиями проживания, в ее регионах можно проследить разные особенности устройства русского крестьянского жилища. В XIX – первой половине XX в. уже существовали основные типы крестьянского жилища русских. С одной стороны, традиционное жилище русских объединялось рядом общих черт, иные из которых уходят своими корнями ко времени существования древнерусской народности.

С другой стороны, разнообразная природа России, различные социальные, экономические и исторические условия способствовали созданию разных типов жилища, закрепленных на той или иной территории определенной местной традицией [4, с. 253–254].

Проведенное мною исследование было посвящено изучению конструкции крестьянских жилищ села Ташара, находящегося в Верхнем Приобье, в Мошковском районе Новосибирской области. Примечательно, что это село находится в нескольких километрах от места былого расположения Умревинского острога – первого пункта российской государственности на нынешней территории Новосибирской области [2, с. 12–15].

Русская деревня Ташара была основана во второй половине XVIII века на Московско-Сибирском тракте отнюдь не на пустом месте – первоначально здесь располагалось татарское поселение. Как и многие другие деревни возле тракта, Ташару основали переселенцы из европейской части России.

В XVIII – первой половине XIX века представители различных национальностей, мигрировавшие в Сибирь, постепенно заселяли местность вдоль тракта, но большинство из них были русскими из северных губерний [3, с. 402]. Во второй половине XIX – первой трети XX века на ведущее место в переселенческом потоке вышли жители центральных черноземных и южных, в том числе украинских, губерний.

Задача моей работы заключалась в том, чтобы выяснить сравнительную степень распространенности северорусских и южнорусских традиций в конструкции русских крестьянских жилищ села Ташара.

Этнографы различают южнорусскую и северорусскую архитектурную традицию. Для южнорусской строительной традиции характерно преобладание построек, напоминающих низкие украинские хаты – глинобитные и каркасные, обмазанные глиной, побеленные снаружи, продолговатые в плане, без подклета, с глинобитным полом, под четырехскатной соломенной или камышовой крышей.

 Для такой традиции также характерен открытый незамкнутый двор с более свободным расположением хозяйственных построек, чем в северных и среднерусских регионах России [4, с. 269]. В XVII–XIX веках на Русском Севере сформировалась высокая строительная культура, технические и художественные способы обработки дерева. Строительные традиции в крестьянском домостроительстве достигли своего рассвета к середине XIX века.

Именно к этому времени сложился тип северного дома с характерным архитектурно-конструктивным и планировочным решением [4, с. 266]. В северорусской архитектурной традиции принято широкое использование дерева: вершины своего развития деревянное зодчество достигло именно на Русском Севере. Здесь преобладали усадьбы с закрытыми дворами – дома-дворы, где жилая часть объединялась под одной крышей с хозяйственным двором.

Характерной особенностью северного деревянного зодчества является тот факт, что любое строение (храм, дом, гумно, баня, aмбaр) можно рaзобрaть по частям, перевозить с места на место, заменять поврежденное или сгнившее бревно. Крестьянские усадьбы  чаше всего представляли собой замкнутые открытые или закрытые дворы [1, с. 138].

Мною были визуально исследованы 32 дома в старой части села Ташара (улицы Данилова, Зеленая, Красная Горка). Критериями отбора домов для осмотра послужили, во-первых, время их постройки (отбирались дома, имеющие возраст более 40 лет); во-вторых, физическое состояние постройки (разрушенные и полуразрушенные дома не рассматривались). В 10 из 32 обследованных домов мною был проведен опрос владельцев об особенностях конструкции их недвижимости.

В процессе обследования и опроса я выяснял особенности конструкция сруба и крыши дома; плана усадьбы (расположения хозяйственных построек).

Два основных типа крестьянских домов в Ташаре: пятистенок и шестистенок

Собранные таким образом данные говорят о следующем. Два дома из 32 представляют из себя простейшее четырехстенное жилище. Основная часть – 15 домов – представлена пятистенной избой с четырехскатной крышей. Пятистенные постройки с двускатной крышей представляют 12 домов. Шестистенок – дом с двумя поперечными стенами – встретился нам в трех случаях. Следует отметить, что хат, построенных в южнорусской архитектурной традиции, в селе Ташара мною не зафиксировано.

Усадьбы рассмотренных мною домов выглядят следующим образом. В большинстве случаев усадьбы пятистенных домов с четырехскатной крышей представлены закрытым типом (8 домов), 7 таких домов стоит на усадьбах открытого типа. Из двенадцати пятистенных домов с двускатной крышей лишь 2 имеют усадьбу закрытого типа, остальные имеют открытый тип усадьбы. Таким образом, можно сделать вывод, что усадьба открытого типа в исторической части села преобладает.

Вот как описывает житель Ташары Виктор Кашеутов некоторые особенности сооружения жилых и надворных построек с помощью тех традиционных методов, которые он усвоил, по его словам, еще от своего отца: «Для того, чтобы углы строения были прямыми, замеряли диaгонaльное расстояние между противоположными углами, оно должно быть одинаковым. Клеть вырaстaлa ряд за рядом. Снизу у каждого последующего бревна выбирaлaсь топором лоткообрaзнaя выемка, повторяющая контур верхней части нижнего бревна.

Для этого верхнее бревно причерчивали специальной чертой. Двое хороших плотников способны за день вырубить пять-шесть рядов, что равняется половине среднего сруба. Бревна нaкaтывaлись на стену по лагам с помощью веревок.

Простейшая рубленая клеть представляет из себя сaрaй или сени, не имеющие ни пола, ни потолка. Такие строения были востребованы в хозяйстве крестьянина и использовались в разных целях. Бревна в них не причерчивались, чтобы в щели мог проникать ветер и продувать сено, если постройка предназначалась для заготовки на зиму сена.

Такую клеть рубили напрямую, сруб не перекaтывaли, тогда как у сруба, преднaзнaченного для сохранения тепла, бревна рaзмечaли цифрами, затем рaскaтывaли и уже после этого собирали на мху. Моховая проклaдкa уклaдывaлaсь на всю длину двух очередных противоположных бревен и зaжимaлaсь двумя последующими. При ветре нельзя было собирать сруб, так как моховую прокладку сдувало с бревен. Осевший, устоявшийся сруб становился намного ниже, поскольку мох спрессовывался.

“Не клин бы да не мох – и плотник бы сдох”, – утверждает народная пословица».

Студенты НГПУ, участвовавшие в реконструкции сооружений Умревинского острога, познакомились с традиционными приемами деревянного зодчества

На основе проделанной мною работы я пришел к следующим заключениям. Рассмотренные мною дома сооружены в русле северорусской архитектурной традиции (материал, формы сруба), что еще раз подтверждает рациональность использования именно такого жилища в данной климатической зоне. Однако некоторые элементы, присущие этой традиции, в XX столетии были упразднены или утрачены.

Следует также отметить, что планиграфия усадьб большинства рассмотренных мною домов не совсем соответствуют северорусской традиции – усадьбы относятся к открытому типу. Вероятно, так проявилось влияние южнорусской традиции, позже, чем северорусская, пришедшей в Верхнее Приобье.

Сейчас старые традиционные формы уходят или даже ушли в безвозвратное прошлое, но не стоит полностью отрекаться от традиций, которые проверены вековой народной мудростью (опытом). Традиция – это процесс, в условиях постоянно меняющейся жизни она сама должна все время находиться в развитии. Не стоит держаться за старину там, где она окончательно изжила себя, но нужно всё же прислушиваться к ее отголоскам.

Библиография

1. Ащепков Е. А. Русское народное зодчество в Западной Сибири. М.: Изд-во Акад. архитектуры СССР, 1950.

2. Бородовский А. П., Горохов С. В. Умревинский острог: (археологические исследования 2002–2009 гг.). Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2009.

3. Катионов О. Н. Московско-Сибирский тракт и его жители в XVII–XIX вв. Новосибирск: НГПУ, 2004.

4. Русские / отв. ред.: В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. М.: Наука, 1999. (Народы и культуры).

Антон Васильевич Маркс, студент 4 курса Института истории, гуманитарного и социального образования НГПУ

Научный руководитель – д-р ист. наук, профессор В. А. Зверев.

Просмотров: 6121

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте

Похожие материалы

Добавить материал

Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Яндекс.Метрика
Создание сайта -