Новосибирская область

Выбрать регион
ВойтиЗарегистрироваться
Логин
Пароль
Забыл пароль

Краеведческий портал

Районы

Новосибирская областьБаганский районБарабинскБарабинский районБердскБолотнинский районВенгеровский районДоволенский районЗдвинский районИскитимИскитимский районКарасукский районКаргатский районКолыванский районКоченевский районКочковский районКраснозерский районКуйбышевКуйбышевский районКупинский районКыштовский районМаслянинский районМошковский районНовосибирскНовосибирский районОбьОрдынский районСеверный районСузунский районТатарскТатарский районТогучинский районУбинский районУсть-Таркский районЧановский районЧерепановский районЧистоозерный районЧулымский район

Село Балта

4 сентября 2015
Село Балта

МЕСТом ссылки и каторги сделало царское самодержавие суровые, необжитые сибирские просторы…

Только тоненькая ленточка Московско - Иркутского тракта соединяла Сибирь с остальным миром. Работы по устройству тракта начались по распоряжению сената в 1733 году. Вначале он предназначался для перевозки почты, но практически тотчас же начал использоваться для переброски грузов: в обе стороны перевозились тысячи пудов товаров разного вида.

 

Кроме того днем и ночью шли трактом по этапу в Сибирь каторжники и политические ссыльные.

 

 

 

Участок тракта между Тарой и Томском совпал с сухопутной дорогой, существовавшей и ранее. На этой сухопутной дороге и лежало издавна село Ояш, а на расстоянии трех километров от него в тайге деревенька Балта, у водораздела речек Балта и Ояш.

 

 

От прадедов до теперешних жителей деревни доходили смутные слухи, что сначала поселилась в тайге татарка, а с нею еще один какой-то человек.. Наиболее распространены в деревне фамилии: Шипицыны, Безбородовы, Алабугины, Сульгины. Две последние явно татарского происхождения, подтверждают догадки о том, что первыми жителями деревни были татары.

«Балта» в переводе с татарского означает «топор».

 

 

Постепенно поселок застраивался избами из толстых бревен с маленькими окошечками , затянутыми бычьим пузырем .От диких зверей и бродяг избы обносили крепкими заборами от которых еще сохранились столбы в два обхвата толщиною. Специальных помещений для скота не существовало, Летом пасли коров на тучных лугах, а на зиму привозили побольше соломы, и в загородях в три жерди сваливали ее. Скот укрывался от лютой стужи и ветров, зарывался в эту солому, постепенно втаптывая ее в навоз.

На МЕСТе многолетних стойбищ скота со временем вырастали огромные холмы перепревшего навоза. Они служат сейчас ценнейшим удобрением для огородов и полей.

 

Десятками лет ничего не менялось в Балте. Жизнь была темной и неподвижной, а забавы дикими и жестокими, и самой распространенной из них кулачные бои. Обычно в первые мартовские дни, когда солнце только начинало пригревать собирались жители Балты и близлежащих хуторов состязаться в силе.

Встанут двое друг против друга, один рукой закроет себе ухо, а противник бьет его по этой руке, упадет человек, его сторона штраф платит - штоф водки. Василий Васильевич Куляев славился большой силой, Однажды сбил он пятнадцать человек, но вот вышел померяться с ним силами молодой Степан Фалалеевич Шипицын.

Против удара Куляева молодой Степан устоял, только искры из глаз посыпались, да сердце зашлось – уж очень он рассердился, и когда дошел черед ударить ему, он с такой силой стукнул знаменитого силача, что тот потерял сознание. Общими усилиями положили его на кошму и привели в чувство. А он едва открыв глаза вымолвил: « Ох и кулачок же у тебя!». С тех пор прошло более ста лет, а всю семью Шипицыных так и кличут в деревне «кулачками».

 

На богатеев и бедняков делилась Балта до революции с давних времен.. Пять семей в Балте жили зажиточно, а все остальные в той или иной степени находились в кабале у богатеев. 

 

Батрак платил в год 15 рублей подати и за свою работу в течение всей зимы он мог заработать не более этой суммы. Бедность большинства жителей деревни была вопиющей.

Крестьяне довольствовались самодельными предметами обихода : сами делали мебель, посуду, телеги, сани, шили овечьи шубы, изготовляли свечи-маканцы. Одежда была самотканая из холста и пестряди, а на ноги надевали самодельные «бродни» и «обутки».

 

На всем протяжении тракта возникали кабаки и лавочки, Крестьяне притрактовых деревень стали заниматься извозом.

Когда в селе Ояш, стоявшем на самом тракте, скапливалось слишком много проезжих и постоялые дворы переполнены, часть обозов заходила на ночлег и в Балту. Богатеи балтинцы использовали такое МЕСТоположение деревни - они тоже занимались извозом, содержали заезжие дворы.

 

Еще больше оживились сибирские села с постройкой железной дороги. В 1900 году железная дорога была проложена до Иркутска.

.Значение сибирского тракта в связи с этим упало: железная дорога ускорила и удешевила перевозку товара и приняла основной поток пассажиров. Около Балты дорога прошла близко – в четырех километрах, а в семи километрах была построена ст. Ояш. Многие крестьяне балтинцы , служившие до этого в батраках, ушли работать на строительство дороги. 

В Балте как и во многих сибирских деревнях строились общественные амбары «магазеи» для засыпки зерна.

Каждый крестьянин вносил свою долю на хранение в амбар, в зависимости от количества едоков в семье. Накопленное зерно в неурожайные годы раздавалось населению. Количество сданных пудов хлеба отмечалось зарубками на палочках, которые хранились у доверенного, принявшего хлеб. 

 

В девятисотых годах в Балте было произведено землеустройство. Землю нарезали по 18 десятин на одну мужскую душу из расчета – 12 десятин пашни, 3 неудобья, 3 под лесом.

При этом женщины не получали надела совсем. Как бы не велика была у крестьянина семья, но если у него не было сыновей , а одни дочери, ему давали землю только на него одного. Все работы производились в ручную, орудиями были серпы, косы, цепы и сохи. Только после 1905 года начали появляться простейшие сельскохозяйственные машины. Первую молотилку приобрел ояшинский купец Колманович, решивший пахать землю и сеять хлеб. Машины еще сильнее закабаляли бедняков.

Анастасия Чепчугова рассказывает, что за обмолот вдовьего урожая, с которым молотилка Сульгина справлялась за один день, она всю страду работала на его полях. 

 

В 1905 году балтинцы были свидетелями революционных волнений на железной дороге. Проезжающие в солдатских эшелонах революционеры – большевики разбрасывали для народа прокламации.

Февральская революция еще более разделила деревню на два лагеря .Богачи-кулаки вроде Дмитрия Куляева горой стояли за буржуазное Временное правительство. Когда пришла весть о Великой Октябрьской революции, ее радостно встретили бедняки.

 

В селе Ояш установилась советская власть. Правда на первых порах она продержалась недолго – появился Колчак. В селе Ояш начались аресты. Ожидался карательный отряд и в деревне Балта.

При участии кулаков для карателей был приготовлен список сторонников советской власти. В списке насчитывалось более 30 человек.

 

Колчаковцы свирепствовали. Они арестовывали крестьян по малейшему подозрению, избивали шомполами без всякого повода, вели себя в деревне как завоеватели на чужой земле: грабили, требовали, грозили.

 

В это время до Балты дошли слухи о большом восстании в селе Дубровино против колчаковцев.

Дубровино – село на Оби в 45 километрах от села Ояш. В начале декабря 1919 года в Балту пришел приказ о мобилизации в колчаковскую армию непризванных до сих пор. Набралось таких человек 10.Никому из балтинцев не хотелось пополнять отряды колчаковцев. И, возвращаясь на один день домой для сборов, мобилизованные решили бежать из деревни и присоединиться к красным. В лесной избушке собрались все мобилизованные и еще человек 15 балтинцев.

Некоторым удалось приехать на лошади , а многие спасти лошадей не смогли и пришли пешком.

 

Красная армия преследуя белых по пятам, достигла Московско-Иркутским трактом села Ояш. Выслала разведку в село. В Ояше разведчики нашли проводника, который провел красноармейцев к Балте. Ночью были расставлены по увалам пулеметы.

Близ Балты один пулемет сторожил дорогу на Новоселье, второй был установлен на горе при спуске из села Ояш, чтобы перекрыть дорогу, по которой колчаковцы шли на Балту, а третий был поставлен на увале под самой Балтой, за речкой. Это пулемет преграждал путь отступавшим. По единому сигналу все пулеметы заработали 19 декабря .В село Ояш ворвался эскадрон кавалерии. Смяв колчаковцев, кавалеристы направились из Ояша прямо в Балту.

На реке около мельницы при переправе сгрудившихся в панике белогвардейских обозов, лед не выдержал и стал оседать. Много подвод и лошадей пошло под воду. Стремительный натиск красных привел к победе.

 

В 1928 году в деревне организовалось «Машинное товарищество» по совМЕСТной обработке земли, но просуществовало оно недолго ему на смену пришел колхоз.

 

В 1931 году в деревне Балта возник огромный пожар, уничтоживший больше трети жилых строений.

Кто- то совершил бесчеловечный поступок – поджег деревню. Пожар возник в 10 часов утра, когда все люди были на полях. Прибежавшие с МЕСТа работы крестьяне увидели вдоль улиц полыхающее пламя. Никто ничего не успел спасти. Сорок семей осталось не только без крова, но даже без каких либо ничтожных запасов продовольствия и утвари. В пожаре погибло много птицы, скота, сгорели самые древние избы, поставленные прадедами балтинцев более 200 лет назад.

 

 

В 1929 году был организован колхоз «Свободный путь», но он оказался жизненно неустойчивым. В процессе раскулачивания были раскулачены и высланы из деревни семьи Алабугина и братьев Куляевых.

 

В 1931 году вновь был организован колхоз и дали ему название «Союз Строителей».

 

В него сразу вошли почти все хозяйства, и он открыл новую эру в жизни старой деревни Балта.

История Балтинской школы

Деревенька Балта возникла около двух с половиной веков назад у водораздела речек Балта и Ояш. По слухам, дошедшим от прадедов, сначала поселились в тайге татарка и с ней еще какой-то человек. Они же, видимо, и дали деревне название «Балта», что в переводе на русский язык означает «топор». Может быть, поселение так названо потому, что ни одной пилы у жителей не было – с тайгой приходилось бороться одними топорами.

Постепенно поселок застраивался избами. Десятками лет ничего не менялось в Балте.
Жизнь была темной, неподвижной, а забавы дикими и жестокими, любили балтинцы в первые мартовские дни состязаться в силе – устраивать кулачные бои.

Школы в начале XIX века в Балте не было. Жил в соседнем селе Ояш священник отец Владимир, который из особой поповской жадности к деньгам решил заняться «просвещением» крестьян. Приезжал он в Балту на лошаденке, собирал деревенских ребятишек, внушал мужикам, что, мол, ученье свет, а неученье тьма. За ученье надо было платить попу по пятьдесят копеек в месяц. А по тем временам это были большие деньги, и доставались они крестьянам с большим трудом. Так и кончилось ничем «просветительное» мероприятие отца Владимира. Большая тяга к учению у балтинских ребят отступала перед нищетой.

Первая школа в Балте была построена в 1908 году. Находилась она на набережной, как раз на середине тогдашней улицы. Школа была деревянная. В ней было несколько классов и длинный широкий коридор. Это было единственное просторное МЕСТо в деревне, поэтому там еще крутили кино, и собиралась молодежь по вечерам. Школа была начальная, до четырех классов. Первые учителя: Валентина Никитична (фамилию не помнят) и Надежда Степановна Сульгина. Первым директором Балтинской школы был Бирюков Иван Павлович. Здесь же в школе работала его жена Муравьева Антонина Игнатьевна, а также Антонюк (Тихонова) Нина Ильинична. Во время войны в школе работали Майданник Надежда Александровна и Дора Ивановна …, эвакуированные из районов, занятых немцами. При директоре Бирюкове строилась новая школа.

Во время войны здание перевезли на новое МЕСТо, туда, где сейчас находится почта на улице Советской. Сначала добавили пятый класс, а в середине 50-х годов сделали пристройки и перевели в семилетнюю школу. В 1962 году школа стала восьмилетней и сделала свой первый выпуск.

История школы (продолжение)
 

Просмотров: 10805

Комментарии

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте

Похожие материалы

Добавить материал

Популярное

Село Балта
04.09.2015
Балта

Родное село
Цель портала - объединение всех кто любит свое село, у кого болит сердце за его будущее, кто не хочет забывать свои корни.
e-mail:
Яндекс.Метрика
Создание сайта -